Главная Сегодня

Почему дети воруют и как с этим бороться: ответ психолога

Что бы ни случилось, дети и другие члены семьи не должны подвергаться насилию и презрению

Детское воровство может оказаться серьезной проблемой, если вовремя не обратить на это внимание. Считают детские психологи сайта dytpsyholog.com.

Специалисты пояснили, что такое детское воровство и на что стоит обратить внимание родителям.

По словам психологов, детским воровством может быть осознанное или неосознанное нарушение границ других людей, нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности, способ сказать взрослым о каком-то своем неблагополучии, способ справиться с последствиями какой-то травмы или возможность получить то, что другим способом не получить.

На что стоит обратить внимание родителям?

  • У кого (из семьи или школы) – ребенок ворует, тому и направлено послание ребенка.
  • Что именно он берет и на что тратит украденные деньги? Это укажет на какой-то дефицит, выраженный символично.
  • Как давно ребенок это делает? Если давно, то семья имеет некоторую "слепоту", старательно не замечает трудностей, боится с ними иметь дело. Это способ ребенка "открыть глаза" системе.

Какие частые причины такого поведения?

  1. В семье нет четких границ, можно и нельзя для всех членов семьи, включая взрослых.
  2. Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
  3. Ребенок был чего-то лишен: ребенок в детдоме, приемный ребенок, другими словами, заброшенный взрослыми ребенок.
  4. В семье очень строгие правила, и ребенок совершенно лишен возможности удовлетворять некоторые свои потребности – легальным образом получить то, что нужно, невозможно.
  5. В семье и у ребенка не сформированы, путаются понятия "свое" и "чужое". Ребенка не научили просить и договариваться.
  6. У ребенка сформировалась серьезная зависимость – игровая, алкогольная, наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной системы.

Чего не стоит делать в случае обнаружения кражи?

Делать вид, что ничего не произошло. Почему? Важно назвать вещи своими именами и сказать: "Ты взял у мамы деньги, это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление".

Объявлять ребенка вором. Он – ребенок, который совершил кражу. Это поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так: "Ты поступил действительно плохо". Почему? В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. По отношению к нему неприемлемы уголовная или административная ответственность (до 14 лет). За кражу ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются теми, кто этому косвенно способствовал.

Наказывать ребенка больше, чем заслуживает ее поступок. Почему? В чрезмерном наказании родители часто всю ответственность за поступок перекладывают на ребенка, а не на себя. Этим они учат ребенка тому же – как не нести ответственность за содеянное. Позиция взрослого: "Нам вместе нужно разобраться, почему это произошло".

Оставлять событие без последствий. Почему? У здорового ребенка есть моральные ориентиры. Если он не понес разумное наказание и никаким образом не возместил причиненный ущерб – в рамках своих возможностей, он может долго и сильно чувствовать себя виноватым. Что может сказать взрослый: "Такое бывает, мы все делаем ошибки, часто по незнанию или из-за того, что не подумали о последствиях. Давай подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком".

Усиленно стыдить ребенка. Почему? Разоблачение поступка и его последствия уже в значительной степени пробуждают стыд. Когда ребенка родители слишком стыдят, они таким способом освобождается от собственного стыда и ответственности за произошедшее и "загружают" им другого. Так проявляется нежелание помогать ребенку понять причины поступка, и желание просто запугать или посрамить (возникает "чтобы неповадно было впредь"). От этого симптом уходит внутрь, и ребенок просто лучше скрывает последствия кражи или симптом превращается в другой.

Обвинять во всем только ребенка. Почему? Большая часть ответственности лежит на семье, на взрослых. Важно выделить, где чья вина. Родителям хорошо бы взять ответственность за собственные дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность адекватных норм и правил, то есть по причине поступка. Ребенок берет ответственность за сам факт совершения поступка.

Ограничиваться только наказанием, стыдить ребенка или запугивать. Почему? Это симптом определенного неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей семьей или с помощью психолога.

Думать, что теперь это навсегда "испорченный" ребенок и ему нельзя доверять. Почему? Если будете относиться к этому как к проблеме и вместе ее решите, то это станет просто эпизодом из жизни ребенка. Если же вы будете думать, что во всем виноват ваш "плохой" ребенок, он может и дальше бессознательно подтверждать этот выданный ярлык.

Как поступить, если вы обнаружили у ребенка вещи, которые не покупали, или пропажу денег?

  • Поинтересоваться откуда, чьи, при каких обстоятельствах оказались у ребенка.
  • Сказать, что вы обнаружили пропажу денег и считаете, что взял их ребенок.
  • В случае обнаружения кражи успокоиться и не паниковать.
  • Спросить, осознает ли ребенок, что он сделал серьезный поступок.
  • Назвать это кражей, нарушением чужих границ, правил и закона.
  • Сказать, что с этим нужно разобраться всей семьей.
  • Проработать собственные чувства – шок, разочарование, стыд, злость, страх, тревогу.
  • Обсудить последствия кражи и возмещения ущерба.
  • Разобраться с причинами.
  • Помочь ребенку организовать возмещение ущерба – возможно, совместно с семьей.

Как заняться профилактикой детского воровства?

  1. Корректно обращаться со всеми членами семьи ("Это игрушки Ивана, ты не можешь их брать, если он тебе не позволяет", "Если ты хочешь взять, тебе нужно попросить"). Соответственно, если взрослые берете что-то у вашего ребенка, вы также спрашиваете. Без разрешения вы не залезите в портфель ребенка, в его дневники, страницы в сетях, почту. Особенно, если ребенок не хочет вас туда пускать.
  2. Идея "я просто хочу убедиться, что у него все в порядке" не является основанием. Если вы это делаете по этой причине, значит, у вас уже есть проблемы. Ваш ребенок вам не доверяет, и вы для того, чтобы утолить свою родительскую тревогу, нарушаете границы своего ребенка, чем учите его тому же самому.
  3. Открыто обсуждать сложности в семье. "Давай бабушке не скажем, а то она расстроится", "Только не говори папе, он рассердится" – если вы сами что-то скрываете, то вы учите ребенка скрывать и делать что-то нелегально.
  4. Дать ребенку больше внимания. Если вы не обращаете внимания на самого ребенка, и он интересует вас только функционально – сделал уроки, помыл пол, или сходил на музыку, то ребенок будет искать возможности вовлечь вас в свои проблемы.
  5. Помогать в преодолении прошлых травм. Полученная даже в раннем детстве травма – сам ребенок может об этом не помнить – без проработки остается в бессознательности ребенка и может разыгрываться при определенных обстоятельствах для того, чтобы на него обратили внимание и помогли эту травму проработать и закрыть.

Важно помнить, что бы ни случилось, дети и другие члены семьи не должны подвергаться насилию, презрению, "изгнанию". Все это только усиливает травму. Вы – семья, и вы – взрослые, и ваша задача помочь тому, кто только начинает жить.

Ранее сайт "Сегодня" выяснял, как пережить проблемы молодой семьи. Любые человеческие отношения – это всегда явная или скрытая борьба за лидерство и доминирование.

Тем временем найден простой способ обмануть голод:

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять