Молекулы-мячики расскажут о зарождении жизни

Фуллерены — полые выпуклые многогранники из шестидесяти и более атомов углерода, похожие на футбольных мячики, впервые обнаружены в космосе в твёрдой фазе. Количество найденных "бакиболов" (backyballs) сопоставимо по объёму с 10 тысячами горами Эверест.

Астрономы нашли "отпечатки пальцев" фуллеренов, изучая спектр инфракрасного излучения, исходящий от двойной звёздной системы XX Змееносца (XX Ophiuchi), находящейся в шести с половиной тысячах световых лет от Земли. Свет поймал орбитальный телескоп Spitzer.

В 2010 году учёные тем же способом обнаружили газообразные фуллерены, сообщает Discovery. Молекулы-мячики населяли облака планетарных туманностей Млечного Пути и соседней галактики Малого Магелланового Облака.

Инфракрасное излучение газообразной и твёрдой форм "бакиболов" отличаются. И на этот раз исследователи установили, что фуллерены могут присутствовать в космосе не только в газообразной, но и в твёрдой фазе.

"Результат потрясающий. Теперь мы знаем, что фуллерены широко распространены в космосе. Эти молекулы содержат углерод — важный строительный элемент любой формы жизни", — говорит доктор Майк Вернер (Mike Werner), сотрудник Лаборатории реактивного движения.

По мнению некоторых специалистов, необычные молекулы способны рассказать о зарождении жизни в далёких мирах. Мячики из углерода могут выступать не только в качестве кирпичиков жизни. Они достаточно прочны и долговечны и могут содержать и переносить сложные органические молекулы, а значит, дополнительно способствовать появлению простейших живых существ.

Более подробную информацию об этом открытии учёные опубликовали в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.