Марс может дышать – ученые

В пористую марсианскую почву достаточно свободно проникают атмосферные газы

Марс – планета, которая может дышать. К такому выводу пришли немецкие ученые. Кроме того, на Красной планете происходят температурные колебания.

Данное исследование началось с того, что группа специалистов, которой руководила Каролин де Бель из Университета Дуйсбурга — Эссена (Германия), исследуя то, как ведет себя пыль на поверхности Красной планеты, обнаружила один весьма удивительный факт. Поднятые солнечным нагревом марсианские пылинки достаточно быстро оседали обратно на поверхность планеты — и это при том, что сила тяжести на Марсе в несколько раз меньше земной. Ученые решили выяснить, в чем тут дело.

Исходную гипотезу ведущий автор исследования доктор де Бель сформулировала так: "Мы посчитали, что все дело в потоке газа, идущего в почву и, что важнее, через нее. Именно он и увлекает за собой пылинки, которые, в силу отсутствия тепловой конвекции в марсианской атмосфере, не могут ему сопротивляться". Сразу нужно заметить, что почвой в данном случае ученые называют совсем не ту субстанцию, что носит подобное название на нашей планете. Земная почва — это смесь разлагающихся останков живых организмов с мелким обломочным материалом, а на Марсе почва лишена органического компонента и состоит только из мелких обломков твердых пород.

Исследователи углубились в расчеты и выяснили, что, оказываться, в пористую марсианскую почву достаточно свободно проникают атмосферные газы, и прежде всего — углекислый, который является основой воздушной оболочки Красной планеты. Поскольку атмосферное давление на Марсе составляет всего один процент от земного, то в разреженной газовой оболочке молекула СО2 в среднем свободно пробегает десять микрометров. Но вот что интересно — диаметр пылевых частиц и пор марсианской почвы также равен почти десяти микрометрам. Получается, что свободный пробег молекулы атмосферы и пылевой частицы примерно сопоставим.

Ну, а в таких условиях вполне возможно возникновение эффекта температурной транспирации — процесса, когда газ движется в одном направлении без какой бы то ни было разницы давлений. Более того, движущийся газ сам создает при этом так называемую термомолекулярную разницу давлений. Для того чтобы такая транспирация началась, нужно лишь наличие перепада температур между холодной стороной поры и теплой — и тогда газ пойдет от первой к второй.

Напомним, ранее желание перебраться жить на Марс к 2023 году изъявили 165 тысяч землян.