Сенсационное заявление: ученые рассказали, из чего делались все железные орудия бронзового века

Предыдущие исследования показали, что по крайней мере некоторые железосодержащие артефакты Бронзового века (самый известный пример — кинжал из гробницы Тутанхамона) были сделаны из метеоритного материала. Новое исследование показывает, что ковка метеоритов была распространена во всем Древнем Мире и, возможно, в течение всего Бронзового века превалировала над получением металла из земной руды.

Альбарт Джамбон (Albert Jambon) из Национального центра научных исследований во Франции (CNRS) изучил металлические предметы, найденные археологами в Египте, Китае, Сирии и Турции, применив рентгенофлуоресцентный анализ — методику, позволяющую анализировать содержание химических элементов в материале, не повреждая сам материал. В работе, опубликованной в Journal of Archaeological Science, Джамбон и коллеги отмечают, что точность анализа делает рентгенофлуоресцентный анализ идеальным способом изучения состава металлических артефактов.

Бронзы – мягкий и ковкий сплав с меди с рядом других металлов (оловом, алюминием, кремнием, бериллием, свинцом) – были самыми популярными материалами для изготовления твердых предметов, оружия и украшений до того, как люди научились получать температуры, необходимые для выплавки железа (бронза плавится гораздо легче). Тем не менее среди предметов Бронзового века иногда попадаются металлические вещи с высоким содержанием железа. Вопрос о происхождении руды, из которой были изготовлены эти предметы, долго озадачивал историков.

Метеориты часто содержат железо, а изготовить клинок или украшение из метеорита проще, чем из земной руды: во многих "залетных" камнях металла достаточно, и они не требуют выплавки. Различить железосодержащий материал метеоритного и земного происхождения можно по содержанию никеля — в горных породах на поверхности Земли его мало, потому что во время формирования Земли тяжелый металл почти весь сосредоточился в расплавленном ядре планеты. В метеоритах же его намного больше.

Анализ Джамбона показал, что никеля в железосодержащих артефактах Бронзового Века много, что говорит об их преимущественно метеоритном происхождении. Теперь ученым предстоит применить рентгенофлуоресцентный анализ для того, чтобы выяснить, когда появились первые металлические орудия, выплавленные из земной руды.

Напомним, в древней статуе Иисуса Христа нашли уникальное послание.

Также мы писали, что археологи нашли необычную печать, которая прольет свет на историю Греции.