Астрономы нашли планету с "титановыми" облаками

WASP-19b — это очень жаркий и необычный горячий юпитер, находящийся на расстоянии около 1000 световых лет от Земли

Астрономы обнаружили оксид титана в атмосфере экзопланеты WASP-19b, находящейся в созвездии Паруса и вращающейся вокруг желтого карлика WASP-19.

Об этом сообщает "Популярная механика" с ссылкой на исследование Nature.

Наблюдения с помощью камеры и спектрографа FORS2 (инструмента комплекса телескопов Very Large Telescope) позволили ученым из Европейской южной обсерватории (ESO) увидеть химический состав экзопланеты WASP-19b, а также предоставили ценную информацию о температуре в ее атмосфере.

WASP-19b — это очень жаркий и необычный горячий юпитер, находящийся на расстоянии около 1 000 световых лет от Земли. Экзопланета имеет примерно такую же массу, как и Юпитер, однако из-за очень близкого расположения к родительской звезде она совершает один оборот вокруг нее всего лишь за 19 часов. Именно поэтому она настолько горячая: температура ее атмосферы оценивается в 2 000 градусов Цельсия.

Когда WASP-19b оказывается перед звездой, некоторые лучи последней проходят сквозь атмосферу планеты, оставляя "следы" в свете, который в итоге достигает Земли. Астрономы изучили эти "следы" при помощи FORS2 и пришли к выводу, что атмосфера экзопланеты содержит — наряду с сильно распространенным туманом — оксид титана, натрий и воду. (Ранее, в 2013 году, в атмосфере WASP-19b при помощи телескопа "Хаббл" был найден водяной пар.)

Оксид титана редко встречается на Земле; при этом известно, что он существует в атмосферах холодных звезд. В атмосферах таких горячих планет, как WASP-19b, оксид титана поглощает тепло. Если же вещества достаточно в атмосфере, оно предотвращает как выход, так и вход тепла. Это вызывает температурную инверсию — когда в верхних слоях атмосферы температура выше, чем в нижних. Озон, например, делает то же самое в атмосфере Земли, вызывая инверсию в стратосфере.

Исследователи осуществляли сбор данных по WASP-19b более года, сравнивая свои наблюдения с моделями атмосферы. Так им удалось узнать о составе атмосферы экзопланеты, и их результаты могут быть использованы в дальнейшем для создания улучшенных моделей атмосфер других внесолнечных планет. Последние, вероятно, помогут в интерпретации будущих наблюдений планет, потенциально пригодных для жизни.

Ранее NASA удивило новыми фотографиями с Марса.