Марсианская вода находилась под поверхностью планеты

Если жизнь на Марсе когда-то и была, она развивалась по большей части под поверхностью.

Именно под поверхностью Марса в основном и существовала жидкая вода. Таков вывод новой работы, выполненной американскими учёными.

Специалисты проанализировали распределение минералов на более чем 350 марсианских участках по картам, составленным по данным европейского и американского спутников. Особое внимание учёные уделили глинистым минералам. Они формируются в присутствии жидкой воды, а особенности их состава указывают на условия рождения пород.

Оказалось, что тип глин, возникающих под поверхностью (пусть на сравнительно небольшой глубине) – наблюдается по всему Марсу. А вот глины, рождающиеся практически на поверхности, – редки.

Целый ряд минералов, ранее открытых на Марсе, рассказал учёным, что в прошлом планета эта была более тёплой и влажной. Но если жидкая вода на поверхности существовала на протяжении целых эпох, Марс должен был обладать более плотной атмосферой, чтобы удерживать водоёмы от испарения.

Может быть, такая атмосфера у Марса и была миллиарды лет назад, а позже оказалась утрачена. Но новое исследование поддерживает альтернативную гипотезу, гласящую, что большую часть времени жидкая вода существовала в подземельях Марса, сообщает NASA. Лишь на относительно короткое время она появлялась на поверхности, создавая те следы водной эрозии, что можно найти на снимках с орбиты.

На коллаже под заголовком в нижнем ряду синим цветом показаны железо-магниевые глины, наиболее распространённые на Красной планете. Они в основном образуются с участием подземных вод.

Алюминиевые глины (красный цвет) создаются водой близ поверхности. Они являются редкостью на Марсе, но иногда располагаются поверх железо-магниевых глин, а значит, формировались в более позднее время.

Кроме того, на Марсе учёные нашли минерал пренит, формирующийся при 200 °C. Такая температура характерна скорее для подземной среды, чем для открытой поверхности.

Если авторы новой работы правы, в течение сотен миллионов лет тёплая и влажная среда существовала под поверхностью Марса и лишь в короткие эпизоды массы воды хозяйничали на самой поверхности. Для жизни и такие подземные условия могли быть вполне благоприятными, достаточно вспомнить земные геотермальные источники.