Книги на лето

Степан в Каннах

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Альтернативное топливо: водорослями по кризису

Ученые мира пытаются заменить бензин и дизтопливо продуктами синтеза одноклеточных.

Скоро исполнится год, как премьер Юлия Тимошенко пообещала: в Украине развернется программа по обеспечению страны биологическим топливом собственного производства. Причем речь шла не о набившем оскомину биогазе из экскрементов (по мнению специалистов, его широкое использование довольно проблематично из-за нестабильности химического состава — смотрите ЗДЕСЬ), а о совершенно новом явлении: биотопливе для автомобилей, которое вырабатывают водоросли. "Они растут в трубах и даже не прикасаются к земле. В настоящий момент все это поднимаем и ставим, во-первых, на экспериментальную базу, а во-вторых, на промышленное производство Стоимость дизельного горючего из водорослей будет в пределах 2 гривен, бензина — 3 гривен, а его качество намного лучше, чем у того, которое изготовляется из нефтепродуктов", — объяснила премьер.

Сегодня разыскала эти таинственные водоросли, и ученых, которые их выращивают: в Киеве в Институте ботаники им. М. Г. Холодного НАН Украины. Увы, оказалось, что пока нигде в мире нет промышленного производства топлива из таких водорослей и неизвестно, когда это будет. При этом за рубежом в подобные разработки вкладывают сотни миллионов долларов, у нас — копейки.

Реклама

БОТРИОКОККУСЫ. Откроем тайну: живые производители биотоплива называются "Ботриококкус броунии". "Это — уникальные одноклеточные водоросли размером в 5 микрон (0,005 мм) и весом около 1 мг (0,001 г), которые в процессе роста накапливают в себе не жирные кислоты, как другие растения: рапс, подсолнечник, водоросли хлорелла (именно такие кислоты являются сырьем для биодизельного топлива), а нефтеподобные соединения — длинноцепочечные углеводороды. Фактически это — биологическая нефть, которая не нуждается в дальнейшей обработке для получения из нее топлива, но если ее подвергнуть крекингу (переработке на НПЗ), как ископаемую нефть, длинные цепочки углеводородов от высокой температуры порвутся на более короткие и получится бензин и дизтопливо, — рассказывает замдиректора по науке Института ботаники доктор биологических наук Елена Золотарева. — В ботриококкусе бионефть накапливается внутри клеток (их хорошо видно в обычный микроскоп) в виде капель и при несильном нажатии легко выделяется из них во внеклеточное пространство, причем сухая масса каждой клетки содержит до 70% углеводородов. Именно поэтому ботриококкус рассматривается как один из наиболее интересных живых объектов для выработки горючего. Однако есть серьезная проблема. Водоросль одноклеточная, но колониальная: растет не отдельными клеточками, а слипается в большие конгломераты. В результате клеткам, находящимся внутри этого "комка", не хватает света и они плохо развиваются. К тому же, хорошие штаммы очень дорогие: небольшая пробирка стоит сотни тысяч долларов. Проблема выращивания ботриококкуса в промышленных масштабах не решена и говорить о регулярном получении крупных объемов топлива из него прямо завтра нельзя, да и цена его сейчас будет отнюдь не 3 гривни за литр, а на порядок больше".

А вот биодизель — продукт, вырабатываемый из растительных масел и смешиваемый с дизельным топливом в пропорции от 5 до 30% (без переделки двигателя), действительно намного выгоднее производить из обычной хлореллы, которая живет в наших реках и озерах, чем даже из рапса или подсолнечника. "Подсолнечник дает 800 кг масла с гектара,рапс — тонну, масличная пальма (у нас она не растет) — 5 тонн, а микроводоросли — 79,3 тонны (!) с гектара, или почти в 80 раз больше, чем рапс и в 100 раз больше, чем подсолнух", — говорит профессор Золотарева.

Реклама

Прекрасный результат, но есть масса технологических проблем, признает она: например, необходимо ночью подогревать воду в водоемах с водорослями. В южных штатах США — Калифорния, Нью-Мексико, Гавайи в течение 6 лет проводили эксперименты по промышленному выращиванию хлореллы в открытых водоемах площадью 1000 кв. м (0,1 га). Удалось добиться прироста до 50 г биомассы с 1 кв. м в день или до 50 кг с 0,1 га. Это значит, что 2 миллиона таких прудов (0,1% земель в США, пригодных для выращивания водорослей) могли бы давать топлива для 5% американских автомобилей, но пока до промышленной переработки в США дело не дошло — нужно вложить миллиарды долларов.


Подручные средства. Так исследуют водоросли украинские ученые

НАШ РАПС ИДЕТ ЗА ГРАНИЦУ. Для Украины расчеты показывают: чтобы топливо из хлореллы было дешевле, чем из нефти, водоросли также надо выращивать в открытых водоемах, под солнечным светом, дабы не тратить на освещение электроэнергию. К сожалению, в наших широтах это возможно только в Крыму, и то зимой хлорелла будет расти очень медленно. Поэтому в Украине рапс и подсолнечник по-прежнему являются самым распространенным сырьем для производства биодизеля, несмотря на то, что они сильно истощают почву. В основном его экспортируют в Германию: немцы платят украинским фермерам хорошие по нашим меркам деньги — до 1200 грн. за тонну, это больше на 20%, чем за тонну продовольственной пшеницы 3 класса, выращивать которую намного дороже, чем рапс. В прошлом году его экспортировали около 700 тыс. т.

Реклама

А КАК У НИХ: ВПЕРЕДИ НЕМЦЫ, ПОЗАДИ РОССИЯНЕ

Идея перевести автомобильные двигатели на биотопливо: этанол (заменитель бензина) и биодизель возникла почти полвека назад. Наиболее продвинулась в этом направлении Бразилия, где более 30% автомобилей ездит на смеси этанола с бензином. В качестве сырья используется сахарный тростник, которого в Бразилии выращивают столько, что за год из него получают более 6 млрд. л этанола, из которых треть (2,2 млрд. л) идет на получение смеси безводного этанола с бензином (все автомобили Украины в год потребляют до 7 млрд. л бензина).

Стоимость литра этанола в Бразилии — около $0,5, что почти вдвое дешевле, чем бензин, хотя при использовании биотоплива возникают определенные проблемы, требующие доработки двигателя (см. на соседней странице). Кстати, в Бразилии уже не пользуются спросом обычные машины, а покупаются только те, которые могут ездить на любой смеси этанола и бензина. Но эта страна — исключение именно потому, что у них много дешевого сырья и теплый климат, в котором моторы на этаноле хорошо работают.

В США, занимающих второе место в мире по использованию биоэтанола, получаемого из зерновых, примерно половина бензина продается с добавкой 10% биоэтанола. В Европе доля биотоплива составляет 2—3%. при цене около $600 за тонну, что сопоставимо со стоимостью тонны бензина. Основной упор в Старом Свете сделан не на этанол, а на биодизель. Впереди Германия, где его вырабатывают в основном из рапса около 3 млн. т в год, далее идут Италия и Франция — до 1 млн. т и Британия — до 500 тыс. т., еще 12 стран Европы дают все вместе около миллиона тонн ежегодно.

На территории СНГ первым начал производить биоэтанол Казахстан — в 2006 г. там был запущен завод мощностью 57 тыс. т биоэтанола в год, на что уходит 220 тыс. т. пшеницы в год. Для обеспечения завода сырьем компания пробрела 200 тыс. га земли и планирует открыть еще 3 таких 3 предприятия. В России, как известно, богатой нефтью, рынок биотоплива практически не развит.

В ЕВРОПЕ БИОТОПЛИВО ВНЕДРЯЮТ "ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО"

Несмотря на все преимущества водорослей, но из-за технологических трудностей при производстве из них биотоплива, пока наиболее реальным является традиционное сырье: это спирт для биоэтанола (его смешивают с бензином в пропорции от 6% до 85% спирта) и растительные масла для биодизеля (от 5 до 30% биодизеля, остальное — так называемый петродизель (от петролеум — нефть). Плюс добавляют специальные весьма дорогие химические присадки, стабилизирующие состав топлива.

Что касается использования спирта и биодизеля в чистом виде, то это, по мнению ученых, невозможно без существенного изменения конструкции двигателей внутреннего сгорания: например, замены дешевых алюминиевых, пластиковых и резиновых деталей на нержавеющую сталь, что существенно (до 5—6%) увеличит стоимость автомобиля.

Но даже если производители автомобилей и согласятся на такие издержки, это не значит, что потребители массово перейдут с бензина и солярки на биотопливо. В Европе (да и в Украине), в отличие от Бразилии, нет избытка сахарного тростника и другого сырья, которое можно было бы переработать на спирт и наоборот, достаточно традиционных нефтепродуктов. Причем стоимость их не намного выше, чем у биотоплива, поэтому частник не особо заинтересован "искать от добра добра", переходя со старого доброго бензина на неизвестный ему продукт, преимущества которого выглядят весьма сомнительными, несмотря на рекламу. "Если что-то случится с моей машиной из-за этого биотоплива, ремонтировать ее придется мне, а не тем, кто призывает беречь природу", — размышляет большинство автовладельцев — и заправляются бензином.

Поэтому на Западе внедрение экологически чистого топлива происходит "добровольно—принудительно", на государственном уровне: в основном в общественном транспорте — муниципальных автобусах, такси, автомобилях скорой помощи, пожарных, машинах, которые вывозят мусор и т. д. Страны, входящие в Евросоюз, обязаны к 2010 г. заменить биотопливом 5,75% потребляемых ими нефтепродуктов (сейчас процент вдвое меньше).

"Пока украинцам предлагают заливать в бак неизвестно что, изготовленное не только не по европейским, но даже не по отечественным стандартам. В настоящее время есть около десятка технических условий на всевозможные спиртовые и эфирные смеси, которые с большой натяжкой можно назвать аналогами европейских Е85 (85% спирта, до 15% бензина и 1% присадок) и В30 (30% биодизеля, 70% петродизеля)", — говорит замдиректора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. Кстати, по подсчетам г-на Рябцева, биодизель на наших АЗС должен стоить не более 4,90 грн./л, биобензин — 5,25 грн/л. Для сравнения ДТ — 530—5,40 грн./л, А-95 — 5,80—6,00 грн.

"УЖЕ ПРИ ПЛЮС 15-ТИ МОТОР НЕ ЗАВЕДЕШЬ"


Евгений Полункин. Ученый считает, что биотопливо — не панацея

"Эксплуатация авто на биоэтаноле выявила не только его достоинства, но и недостатки, — "говорит завотделом гомогенного катализа и присадок к нефтепродуктам Института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины Евгений Полункин. — Назову основные.

Если спирта в топливной смеси много, он вызывает коррозию алюминиевых сплавов, из которых сделаны топливные насосы большинства автомобилей. Через 8—10 тыс. км насос надо менять, а стоит он у хорошей иномарки до 1000 евро.

Спирт хорошо обезжиривает любые поверхности, но для цилиндров двигателей это очень плохо: спирт смывает масло со стенок цилиндров, из-за чего снижается в 7—8 раз величина так называемой точки задира, при которой резко возрастает трение между поршнем и цилиндром, двигатель начинает интенсивно разрушаться. Чтобы этого избежать, надо добавлять специальные присадки с высоком содержанием антиоксидантов (антиокислителей), которые стоят достаточно дорого, а это повышает цену биотоплива.

У биоэтанола низкое давление насыщенных паров, поэтому двигатель в холодную погоду (ниже +15 градусов) может вообще не завестись. В Бразилии и в Европе с этим борются, запуская двигатель бензином из дополнительного бачка и вводя присадку — изопентан, повышающую давление насыщенных паров в цилиндре.

Когда спирта в бензине мало (до 6%), он при низких температурах соединяется с водой и, взаимодействуя с углеводородами, содержащимися в бензине, расслаивается, образуя желеобразную смесь, которая забивает трубопроводы, подающие топливо в цилиндры двигателя. Это устраняется добавлением спецприсадок, но нужно точно выдерживать технологию.

Что касается биодизеля, то он намного менее капризный и в пропорции до 30% не вызывает никаких проблем в работе дизельных двигателей".

Директор НИИ "МАСМА" (Киев) Олег Швидкый уверен, что при соблюдении технологии производства биоэтанола (речь о содержащем до 60% спирта и 40% бензина), автомобилю такое горючее абсолютно не вредит, ведь оно отвечает стандарту "Евро-4" для бензина. "Наши исследования показали: никакого осадка ни в двигателе, ни в бензобаке, ни в фильтрах топливной системы не наблюдается", — утверждает Швидкый.

В то же время, один из специалистов СТО корпорации "Укравто" припомнил, что в середине 90-х гг. ему приходилось ремонтировать легковой автомобиль, который ездил на так называемом "бензине моторном смесевом", содержащем 6% спирта. "Трубопроводы бензина были полностью забиты желеобразной массой, пришлось их чистить и менять топливный насос", — рассказал нам мастер.

Независимый автоэксперт Владислав Бовсуновский добавил, что у спирта температура горения отличается от параметров бензина, из-за чего могут возникнуть проблемы с долговечностью моторов. Так, если двигатель не приспособлен к работе на альтернативном топливе, спирт может разъесть прокладку между головкой блока цилиндров и самим блоком. Тогда газы пойдут в систему охлаждения, двигатель закипит либо начнутся процессы кавитации, что приведет к преждевременному капремонту. Есть, по мнению г-на Бовсуновского, недостатки и у биодизеля: надо регулярно (примерно раз в месяц) очищать химическими добавками топливный бак от развивающихся в топливе бактерий и органических остатков, промывать от них же топливопроводы. Кроме того, необходимы специально предназначенные для работы с биодизелем топливные фильтры. "В Европе для работы с биодизелем выпускают грузовики в специальной комплектации, топливная система и двигатель которых учитывают особенности вида топлива. В Украине же таких грузовиков не делают и делать не собираются. У нас есть лишь единичные экзепляры таких машин, завезенные из Европы в качестве секонд-хенда", – добавляет эксперт.


Увеличенную графику смотрите ЗДЕСЬ

УКРАИНСКИЙ СПИРТ: НЕ В БУТЫЛКИ, А В БЕНЗОБАКИ

С февраля нынешнего года в Украине возобновлено производство биотоплива на основе этилового спирта. Причем отечественные спиртовики готовы буквально залить отечественный рынок моторным топливом под маркой БИО-100, в котором содержится 60% этанола. Глава концерна "Укрспирт", являющегося монополистом по выпуску "огненной воды", Иван Яковец считает, что на производство водки и других ликеро-водочных изделий должно идти не более 15% всего производимого в стране спирта (до 2 млрд литров в год), а остальное — в бензобаки. Учитывая, что сырья для производства спирта у нас достаточно (зерно, сахарная свекла), это позволит заменить биотопливом более половины импортируемого бензина (сейчас соотношение импорта и собственного производства бензина — 50:50 из потребляемых 7 млн. т в год).

Увы, пока биотоплива выпускают намного меньше — единственное госпредприятие "Лохвицкий спиртовый комбинат" дает в сутки компонентов для выпуска 80 тонн бензина БИО-100, это значит, что за год (спиртзаводы работают 300 дней в году и 2 месяца на профилактике) Лохвица может дать 24 тыс. т, это даже не капля в море. Но, как рассказал нам руководитель пресс-службы концерна "Укрспирт" Эльдар Салямов, в ближайшее время задействуют еще 4 спиртзавода и через 2—3 года концерн планирует выйти на 200 тысяч тонн биотоплива в год. Планируется, что им будут заправляться грузовики (в основном в аграрном секторе) и другая сельхозтехника, работающая на бензине.

"По заключениям специалистов АН Украины, БИО-100 идеально подходит для современных автомобилей с инжекторной (у старых авто — карбюраторы) системой подачи топлива, при этом мощность и расход топлива такой же, как у работающих на бензине, а выбрасываемых в атмосферу вредных веществ, прежде всего бензопирена (он вызывает рак) на порядок меньше, чем у бензина", — убеждает Талятов.

В этой связи стоит вспомнить, что в 2007 г. БИО-100 уже вырабатывался на Лохвицком спирткомбинате и продавался на заправках в Киевской, Одесской, Днепропетровской и Черновицкой областях некой частной структурой по цене, примерно равной стоимости бензина А-95 (тогда это было 3,6—4,0 грн./л), но в рекламе утверждалось, что он соответствует А-98 (около 5 грн./л). Автомобилисты встретили новинку настороженно: владельцы дорогих иномарок, ездящих на А-98, предпочитали не рисковать и заправлялись традиционной "горючкой". Свою роль сыграли и публикации в прессе (возможно, оплаченные нефтетрейдерами, не желающими терпеть конкурентов), в которых утверждалось, что БИО-100 не соответствует заявленным характеристикам, а влияние его на топливную систему и двигатель автомобиля до конца не изучено. В результате проект потерпел фиаско.

Прикрепленный файл:

bio.jpg


Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять