Рацион человека формирует его микрофлору

Микробы за время совместной жизни приспосабливаются к пище, которую ест их хозяин.

Кишечная микрофлора травоядных и хищных животных сильно отличается по ферментативным активностям: если бактерии хищников разрушают аминокислоты, то бактерии травоядных, напротив, их синтезируют. Учёные утверждают, что подобное наблюдается и у человека, утверждают учёные на страницах журнала Science.

Группа исследователей под руководством Джеффри Гордона из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) изучала кишечную микрофлору диких обитателей Национального парка Серенгети. В поле зрения учёных попали 33 вида травоядных и хищных млекопитающих. "Естественные отходы" животных собирались для генетического анализа для выявления того, какие виды бактерий населяют две группы животных, резко отличающихся по своему рациону. Из полутора тысяч бактериальных генов, найденных в сумме, 495 обнаруживались либо только у травоядных вроде газелей, либо у хищников, к примеру, у львов. Кишечные микробы и тех и других отличались обменом веществ. Бактерии, живущие в хищных зверях, имели ферменты для расщепления аминокислот, тогда как их собратья, обитающие в травоядных млекопитающих, наоборот, синтезировали аминокислоты.

Бактериям, как и всем живым организмам, нужны аминокислоты для синтеза белков, и те из бактерий, что жили в кишечнике у львов, получали все необходимые аминокислоты с избытком. Микроорганизмы травоядных имели от своих хозяев чрезвычайно скудный на белки "паёк", а потому были вынуждены научиться синтезировать недостающие аминокислоты сами. Таким образом, исследователи воочию увидели, как осуществляется подгонка микрофлоры под диету её владельца.

Такой же результат повторился с людьми, когда был проанализирован состав микрофлоры у 18 добровольцев, которые придерживались строго регламентированного ежедневного рациона, — их бактерии обладали ферментами, приспособленными именно к тем питательным веществам, которыми их кормил хозяин.

В обратном эксперименте учёные вводили мышам образцы 10 видов бактерий, взятых у людей. Изменяя диету животных, исследователи смогли с точностью в 60% угадать, какой из 10 видов бактерий станет у животных доминирующим.

Возможность точно соотнести видовой состав микрофлоры с рационом человека могла бы значительно усилить позиции медиков, которые имеют дело с различными желудочно-кишечными расстройствами. Скорее всего, от многих серьезных неприятностей, доставляемых всему организму "не теми" бактериями, живущими в кишечнике, можно избавиться, просто добавив в ежедневное меню лишний кусок мяса или тарелку овощей.

Подготовлено по материалам ScienceNews.