Онкологи впервые отследили рост раковой опухоли с момента ее образования

Наблюдение ученых началось в 2008 году, а объектом исследования стал мужчина, у которого был диагностирован рак кишечника

Онкологам впервые удалось отследить рост раковой опухоли в теле пациента, начиная с нескольких клеток и заканчивая метастазами. Результаты своих исследований они опубликовали в журнале Annals of Oncology.

Отмечается, что наблюдение ученых началось в 2008 году, а объектом исследования стал мужчина, у которого был диагностирован рак кишечника. После того как опухоль удалили, врачи обнаружили узелок в легком мужчины и решили пока не удалять его, а понаблюдать за изменениями.

Позже, в 2011 году была проведена биопсия, которая подтвердила, что в легком образовалась вторичная опухоль, которую также удалили. Но при биопсии игла оставила за собой шлейф раковых клеток, которые развились в еще одну опухоль в груди. Ее обнаружили только спустя два года, когда она доросла до места входа иглы в тело. Позже у пациента обнаружили опухоли щитовидной железы и почек. Он умер в 2015 году.

Такое стечение обстоятельств позволило онкологам, взяв день биопсии за точку отсчета, воссоздать хронологию двухлетнего развития опухоли. Кроме того, они использовали данные генетического анализа всех опухолей, которые развились у мужчины.

В результате исследования онкологи отследили все мутации, которые претерпели клетки за два года.

Составление "карты роста" раковых клеток позволило выяснить, почему рак сначала быстро распространился, а потом затаился на несколько лет, прежде чем снова стать агрессивным. Хотя на раннем этапе развития опухоли мутировал ген, ускоряющий деление клеток, это не повлияло на скорость развития метастазов.

Кроме того, у этих опухолей не развились генетические изменения, которые делают раковые клетки более агрессивными.

Ученые считают, что проделанная работа может лечь в основу дальнейшей диагностики и прогнозирования развития опухолей и их реакции на лечение.

Источник: gazeta.ru