К 2020-му космос станет доступным, а на орбите появятся базы отдыха

Футурологи говорят, что вот-вот полеты в космос станут доступными и небогатым людям.

"Если сильно захотеть — можно в космос полететь; рано утром на рассвете подойду к своей ракете". Слова этой популярной песни вполне можно воспринимать за пророчество, особенно если проанализировать тенденции в деле освоения космоса за последние 10—15 лет. Во-первых, ведущие мировые державы уже не готовы тратить на космос из госбюджета такие же колоссальные деньги, как в разгар холодной войны (СССР и США ежегодно тратили в 70-х годах порядка $30 млрд. в пересчете на нынешние деньги, тогда как сейчас эта сумма втрое меньше), а разработку новых технологий практически полностью передали в частные руки.

Во-вторых, космос стал доступен и для "простых" людей, правда, очень богатых. Так, в 2001 году за пределы Земли отправился первый космический турист — американский бизнесмен Деннис Тито на борту российского корабля "Союз" слетал на Международную космическую станцию, где пробыл чуть больше двух недель. Вдохновленные его примером, один за другим в космос отправились еще 7 богачей, каждый из которых потратил на вояж от $20 до $35 миллионов.

Конечно же, эти примеры сейчас сложно назвать началом эры космического туризма (95% людей на Земле не способны заработать такие деньги за всю жизнь), но футурологи говорят, что вот-вот полеты в космос станут доступными и небогатым людям. Просто для этого нужно создать инфраструктуру, рассчитанную на групповые экскурсии: наладить регулярные рейсы, построить космические отели, продумать экскурсионные программы, словом, поставить все на поток.

Ведь, как известно, любое дело должно быть коммерчески успешным, а заработать деньги на космическом туризме можно либо за счет высокой (космической) цены каждого тура (как сейчас), либо за счет оборота (если в космос будет летать достаточно много людей). Конечно, стоимость такого тура будет намного выше, чем, например, поездка в Египет: прогнозируют, что билет на неделю будет стоить порядка $30 тыс., но и впечатлений в данном случае побольше. Правда, столько стоить билеты будут лишь к 2020 году.

Прогнозу вполне можно верить, учитывая то, что несколько месяцев назад в пустыне американского штата Нью-Мексико открыли первый частный космопорт, на летный состав которого уже начали продажу билетов по цене $200—300 тыс. — построившая космопорт компания Virgin Galactic уже получила заявки на участие в полетах от 340 человек на общую сумму в $45 миллионов. Отметим, что фантаст Роберт Хайнлайн еще в 60-х годах прошлого века прогнозировал, что к 1985 году такие полеты станут обыденностью. Правда, потом сместил свой прогноз на 20—30 лет (окончание холодной войны и развал СССР замедлили процесс освоения космоса).

Кликните по изображению для увеличения

ПРОЕКТ: ОТЕЛЬ НА ОРБИТЕ ЗЕМЛИ

Сегодня организаторы полетов в космос могут предложить либо кратковременный полет по орбите, либо путешествие на орбитальную станцию МКС на неделю. Однако неспециалисту там откровенно скучно — сплошная работа, приборы и опыты — любитель лишь мешает космонавтам работать. Это все равно что поехать в Египет на стройку. Для привлечения туристов нужны именно помещения для свободного времяпровождения. И работа над ними уже идет — к 2012—2015 годам можно ждать появления космических отелей сразу от двух разработчиков: Bigelow Aerospace и Galactic Suite.

Согласно с проектами, космические отели будут предоставлять туристам все стандартные "земные" услуги: номера, столовые, бар, набор развлечений. Весьма вероятно, что туристам также предложат прогулки в открытом космосе в скафандрах, чтобы путешественник мог хоть на 5—10 минут "повиснуть" в полутьме и помечтать, рассматривая нашу планету или далекие звезды.

Фотогалерея: В космосе появятся отели для туристов

ТРЕБУЕТСЯ ОТЛИЧНОЕ ЗДОРОВЬЕ

На борту. Жить в невесомости очень вредно для здоровья

Однако даже при наличии инфраструктуры полет в космос не будет развлечением в привычном понимании этого слова. Дело в том, что состояние невесомости — настоящее испытание для человеческого организма. Космонавту кажется, что тело наклонено или вообще находится в положении вниз головой. Часто происходят изменения в работе сердечно-сосудистой системы: отток крови вызывает кислородное голодание сердца, глаз и головного мозга. Это грозит также нарушениями мускульной координации и потерей зрения. Кроме того, мышцы космонавта ослабевают, может начаться дистрофия. Словом, полету в космос будет предшествовать спецподготовка организма к неземным условиям жизни, а также требуется отличное здоровье.

КОСМОЛЕТ: "ПОВЕЗЕТ" ТУРИСТОВ В 2015-М

Bigelow Aerospace — известная частная компания, занимающаяся космическим туризмом — разработала специально для этих целей... надувные космические челноки. И, в отличие от конкурентов, уже провела успешные испытания своих космолетов.

Компания запустила в июле 2006 года и июне 2007 соответственно модели Genesis 1 и Genesis 2 (с 22 камерами на борту) — тестовых предшественников моделей, предназначенных для проживания людей. Аппараты были выведены в космос на ракетах "Днепр" (переделка на основе межконтинентальных баллистических ракет SS-18) с космодрома "Ясный" в Сибири. Следующая цель — размещение на орбите в 2015 году реального жилого пространства на орбите. Многое зависит от наличия транспорта, которым может выступить ракета Atlas 5 либо еще не построенная Falcon 9 от частной компании Space Exploration Technologies (SpaceX), либо одна из украинско-российских разработок. Для доставки всех компонентов комплекса на орбиту необходимо совершить около семи запусков.

Первый создаваемый комплекс будет сдаваться в аренду, один из модулей предназначен для экипажа компании, в задачу которого войдут поддержание нормальной работоспособности оборудования и обязанности по обеспечению комфорта клиентов. Отметим, что владелец компании определяет цели пространно, утверждая, что она стремится "строить сооружения, которые будут населены талантами, занимающимися действительно интересными задачами, и эти сооружения будут в космосе". Очевидно, намекает на необходимость господдержки проекта. Правда, в случае отсутствия таковой, модули также готовы служить отелями, если Hilton, Marriott или какая-либо другая сеть пожелают развиться до космических просторов. Еще один вариант — сотрудничество с киностудиями.

Правда, главной надеждой компании все-таки остается бюджет NASA, которая инициирует свой проект по разработке коммерческих аппаратов Commercial Crew Development (CCDev). В сентябре 2009 года Bigelow Aerospace совместно с Boeing предложили NASA свои варианты транспортной системы, но то же самое сделали и другие производители. Сейчас NASA выбирает, какой из разработок отдать предпочтение.

Видео: Американцы придумали новый дешевый способ космического туризма

РУССКИЙ ПРОЕКТ

Полетит в 2015-м?

Кроме американцев, собираются строить космоотели и россияне. Проект коммерческой космической станции (ККС) разработали компании "Орбитальные технологии" и РКК "Энергия". Вывод на орбиту на российской ракете-носителе "Союз" будет осуществлен в конце 2015 — начале 2016 года.

Первый модуль ККС будет объемом около 20 кубических метров. Первоначально космический отель будет иметь четыре каюты. В нем смогут одновременно находиться до семи человек. Также предусмотрено обеспечение стыковки с космическим отелем российских, европейских, американских и даже китайских кораблей. Доставлять на станцию туристов и возвращать их обратно планируется на кораблях "Союз", а продукты и оборудование будут завозить грузовыми кораблями "Прогресс". В случае необходимости КСС может служить убежищем для экипажа МКС на случай аварии.

ТРЕНИНГИ: ПРОВОДЯТ НА ЗЕМЛЕ

Имитация. Почувствовать себя в невесомости можно за $3,5 тыс.

Сегодня подготовка космических туристов проводится в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина, а также в небольших самолетах, симулирующих невесомость, и занимает полгода. Программа подготовки туристов состоит из трех этапов: физическая подготовка, специализированная космическая подготовка (упражнения на центрифуге, под водой и в невесомости) и предполетная космическая подготовка (техзнания). Стоит курс подготовки недешево — $30 тыс. Еще бы! Один только полет на истребителе, который вначале резко взмывает на небо, а потом вертикально "падает" вниз (таким образом и появляется невесомость), обходится будущему туристу в 3,5 тысячи долларов. По окончании курса будущий турист проходит испытания.

Новинка. Новый скафандр позволяет выход в космос даже любителям

Для выхода человека в космос сегодня разработаны новые скафандры, облегченные в использовании. Одна из свежих разработок — скафандр "Орлан-МК" (см. на фото), оснащенный бортовой компьютерной системой, связанной с космическим кораблем.

ПОЛЕТЫ НА ЛУНУ — В ПЕРСПЕКТИВЕ

Частные компании, которые готовятся к организации туристических полетов в космос, сейчас изучают перспективы организации экспедиций и на Луну. Считается, что с технической точки зрения трудностей она не представляет. Вот только очень дорого: двухнедельный космический тур с посещением международной космической станции и облетом Луны может обойтись примерно в $100 миллионов. Сейчас в России запущена предварительная, "земная" часть лунного проекта. Установка-тренажер максимально полно для наземных условий имитирует полет на Луну в условиях реального масштаба времени. Подсчитано, что "дорога" туда и обратно займет 7 суток, плюс неделю нужно провести на орбите луны. В роли лунного модуля используется базовый блок станции "Мир". Экипаж испытывает распорядок космического полета, в том числе и предстартовые перегрузки, а также состояние невесомости — такие условия достигаются с помощью центрифуги и на летающей лаборатории Ил-76.

На "лунном корабле" адекватно воспроизведена внешняя среда, причем "картинка" настолько реалистична, что, глядя в иллюминатор, можно увидеть звезды, Землю и Луну в режиме "бега звездного неба". Электронно-оптические приборы имитируют перемещение небесных тел так же, как это происходит при движении корабля в реальном полете. Питание, сон, туалет, вся система жизнедеятельности, кислородная установка — все работает в космическом режиме. Кстати, попробовать пожить в такой лаборатории можно хоть сейчас, но за деньги — от $10 тыс. за месяц жизни на борту.

Прикрепленный файл:

scheme.jpg