Астрофизики напрямую наблюдали взрыв звезды

Ученые полагают, что через сотни лет взрыв повторится

Двойная система (в представлении художника) Изображение: K. Ulaczyk / Warsaw University Observatory

Астрофизики из Польши, США и Великобритании наблюдали взрыв белого карлика — рождение классической сверхновой звезды. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Наблюдения, проводимые с 2003 года в рамках проекта OGLE (Optical Gravitational Lensing Experiment), фиксировали периодические изменения светимости звезды V1213 Cen, которые завершились взрывом сверхновой в 2009 году.

pic_74742ef372b3745106bbb820f25e8fd2

Снимки V1213 Cen, фото: J. Skowron / Warsaw University Observatory

Ученые отмечают низкую скорость массообмена между звездами в двойной системе V1213 Cen. Сброс оболочки белым карликом начался спустя шесть суток после последнего падения его светимости.

Астрономы отмечают, что им удалось напрямую наблюдать взрыв сверхновой и подтвердить теорию, описывающую массообмен между компаньонами в двойной системе. Ученые полагают, что через сотни лет взрыв, сопровождающийся кратковременным увеличением на три порядка яркости светила, повторится.

Свойства двойной системы в этом случае зависят от скорости массообмена — как быстро материя с небольшого компаньона попадает на белый карлик.

Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных