Книги на лето

Степан в Каннах

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Истории очевидцев: Вся правда о запуске "Бурана" 25 лет спустя

Над созданием корабля-легенды работали много людей, а по сути – все в пустую

Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
Фото: С.Грачев
1/9

С очевидцем запуска "Бурана" мы познакомились в музее космонавтики НТУУ "КПИ". Бывший руководитель полета аэродрома "Юбилейный" Байконура – Сергей Иванович Грачев – работает научным сотрудником. Спокоен, вежлив и не по-современному скромен. Как настоящий советский военный, который знает много, но рассказывает только избранным.

Реклама

Со смехом вспоминает, что на Байконур попал совершенно случайно: "В мое время многие мечтали быть летчиками, поступил в летно-штурманское в Ставрополе. Закончил с красным дипломом, и у меня было право самому выбрать место службы по данной разнарядке. География тогда была огромной – "с южных гор до северных морей", как в песне. Зачитывал места службы, одни из них значилось как "Главное управление космических средств". Слово "космических" понравилось. Вот я и "клюнул".

Я как обычный советский курсант понятия не имел, где Байконур находится. Знал, что где-то в Казахстане. Потому достал я карту, нашел на ней населенный пункт "Байканыр" в Казахстане и ужаснулся – от него до ближайшей железной дороги 300 км по пустыне!! Позже я узнал, что Байконур в "летной среде" особо не котировался. Все хотели в ГДР, Польшу, даже в Украину. А туда отправляли как в ссылку. Байконур считался глухоманью, "для романтиков" таких, как я. Словом, поехал я, только в разнарядке значилась станция не Байканыр, а Тюратам. Из Москвы поездом – двое суток. Аэродром увидел только через недели две. Выехали на "уазике". Дорога хорошая, бескрайняя казахская степь. Голая степь и вдруг, откуда ни возьмись – огромный необычный самолет, в котором едва угадывался стратегический бомбардировщик. А на "горбу" у него – огромная белая бочка-цилиндр. Оказалось, это был топливный бак самой мощной в мире ракеты – носителя. Позже, когда окончил специальные двухмесячные курсы подготовки руководителей полетов в Липецке. При мне происходил монтаж и настройка оборудования "Бурана" с помощью специальных самолетов-имитаторов, летающих в лаборатории. Испытательные полеты начались в 1984 году, так, пару раз в месяц, а вот с конца 1985 года стали практически ежедневными. Самой большой проблемой было то, что будущий посадочный комплекс Байконура тогда был больше похож на стройплощадку. Сколько раз было так: заходит самолет на посадку, а по аэродрому какой-то самосвал катится, за рулем которого ребята из стройбата. Народ неуправляемый. То набросают гравия, песка, мусора всякого – это же все чистить нужно! Ограждения никакого. Возьмите Борисполь, там все за колючей проволокой, даже птиц отстреливают, а тут дорогостоящее космическое оборудование в степи и строители, которые могут появиться в самое неожиданное время!"

ПУСК БУРАНА. "В ночь с 14 на 15 ноября я остался на аэродроме, – вспоминает Сергей Иванович.- Приезд боевого расчета запланировали на 06.00 местного времени. Спать, конечно, не пришлось. Многие, находившиеся ночью на диспетчерском пункте, собрались в помещении у "телевизионщиков" – на экранах мониторов наблюдали за процессом заправки носителя компонентами топлива. На черно-белых телеэкранах было видно "Энергию" с "Бураном" в разных ракурсах. Ракета уже "парила", наполняемая жидким кислородом и водородом. Но кроме клубов испарений картинка на экранах не менялась, и личный состав заскучал. Чтобы немного расшевелить людей, телевизионщики обратились к руководителю испытаний на посадочном комплексе полковнику Брацихину П.С. с просьбой включить на мониторах просмотр какого-нибудь фильма. Помню, как на части экранов продолжала идти картинка со стартового комплекса, а на других начали показывать фильм – вроде бы комедию "Полицейская академия", часть 1-я...

Реклама

Среди ночи я решил выйти с диспетчерской на улицу – пройтись. На полпути остановился на магистральной рулежной дорожке и посмотрел на здание диспетчерского пункта – он весь светился огнями, все шесть этажей! А, напротив, на горизонте, подсвеченная ослепительно белым светом прожекторов, стояла ракета под облачным потолком. Но что заставляло задуматься – так это ветер, сильнейший ветер, который нес снежную крупу вперемешку с песком и еще – сплошная низкая облачность... Ну, думаю, не зря нашу "птичку" назвали "Бураном"!

Подходит время пуска. Солнце только взошло, но его не видно – при такой облачности только появилась серость на горизонте. В установленное время взлетел МиГ-25. Я нахожусь в диспетчерской и выбираю – откуда лучше наблюдать пуск? Выбежал на балкон 5-го этажа – а там ветер грохочет в металлическом настиле – вряд ли услышишь, как взлетает "Энергия". Решил вернуться обратно в диспетчерскую и наблюдать в окно. До пуска – считанные минуты. Мысленно просчитываю: так, – расстояние, скорость звука, движение ударной волны, – если рванет на старте, – и говорю диспетчерам: смотрите, если увидите вспышку на старте – сразу падайте на пол под окна к стенке и не шевелитесь!

И вот – время 06 часов 00 минут! Свет прожекторов на горизонте исчезает в клубах выхлопных газов, из которых, подсвечивая это огромное бурлящее рукотворное облако огненно красным светом, начала медленно подниматься ракета, как комета со сверкающим ядром и хвостом, направленным к земле! Обидно коротким было это зрелище! Через несколько секунд только затухающее пятно света в покрове низких облаков свидетельствовало о неистовой силе, которая несла нашу "птичку" через облака. К завываниям ветра добавился мощный низкий рокочущий звук и, казалось, будто он идет отовсюду, что он исходит от низких свинцовых облаков.

Реклама

Только два человека во всем мире наблюдали за полетом "Энергии" с "Бураном", это экипаж СОТН МиГ-25 – летчик Магомед Толбоев и бортоператор Сергей Жадовский.

Стали готовиться к посадке. Пришла и наша участь... Когда "Буран" начал второй виток, прошла информация о том, что по данным телеметрии на борту все нормально, отклонений от работы аппаратуры посадки не отмечено. А в зале управления полетами в это время... К расчетному моменту посадки начал подтягиваться народ. Гражданские, военные, генеральские погоны, журналисты с камерами – ну никакой субординации! Каждый выбирал место поудобнее, чтобы видеть. Взгляды всех стали прикованы к серой пелене облаков в направлении, откуда должен был появиться корабль. А он несся по крутой глиссаде к полосе, видимый только радиолокаторами, которые говорили: "Все нормально! На курсе, на глиссаде!" И вот, как будто ни из чего, плавно обрисовались контуры нашей "птички", которая, казалось, камнем неслась к земле. Первая мысль: "Шасси выпущены?" Потом – крутой перелом траектории снижения, высоко задранный нос, мастерская посадка и замедляющийся пробег, для которого хватило чуть более половины полосы!


И вот "Буран" стоит посреди аэродрома, который замер, как будто все вокруг остановилось, даже ветер, казалось затих... Только в хвосте у корабля попыхивает пламя дожигания топлива, нет – это не макет, как раньше – это он, – НАСТОЯЩИЙ! А Магомед Толбоев, после прохода на бреющем, выполняет крутой вираж на форсаже вокруг "птички" – круг почета, так сказать...


Глядя на остановившийся корабль, моя первая мысль – что он – ЖИВОЙ! И не только потому, что он так умело, приземлился в сложнейшую погоду. В нем были частички жизней всех, кто его создавал, строил, испытывал... А потом началось! Бурные овации, крики "Ура!", все жмут друг другу руки, обнимаются – мы сделали это! Автографы участников на память... На полосу, после паузы ожидания – так было задумано, с двух сторон ринулась техника для послеполетного обслуживания "Бурана".

Не обращая внимания на всеобщую эйфорию, специалисты транспортировали его в МИК... В тот самый МИК, где "птичка" оказалась похороненной под обломками своей страны...

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА. После 1989 года в Ле Бурже его снова отвезли в монтажный корпус, состыковали с остатками с макетными блоками ракетоносителя – в огромном ангаре. Там простоял 10 лет. В 2001 году Россия отказалась от "Бурана". Ельцин своим постановлением прекратил финансирование Бурана. А куда девать наработки – ничего не было сделано. В итоге, просто все бросили. Людям перестали платить зарплату, те ушли с заводов и все это гибнет. Я тоже вернулся в Киев. Благодаря, кстати, "Бурану" и знаниям о нем, получил достойную работу, потом вышел на пенсию и сейчас работаю в музее. Но я постоянно отслеживаю все, что связано с "Бураном". Считаю, что он погиб как бомж под развалинами".

"Хотелось ли вам вернуться на Байконур?" – спрашиваю напоследок. "Нет, отслеживать события – это все, что я могу. Поехать, чтобы увидеть раскуроченное оборудования – это слишком тяжело и больно".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять