I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Почему не сработало решение МОН о 25% предметов в ВУЗах на выбор: мнения экспертов

ВУЗы просто не разобрались с реформами

В украинском образовании назрела очередная дилемма: с одной стороны, студенты вузов перегружены дисциплинами и учатся сутками напролет, а с другой — постоянно идут разговоры о низком уровне получаемых знаний. Вступивший в силу в 2014-м Закон "О высшем образовании", в соответствии с которым те, кто учится в вузах, могут выбирать не менее 25% объема образовательной программы, обнадежил и МОН, и студентов. В министерстве понадеялись, что студентам станет интереснее грызть гранит науки, ведь они сами будут участвовать в формировании своей образовательной траектории и благодаря этому стараться получать более глубокие знания. Студенты же обрадовались, что наконец не будут учить лишнего. Однако несмотря на то что учебный год в разгаре и нововведения уже должны дать первые результаты, особых подвижек пока не видно.

ВУЗЫ САМИ НЕ РАЗОБРАЛИСЬ

Реклама

К неутешительному выводу пришли в украинском аналитическом центре CEDOS (занимается вопросами образования), который в рамках сотрудничества с МОН провел свое расследование. "Мы под видом студентов звонили в "выши" и задавали одинаковые вопросы: можно ли самостоятельно выбирать дисциплины, в каком количестве, с какого курса, сколько должно быть студентов в группе, чтобы "запустить" дисциплину, можно ли выбирать курсы по другим кафедрам и факультетам и предусмотрен ли по окончании соответствующий сертификат,  — рассказал директор аналитцентра Егор Стадний. — Для мониторинга были выбраны четыре самые популярные специальности: компьютерные науки, экология, филология и право или их эквиваленты. Нашей командой был охвачен 191 вуз. И результаты оказались неутешительными: в 82 вузах подтвердили возможность выбора предметов (хотя бы по одной из специальностей), в 81 вузе заявили, что такой практики у них нет, в остальные в течение месяца дозвониться не удалось".

ПУТАНИЦА. В ходе расследования не совсем все прозрачно оказалось и в тех вузах, которые порадовали утвердительным ответом. К примеру, в 26 институтах и университетах сообщили, что выбирать дисциплины можно с первого курса, в 25 — со второго, а остальные запутались в "показаниях": указывали, что на самом деле дают всем выбрать 1—3 предмета в год или оправдывались проблемами в формировании групп. "Начинали объяснять, что это новая инициатива, и вопросов слишком много, например с наполняемостью групп. Работа в этом направлении только ведется, пока ничего конкретного не известно, и когда все войдет в норму — неясно", — дополняет слова чиновников личным опытом киевлянка Ольга Токарева, которая собирается получать второе высшее в одном из столичных вузов. А специалистам центра CEDOS во время мониторинга в 19 вузах ответили, что выбор может делать не каждый студент, а только целая учебная группа.

ПОДТВЕРДИТЬ КУРС. Проблематичным для студентов оказалось и получение подтверждения о том, что курс прослушан. О том, что его дадут, сообщили только в 7 "вышах" из тех 82, что отчитались о внедрении нововведения. Остальные не дали вразумительного ответа. "При этом в 28 вузах выбирать предметы разрешается из разных факультетов и кафедр, в 24 — только из кафедр, а 30 вузов не смогли ответить на этот вопрос", — дополнил Егор Стадний.

Реклама

ВЦЕПИЛИСЬ ЗА СТАРОЕ

На встрече первого замминистра МОН Инны Совсун с представителями органов студенческого самоуправления по поводу выбора 25% дисциплин был ажиотаж. "Мы пришли рассказать, что в наших вузах нововведение, которого многие так ждали, не заработало. И конечно, интересно бы выяснить, как мы можем отстаивать свои права и стать участниками реформы", — говорит представитель студсамоуправления одесского вуза Ульяна Высоцкая. Замминистра в свою очередь отметила, что студсоветы  — один из самых действенных рычагов, которые способны провести реформу. Причин промедления в вузах Инна Совсун назвала несколько. "Во многих не хотят ломать устоявшуюся систему. В некоторых вузах начинают оправдываться, что после вступления закона прошло слишком мало времени, и какие-то изменения можно ждать только в 2016—2017 учебном году. Многие руководители "вышей" не понимают, что выборочные дисциплины должны быть предложены как часть учебной нагрузки, и начинают оспаривать вероятность повышения качества образования. Они считают, что студенты будут перегружены или недоучены, поскольку будут выбирать только легкие дисциплины", — говорит она. Обеспокоены "выши" и тем, что много вопросов возникнет с составлением расписаний, особенно в тех учебных заведениях, где образовательный процесс посменный.

СТАВКИ И КОНКУРЕНЦИЯ. Отдельным вопросом Инна Совсун выделила такие камни преткновения, как неопределенность системы оплаты труда преподавателей и их нагрузки — вузы это очень тревожит. "Ставки преподавателей привязаны к количеству студентов и начитанным часам. Так, при введении выборочных дисциплин у вуза не хватит средств оплатить курс, прочитанный для группы по желанию. Возникает необходимость рушить всю систему полностью, так как вдобавок к вышесказанному преподаватели еще и вынуждены будут конкурировать между собой за студента. Это не всегда возможно, ведь не всегда получается совершенствовать предмет или актуализировать содержание дисциплины",  — объясняет преподаватель одного из столичных вузов Наталья Горова.

Реклама

СПРОС. В Министерстве образования и науки Украины считают, что стимулировать вузы проводить реформы могут студенты. "Нужно участие каждого. Студенты могут контролировать свои учебные заведения: постоянно интересоваться, как ведется работа в данном направлении, чем они могут помочь", — говорят в ведомстве.

МНЕНИЯ ПОЛУЧИТЬ ЛЕГКО

Как же студенты могут "отвоевать" свои 25% выборочных дисциплин? В МОН и аналитическом центре советуют взять внутривузовские анкетирования в свои руки. "Среди студентов это сделать не так уж и сложно с помощью электронной записи на выборочные курсы. Потребуется несколько человек: разработчики, которые смогут запустить электронную запись, и социологи, которые потом проведут анализ", — говорит Егор Стадний.

Кроме того, будут полезны анкетирования на регулярной основе, тесный контакт с преподавателями, а также встречи с потенциальными работодателями, которые смогли бы сориентировать студентов, какие дисциплины выбрать. "Работодатели, естественно, хотели бы видеть новых сотрудников с определенным набором знаний и без важных пробелов. И в случае внедрения новшества они согласятся посоветовать нужные предметы будущим сотрудникам", — сказали "Сегодня" в Ассоциации работодателей Украины.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять