Главная Сегодня

Ле Бурже: мечты – это романтика плюс прагматизм

Итак, 52-й Международный аэрокосмический салон в Ле Бурже уже стал историей. Он стартовал неделю назад и вчера закрылся. 2400 экспонентов, 200 официальных делегаций, более 130 летательных аппаратов различного типа и сфер применения возвращаются домой

Парижский салон давно снискал славу самого зрелищного, масштабного, изысканного смотра достижений науки, техники, производства, маркетинга, рекламы. Эта грандиозная ярмарка здорового тщеславия, конкуренции позволяет сверить ориентиры, оценить как сегодняшний уровень, так ближайшие и отдаленные перспективы развития инженерно-конструкторской мысли, высоких технологий, производства авиастроительной, ракетно-космической техники.

У авиасалона славная биография. Точка отсчета — 1908 год, когда здесь проходила выставка автомобилей. Затем Ле Бурже стал Меккой профессионалов и фанатов от авиации. Каждые два года (по очереди с британским Фарнборо) они устремляются сюда — увидеть наиболее интересное, значимое, достойное внимания. Не стал исключением и нынешний.

Официальные итоги еще не оглашены, хотя в интернете уже появляются предварительные и довольно противоречивые мнения. Например, якобы по объемам заказов "Боинг" едва ли не вдвое обошел вечного соперника — евроконцерн "Эрбас Групп" ($75 миллиардов против $40 млрд). Цифры, повторим, не окончательные. Но и без них о многом из увиденного и подслушанного можно порассуждать.

ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ?

Автору выпало побывать и на двух предыдущих парижских авиасалонах в 2013-м и 2015-м. Четыре года назад Украина показывала сразу два самолета — ближнемагистральный пассажирский Ан-158 и средний широкофюзеляжный военно-транспортный Ан-70. Экипажам обоих было предоставлено право подняться в небо сразу после полетов французов (такой чести удостаиваются лишь достойные машины), и они, если и не произвели фурор, то были встречены тепло, доброжелательно.

Это притом, что при всех своих несомненных летно-технических достоинствах "Семидесятка" явно проигрывала в продвижении европейскому прототипу А400М, что бы ни говорил о них тогдашний украинский премьер. 158-й, не без труда и огромных усилий пробивавший путевку в небо, также был условно новым самолетом: его показывали на Ле Бурже до того — в статике. Несмотря на то, что наши машины были в единственном экземпляре, специалисты прочили им хорошие перспективы. Но вышло иначе.

"Семидесятый" так и остался аутсайдером, безоговорочно уступив дорогу А400М, который давно выпускается серийно. Ан-158, невзирая на положительные отклики, был востребован только Кубой. О самолетах, которые могли бы летать в других странах, не говоря уже об Украине, стараются вообще не говорить.

Впрочем, как и о 178-м, дружелюбно воспринятом на предыдущем салоне. Нашим летчикам хоть и не разрешили тогда полетать, но интерес к их машине посетители проявили нешуточный. Всем она была привлекательна. Но, к несчастью, многие комплектующие для нее изготавливались в России, что в условиях агрессии соседа диктовало принципиально другие правила игры. Только поиски импортозамещения (альтернативных деталей, узлов, механизмов разработки и производства других стран) продолжаются до сих пор. Из-за чего самолет несертифицирован, не выпускается серийно и совершает испытательные полеты в гордом одиночестве.

В этот раз Украину представлял среднемагистральный транспортный Ан-132D. Также не новый, а всего лишь модернизированный. Некий осовремененный, подмарафеченный аналог старого доброго трудяги Ан-32, с несколько улучшенными тактико-техническими характеристиками. И с той лишь разницей, что это совместный проект с богатым деловым партнером — Саудовской Аравией, где в пустыне должны построить завод по серийному выпуску таких тюнингованных "грузовиков".

19402082_1207347306059563_7146243516359078023_o

Фото: facebook.com/antonov.company

ТТХ кратко: крейсерская скорость — до 500 км/час, максимальная высота — 9000 метров, грузоподъемность — 9,2 тонны. Может быть использован в различных климатических зонах, на высокогорных и неподготовленных, грунтовых аэродромах. Предназначен для перевозки людей, воздушного десантирования грузов на парашютных платформах, транспортировки пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций. Заявлен как первый украинский самолет без использования комплектующих российского производства. Оснащен двигателями компании "Пратт энд Уитни", винтами — британской фирмы.

Но пока 132-й существует в единственном числе и демонстрационной версии, что и означает, собственно, приставка D, к нему так и относятся — лишь как к концепт-кару в автомобилестроении: надежен, маневрен (что подтвердили показательные полеты), однако без серийного производства оценивать, прогнозировать будущее рабочей лошадки легкомысленно и преждевременно. Да и было уже такое не раз и не два.

Не наступить бы на те же грабли, повторив грустные истории с незадачливыми предшественниками. Время на месте не стоит. Пустующие ниши в гражданской, транспортной, военно-транспортной авиации быстро заполняются. И конкуренты "Антонова" не дремлют. Жить на проценты от былой славы — путь в никуда. "Боинг", "Эрбас", "Эмбрайер", "Бомбардье" так не работают. На рынок авиаперевозок выходят агрессивные новички — японские, китайские. Их лайнеры, что называется, дышат в затылок лидерам отрасли, заставляя трудиться эффективнее, создавая технику завтрашнего дня, применяя современные технологии, оригинальные инженерные, конструкторские решения.

Незадолго до Ле Бурже "Сегодня" встречалась с одним из руководителей предприятия "Антонов", пытаясь выведать, чем всемирно известная фирма намерена удивить, какие готовит сюрпризы, сенсации.

— Мы не ставим задачу кого-то чем-то удивить, — пригасил интригу собеседник. — Хотим создать серийный облик машины, подразумевающий максимально универсальную платформу, на базе которой может использоваться транспортный,  медицинский, патрульный варианты, постановщик помех и так далее. Такая платформа — основа легкого транспортного самолета для различных нужд и регионов с учетом пожеланий заказчиков...

Ну что тут скажешь? И хочется верить в лучшее, и осторожность мешает. Ведь сколько было в прошлые годы чаяний, надежд, амбиций. Сколько клятвенных, но увы — ни к чему не обязывающих чиновничьих заверений обеспечить протекционистскую политику, государственную поддержку развитию отрасли. А грянула война с Россией, и планов громадье полетело в тартарары.

Кстати, о протекционизме. Недавно избранный президент Франции Эммануэль Макрон не просто посетил Ле Бурже, формально засветившись перед прессой, а прилетел туда на военном А400М евроконцерна "Эрбас", что говорит о многом. Еще в 2013-м было понятно, что Ан-70 дорогу на Запад не пробьет — слишком мощное лобби этому противостоит. Чуда не случилось. И наш крутой транспортник так же одинок.

В рамках экономических санкций против России, в Ле Бурже—2017 нашим бывшим партнерам по авиабизнесу перекрыли кислород. Они всегда были не прочь поиграть мускулами, щегольнув особенно боевой авиацией — ударными вертолетами, истребителями. Как и два года назад, в этот раз посетителям показывали лишь макеты. Натурных образцов привезти не разрешили. Представители российских компаний и предприятий порой откровенно скучали у своих стендов, а от контактов с прессой уклонялись. Не повезло и главе "Рособоронэкспорта" -- когда тот возвращался в отель, его избили и ограбили местные гангстеры...

Большой интерес, что закономерно, вызвали у специалистов и экспертов самолеты производства "Эрбаса" и "Боинга". Конкуренция между ними выходит на новый уровень. Европейский концерн представил на салоне самый большой в мире гражданской авиации широкофюзеляжный А380, модификации пассажирских А350 и А321, из боевых машин (помимо А400М) — истребитель "Тайфун", вертолеты, другую технику.

Американцы прилетели на эффектном, с иголочки "Дримлайнере" 10-й серии, самом экономичном лайнере, выходящим на удлиненные трансконтинентальные и трансатлантические маршруты. Хвастались и новой модификацией "Боинга-737" Мах. Разработки с применением композитных материалов показали канадцы. Очереди выстраивались у тренажеров, симуляторов, где в режиме реального времени можно было испытать себя в роли пилота. А студент Андрей Лозовой из Харькова подписал в Ле Бурже свой первый в жизни контракт.

"АВИАЦИЯ —  НЕ СПОРТ, КОТОРЫЙ МОЖНО ВОЗРОДИТЬ..."

773263_main

Президент Благотворительного фонда Борис Колесников поздравил победителей конкурса "Авиатор", отметив, что поездки на такие международные профильные форумы стимулируют студентов к саморазвитию, изучению иностранных языков, постановке правильных целей и их достижению.

По его словам, будущие молодые специалисты обретают понимание и значимость выбранной профессии, учатся азам мирового авиарынка, заявляют о себе и своих амбициях потенциальным работодателям.

— Вы вернетесь домой и создадите самолеты еще лучше, чем те, которые видели здесь, я в этом не сомневаюсь, — с оптимизмом сказал Борис Викторович. — За шесть лет существования проекта стало понятно: кризисы проходят, они не бесконечны, но страна должна поддерживать специалистов. В Украине есть собственная конструкторская база, есть свое развитое авиапроизводство. Утратить их нельзя. Мир не обманешь. Это не спорт, не футбол и не хоккей. Это не восстановишь и, потеряв, не возродишь...

На вопрос "Сегодня", будет ли продолжен конкурс "Авиатор", Борис Колесников ответил утвердительно:

— И не только он, но и другие — железнодорожников, архитекторов. Работаем сейчас над организацией еще двух новых профессиональных конкурсов. Молодежь будет строить новую Украину, а значит, должна уже со студенческой скамьи хорошо ориентироваться в будущей профессии, понимать свое место в ней, много знать, понимать, уметь, и тогда все получится и у государства, и у каждого из этих талантливых, перспективных ребят...

hur5_5492_9564957__

Есть контракт! Алексей Лозовой. Фото: А. Ильченко

После участия в авиасалоне студенты и учащиеся из Киева, Харькова, Кропив­ницкого, Днепра, Запорожья, других городов Украины совершили экскурсию по Парижу и побывали в Диснейленде. Победители следующего конкурса получат путевки на авиашоу в Фарнборо. Оно пройдет будущим летом. И многие к нему уже начали активно готовиться.

НАЙТИ СЕБЯ В СВОЕЙ ПРОФЕССИИ

Что ждали они от Ле Бурже, совпали ли ожидания с увиденным, какие впечатления оставили дни пребывания на авиасалоне и каким в связи с этим ребята представляют свое будущее, "Сегодня" расспрашивала их прямо на месте событий.

773628_main

Диснейленд. Тоже интересно. Фото: А. Ильченко

Анна Сергеева, студентка Национального авиационного университета:

— Так получилось, что в конкурсе я участвовала не в первый раз, но в этом году победила. Конечно, довольна. Моя будущая специальность — авиадиспетчер. У нас уже была практика, и представление об управ­лении воздушным движением у каждого, в принципе, есть. Рабо­тали, естественно, под руководством инструктора, но приходилось принимать и самостоятельные решения. Эмоциональная нагрузка очень велика. Но это не отпугнуло, наоборот, вызвало еще больше желания совершенствоваться, постигать новое. На авиасалоне общалась со специалистами Ев­роконтроля и не исключаю, что удастся найти работу авиадиспетчера в одной из компаний управления воздушным движе­нием. Авиация — это романтика. Но не только она...

Владислав Голубок, учащийся Васильковского летного колледжа:

— Хотелось бы поблагодарить фонд Бориса Колесникова за такую классную возможность — проявить себя в конкурсе и, став победителем, побывать на авиасалоне в Ле Бурже. Такое дорогого стоит.

Сергей Кирилишин, четверокурсник Киевского авиатехникума:

— Я учусь на стационаре и одновременно работаю слесарем-ремонтником оборудования на заводе "Антонов". Совмещаю теорию с практикой. К сожалению, у нас на предприятии можно снимать фильм о советской эпохе без всяких декораций... А некоторые из руководителей называют фюзеляж... кузовом. Нужно многое менять, внедрять прогрессивные методы, вкладывать в это деньги. Непосредственно к сборочным работам я отношения не имею, но технология производства самолетов на "Боинге", "Эрбасе" меня очень интересовала и интересует. Увидеть новинки авиационной техники, пообщаться со специалистами, обменяться впечатлениями с друзьями — это здорово. А насчет перспектив, то, думаю, после техникума поступить в вуз и потом трудоустроиться в Украине.

Андрей Закревский, студент Киевского политехни­ческого института:

— Не ожидал увидеть в Ле Бурже столько новинок. Что запомнилось: мы подходили к специалистам, расспрашивали их о технике, ее особенностях. И никто не отмахивался, наоборот, приводили инженеров, менеджеров, те отвечали на каждый вопрос, сами расспрашивали и говорили на равных. Предлагали присылать свои анкеты. Хочу поступать в Жешувскую политехнику в Польше. Продолжу заниматься беспилотными летательными аппаратами. Один такой беспилотник мы разрабатывали для Донбасса, но не сложилось...

Евгений Свиридов, курсант Кировоградской летной академии:

— Я уже второй раз выиграл конкурс "Авиатор" — в прошлом летал на авиасалон в Фарнборо. Что-то интереснее было там, что-то в Париже, но выставка Ле Бурже побольше, много специалистов, с которыми можно пообщаться, увидел немало инноваций, которых не встретил в Великобритании. Париж тоже замечательный город. Говоря о планах на будущее, планирую летать в Украине. Коммерческая авиация потихоньку развивается. Надеюсь найти хорошую работу. Известная отечественная компания набирает пилотов, расширяет флот и хотелось бы попасть туда. Вернемся, получим дипломы и будем определяться. Надо получить еще летные свидетельства. Чем их больше, тем выше шансы проявить себя...

Алексей Шульцев, студент Запорожского национального технического университета:

— Мне очень хотелось попасть на авиасалон в Фарнборо, но не вышло. А на Ле Бурже все получилось. Впечатления не только совпали с ожиданиями, но превзошли их. Поразили масштабы — выставка огромная! Не представлял, что это мини-город, где есть целые районы, масса экспонатов... Куча новинок! Увидел аэробус А380 и ахнул — такая махина. А еще меня, любителя истории авиации, порадовало посещение павильона, где демонстрировались раритетные поршневые самолеты периода Второй мировой войны... А что касается будущего места работы, то можно и помечтать, представив, что выпадет работать не только на "Мотор-Сичи" или "Ивченко-Прогресс", а, допустим, в "Пратт энд Уитни"... Правда, ради осуществления такой дерзкой мечты надо хорошенько потрудиться. Недавно увидел рекламный пост одной уважаемой фирмы, которой требуются инженеры-прочнисты. Это как раз по моей части...

Евгений Лукацкий, студент Национального технического университета:

— "Антонов" порадовал в Ле Бурже своим модернизированным Ан-132D. Надеюсь, самолет будет производиться серийно. Он создавался в кооперации с Саудовской Аравией, которая вкладывала свои средства в разработку машины и заинтересована в ее продвижении на рынок. О чем мечтаю? О том, что на следующем  авиасалоне Украина будет представлена и нашими собственными разработками. У меня, к примеру, есть несколько проектов. Это спортивно-пилотажный самолет, под который ищем инвестиции, чтобы воплотить задуманное в жизнь. Другой проект пока в стадии эскизов — предназначенный для внутренних воздушных линий 13-местный самолет. Своего рода замена устаревшему Ан-2, ремоторизация которого проходит не так быстро, как хотелось бы. Такие самолеты могли бы связать небольшие населенные пункты в Украине, между которыми нет нормального автомобильного сообщения.

Александр Таран, учащийся Запорожского авиаколледжа:

— Понравилось в Ле Бурже много чего, и не только самолеты, но и ракетно-космическая техника. Показательные полеты очень запомнились. Те же американские истребители: одно дело — видео, а тут, когда поворачивается своим соплом и уши от грохота закладывает — просто что-то невероятное. Разные компании представили немало своих новинок, так я набрал журналов, проспектов, чтобы показать знакомым в КБ "Прогресс" — пойду к ним, поделюсь! Очень рад, что есть такие выставки, а у победителей конкурса возможность побывать на них, заглянуть в завтрашний день авиации. Не уверен, что смог бы еще когда-нибудь здесь побывать. Это сложно описать словами.  

Андрей Бардаков, студент факультета компьютерных наук и технологий Донецкого национального технического университета (Покровск), переселенец из Донецка:

— Наша специальность, компьютерная инженерия, связана с разработкой аппаратуры на базе микроконтроллеров. Также занимается проблемами робототехники. Это важно в элементах управления самолетов и процессе их производства. В одном из павильонов познакомился с представителем всемирно известной компании и был удивлен, узнав, что наши разработки в чем-то совпадают. Не в полной мере, так как слишком разные возможности, но довольно близки. Наш университет после известных событий стал очень маленьким. И я один его представлял на этом конкурсе. А из личных впечатлений — мне понравились фигуры высшего пилотажа на большом пассажирском самолете, маленьком биплане и особенно боевом истребителе...

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять