Главная Сегодня

Уроки для особенных детей: как устроить ребенка-аутиста в школу

Родителям нужно находить ассистентов и упрашивать директоров

Почти год прошел с момента, как вступил в силу закон об организации инклюзивного обучения детей с особенностями физического и/или умственного развития. В соответствии с ним, такие дети могут обучаться в обычных школах на спецусловиях (при наличии ассистента учителя и т. д.) и таким образом адаптироваться к обычной жизни и не быть оторванными от общества. "Сегодня" узнала, как работает закон на практике.

ДРУГОЙ РЕБЕНОК В КЛАССЕ

Смысл инклюзивного образования — интегрировать особенных детей в жизнь общества, а со стороны общества — принять таких людей и дать им развиваться наравне с другими сверстниками (в обычных школах, а не в специализированных). А в дальнейшем — иметь шанс найти работу, а не быть ограниченными четырьмя стенами своего дома и пособием от государства. О том, как развивается такое образование в Украине, рассказали специалисты департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины. "По сравнению с прошлым годом, в 2015—2016 учебном году классов с инклюзивным обучением стало на 25% больше  — 1798, а учеников, которые учатся в них, — на 18,5% больше, или 2701 человек. Кроме того, введено 994 должности ассистента учителя, что на 36,1% больше по сравнению с предыдущим годом", — рассказал директор департамента Юрий Кононенко.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ В ИДЕАЛЕ. Дети, которым позволяют возможности их здоровья, могут учиться в обычном классе. Учителя, предметы и учебники для всех детей одинаковые. При этом учителя подбирают комфортный и эффективный для ребенка режим обучения. Если нужно — сокращают уроки или их количество, также дети могут посещать школу по особому режиму. При этом в классе должно быть не более 25 учеников и не больше пяти особенных детей, для которых предусмотрен ассистент учителя (0,5 ставки на класс). Кроме того, в случае необходимости с ребенком должен пребывать помощник (его подбирают родители).

ДЕТИ УЧАТСЯ ДОБРОТЕ И ПОНИМАНИЮ

По словам психологов, коммуникация обычных детей с имеющими ограничения по здоровью идет на пользу и тем, и другим. Последним это нужно в первую очередь потому, что они могут получать информацию, играть, общаться с обычными детьми. Их же сверстники привыкают, что рядом могут находиться люди, к которым нужен особенный подход. "В детском возрасте ребята без подсказки старших (детей или взрослых) не осознают, что кто-то не такой, как они, и принимают такого человека, не акцентируя на его особенностях внимания (хотя иногда с классом или отдельными учениками должен поговорить специалист). В итоге мы получаем человека с особыми потребностями, живущего нормальной жизнью, и детей, толерантно относящихся к людям, которые иногда могут нуждаться в их помощи", — объясняет практикующий психолог Вениамин Субботин. При этом, по его словам, не все родители относятся с пониманием к особым одноклассникам своего ребенка. Можно даже встретить тех, кто переводит своих детей в другой класс, иногда открыто подчеркивая причину, а иногда объясняя это тем, что программа в инклюзивном классе недостаточно сложная. "Это говорит о том, что взрослое общество не готово принять таких детей", — говорят психологи.

НЕ ДАЮТСЯ ВЛИТЬСЯ В КОЛЛЕКТИВ

У родителей, обрадовавшихся в начале года возможности инклюзивного обучения для своих детей, оптимизм куда-то пропал. По словам матери ребенка-аутиста Натальи Величко, добиться учебы таких детей в обычной школе удалось считанным родителям. У одних — сложность найти нужные школы поблизости, у других — отказы в зачислении ребенка в связи с отсутствием ассистентов учителя в штате и т. д. "В отделе образования на то, что ребенку нужен ассистент, ответили, что у них нет таких специалистов, так как нет заявок на эту услугу от родителей", — говорит мать особенного ребенка Светлана Пугач. Мама другого ребенка с аутизмом, киевлянка Елизавета С., рассказывает: "Мы пошли в киевский отдел образования и там нам ответили — школ в Дарницком районе с инклюзивными классами нет, давайте позвоним в райуправление. В "районе" это подтвердили и начали сами прозванивать школы. И одна нашлась — для детей с дефектами речи, где есть инклюзивный класс, сопровождение и даже ассистенты. Но, во-первых, учеба там только до 5 класса, а во-вторых, директор нам отказал в зачислении, потому что у нас речевой диагноз не основной (зачисляют таких учеников после заключения психолого-медико-педагогической консультации). После долгих разговоров в гор- и райотделах образования сказали, что мы имеем право учиться в этой школе, отправили к директору. Ничем хорошим наш разговор с ним пока не завершился".

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять