Главная Сегодня

Самые необычные механизмы, созданные человечеством

Для решения нестандартных задач или работы в уникальных природных условиях человеку приходится создавать необычные машины

В середине XX в. все развитые страны торопились застолбить присутствие на единственном "ничейном" континенте – Антарктиде. Оказалось, что передвижение по ледниковому куполу – задача непростая.

В январе 1940 г. на берег Антарктиды сползло механическое чудище. Доски трапа трещали и ломались под трехметровыми колесами. Вездеход Snow Cruiser создавался для экспедиции Ричарда Бэрда. Для повышения проходимости машину поставили на громадные колеса. Корпус имел длину 17 м (при высоте 4,9 и ширине 6,06 м). Внутри хватило места для машинного отделения, рубки управления, топливных баков, пятиместной спальни, кают-компании, кухоньки, мастерской, склада. Теоретически выглядело все очень круто. "Снежный крейсер" должен был пересечь континент дважды, крест-накрест. Предполагалось, что трещины, которыми изобилует прибрежная часть ледникового панциря в Антарктиде, машина должна "переползать" на лыжеподобном днище, отталкиваясь колесами. На крыше планировалось разместить маленький самолет.

Увы, реальность оказалась иной, так как машина оказалась коллекцией технических просчетов и напоминала корову на льду. Неудачно подобранные шины вылизывали поверхность льда, а на снегу "крейсер" мгновенно зарывался и садился на брюхо. Длинный передний свес создавал перед колесами снежный вал такого размера, для его преодоления не хватало мощности двигателя. Пробег по просторам Антарктиды составил аж… 150 км (вместо 6 тыс. км, на которые рассчитывали инициаторы его создания и конструкторы). Через 2 недели мучений машину бросили. И снова отыскали только в конце 40-х. Хотя машина отлично сохранилась, ее снова оставили.

В последний раз "Снежный крейсер" видели в 1958 г. Больше о нем ничего не известно.

Может, машина похоронена под многометровым слоем снега. Может, оказалась на одном из айсбергов, откалывающихся от ледяного панциря, А когда айсберг растаял, просто ушла на дно. Но вот американская пресса обожает версию, чтоSnow Cruiser откопан агентами КГБ и увезен в Сибирь. А куда еще могут коммунисты сослать американца?

ХАРЬКОВЧАНКА

В первых советских антарктических экспедициях использовались серийные армейские тягачи и колесные автомобили. Первые оказались тихоходны, а колесная техника вязла в снегу. Для походов внутрь континента они явно не годились. В 1958 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения собрали "изделие 404С". Вагоноподобный кузов с алюминиевой обшивкой и теплоизоляцией из 8 слоев стекловаты изготовили на Харьковском авиазаводе. Неудивительно, что машину прозвали "Харьковчанка".

Она оказалась почти идеально приспособлена для длительных походов вглубь промерзшего континента. Громадина длиной 8,5 м, шириной 3,5 м, высотой 4 м и весом 35 т могла разгоняться до 30 км/ч, преодолевать подъемы до 30° и тащить за собой прицеп весом 70 т. Жилой салон был рассчитан на 6-8 спальных мест. "Харьковчанки" проработали в Антарктиде десятки лет и заслужили репутацию одной из лучших машин своей эпохи. В наше время на российских антарктических станциях эксплуатируются гусеничные жилые вагончики "Харьковчанка" с жаргонным названием "Хохлуха".

ВОЗДУШНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Начало космической эры заставило задуматься – как доставлять с заводов на космодромы детали ракет и космические корабли. Перевозить их морем могли себе позволить только США, у которых космодром находился на побережье. Да и то – если какой-то узел создавался на атлантическом побережье, то везти его несколько недель вокруг Америки через Панамский канал было непозволительной тратой времени. Шоссейные и железные дороги тоже не особенно подходили.

Космические "железяки" сплошь и рядом не вписывались в принятые на транспорте габариты. Впрочем, и вся промышленность тоже уже нуждалась в быстрой доставке объемистых грузов. Так возникла потребность в сверхбольших транспортных самолетах.

МРИЯ. В СССР подошли к задаче с размахом. На Украине, в ОКБ им. О.К.Антонова создали Ан-225 "Мрия", который по сей день является самым большим в мире: длина 84 м, размах крыльев 88,4 м, высота 18,1 м (дом в 6 этажей). Максимальная грузоподъемность великана — 250 т, скорость— 800 км/ч.

Единственный самолет, превосходящий "Мрию" по размаху крыла – американский Hughes H-4 Hercules. Он и воздух-то поднимался всего раз в далеком 1947 г. Ан-225 должен был выполнять три основные задачи. Первая – работы по программе "Энергия-Буран": транспортировка к месту старта кораблей "Буран" и топливных баков ракет. Вторая: запуск на высоте 9—10 км "космических самолетов", что должно было в 3—4 раза удешевить стоимость груза, выводимого в космос. Третья — перевозка крупногабаритного оборудования.

Военные и космические планы использования исчезли вместе с крушением СССР. Но как перевозчик негабаритных грузов "Мрия" эксплуатируется постоянно. В 2010 г. Ан-225 поставил самый длинномерный в истории воздушных перевозок груз — лопасти для ветрогенератора длиной 42,1 м из з Китая в Данию. В 2011 г. – в Японию были доставлены гуманитарные грузы и оборудование общим весом 140 тонн для пострадавших от землетрясения и цунами. Наконец, в прошлом году в Таджикистан самолет привез колесо турбины весом 125 т, крышки турбины весом 36 т. Только "Мрия" оказалась способна переместить такой груз за один рейс.

BELUGA: КИТ С КРЫЛЬЯМИ. Европейскому концерну Airbus самолет-гигант понадобился для перевозки крупногабаритных частей (например, крыльев) строящихся авиалайнеров от смежников на сборочное производство.

Новая машина грузоподъемностью 47 т оказалась удивительно похожа на кита белуху, в честь которого и получила название. Первый из пяти A300-600 ST Beluga Super Transporter поступил в эксплуатацию в 1996 г.

ЖАЖДА РЕКОРДА

Стремление быть первым – в крови у человека. И для достижения этой цели он создает невероятные устройства, которые нередко и используются только один раз.

TRUST SSC: РЫВОК ЗА СКОРОСТЬ ЗВУКА

Машина Thrust ("Рывок") создавалась для преодоления звукового барьера. Разгоняли ее два турбовентиляторных двигателя мощностью – 110 тыс. л.с. (расход топлива— 18 л/сек!). В принципе, создавались они для истребителя "Фантом", но конструкторы ради рекорда установили их на раму с колесами и накрыли конструкцию обтекаемым колпаком. Достичь околозвуковых скоростей на традиционном, даже самом современном шоссе, невозможно. Нужно огромное, идеально ровное пространство. Такое нашлось в штате Невада (США). На высохшем соленом озере Блэк Рок была подготовлена трасса длиной 21 км. 15 октября 1997 г. зрители едва не оглохли, когда по ним прошлась ударная волна, которую "тянет" за собой любой объект, движущийся на сверхзвуковой скорости: Thrust SSC разогнался до 1227,99 км/ч. После двух заездов чемпион был отправлен в музее транспорта в г.Ковентри.

BLOODHOUND SSC: РАКЕТА НА КОЛЕСАХ

Ближе всех к покорению рекорда, установленного Thrust SSC, подобрались его же конструкторы. Их новое творение Bloodhound SSC должно достичь скорости 1600 км/ч. В новой машине использовались три двигателя: ракетный, реактивный с истребителя Eurofighter Typhoon, и 12-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания мощностью 800 л.с. Больше всего штуковина напоминает трубу на колесах. Характеристики Bloodhound SSC впечатляют – до максимальной скорости машина разгоняется за 40 сек, причем на этой скорости частота вращения колес составит 10 тыс. об/мин. Если все пройдет гладко, автомобиль будет готов к побитию рекорда уже в 2015 г.

ШНЕКОХОД: НА ВИНТЕ ПО БОЛОТУ

Некогда хитроумный Архимед изобрел устройство, названное в его честь – цилиндр с многократно обернутой вокруг него наклонной плоскостью (иными словами – с резьбой). Веками архимедов винт использовался для подъема воды на поля. Но оказалось, что он может, отталкиваясь от кашеобразной или жидкой субстанции, двигать транспортное средство. Идея настолько проста, что шнекоходы были популярнейшимым классом моделей в советских кружках юных техников. Однако взрослые дядьки решили, что такие машины очень даже могут пригодится, когда нужно продраться в какую-нибудь Гримпенскую трясину.

MUD MUSTER: ЗНАТОК ГРЯЗИ ИЗ АВСТРАЛИИ

Человеку, несведущему в географии Австралии, может показаться странным, что именно здесь шнекоходы выпускаются серийно. Казалось бы – большая часть континента представляет собой пустыню. Но в штате Квинсленд, что на севере страны обширные пространства заняты болотами (вспомните фильм "Данди по прозвищу "Крокодил"). Именно здесь компания Residue Solutions, наладила производство шнекохода MudMaster, предназначенного для сельхозугодий, требующих постоянного наличия воды (тех же, рисовых полей), а также для работы в болотах и мангровых лесах на прибрежных мелководьях. Одним словом, там, где нужно что-то делать в илистой жиже.

В год компания производит пару десятков таких грязеходов и вполне покрывает потребность в них всего мира.

ЗИЛ 2906: СПАСАТЕЛЬ КОСМОНАВТОВ

В СССР шнекоход решено было задействовать при спасении космонавтов, приземлившихся в труднодоступной местности. Идея была следующая – колесные машины доезжают до места, где дальше уже не могут пройти. Здесь шнекоход сгружается, добирается до спускаемого аппарата, подбирает экипаж и возвращается. Космонавтов садят в пассажирский автомобиль, шнекоход грузят на тягач, и вся команда направляется к аэродрому. Для этих целей были построены несколько машин. Нужно сказать, что для спасения космонавтов они так и не пригодились. Просто техника приземления постоянно совершенствовалась и становилась более точной.

Но по сей день в России эксплуатируется шнекоход ЗИЛ-2906. Он показывает потрясающую проходимость там, где вязнут даже танки. Например, в рыбных хозяйствах его используют для вырубки камыша. Машина может забраться в такие дебри, куда ни лодки, ни машины-амфибии попасть неспособны.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять