Часто от родителей можно услышать: "Ребенок не хочет ничем заниматься, даже на прогулку его вытащить тяжело". За такими фразами сквозит страх: а вдруг он не успеет получить какие-то важные знания или навыки, которые понадобятся в жизни? Или того хуже — он вырастет бездельником? Родителям хочется заложить как можно более прочный фундамент для дальнейшей успешной жизни ребенка. Но почему же детей так часто не радуют перспективы яркого и разнообразного времяпровождения?
Мы попросили наших экспертов — Снежану Поплавскую, детского психолога-психотерапевта, директора ДРК "Золотой ребенок", Сергея Чуднявцева, психолога, автора школы "Чудо-родители", — помочь подобрать ключик к детским "хочу" и разбудить здоровую мотивацию без излишнего давления на ребенка.
"Перекорм" кружками
Представьте себе ребенка, вокруг которого стоят родители, бабушки и дедушки и наперебой предлагают ему скушать котлетку, помидорчик, супчик, салатик… Что в этом случае делает ребенок? Воротит носом и отталкивает еду.
"С детской любознательностью примерно такая же ситуация, — проводит аналогию Сергей Чуднявцев. — Мы перекармливаем детей кружками, секциями, развивающими игрушками. А потом сетуем на то, что дети у нас ленивые. Но ведь они даже не успевают "проголодаться"!"
Естественная мотивация всегда проистекает из естественного интереса. Природа позаботилась о том, чтобы маленький человек был наделен неуемным любопытством для познания большого мира. Но закармливая ребенка впечатлениями, родители попросту не дают любопытству пробудиться. Поминутная организация жизни ребенка с самых ранних лет не дает проявиться желаниям. У ребенка нет времени на "здоровое безделье", на то, чтобы задать себе вопрос: а чего же я хочу? Зачем, ведь мама и папа уже все решили.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Равнение на родителей
Ребенок во всех своих действиях ориентируется на родителей.
"Если вы сами ничем не увлекаетесь и не показываете собственный пример — ваши требования будут восприниматься им как несправедливость", — отмечает Снежана Поплавская.
Какое-то время он, возможно, и будет делать то, что вы от него хотите. Но ни о какой естественной мотивации в таком случае речи идти не может.
В то же время, увлеченно занимаясь спортом или творчеством, проводя насыщенно свой досуг не потому, что так нужно, а потому, что вам этого действительно хочется, — вы можете зажечь ответный огонек желания в своем ребенке. Но помните: ваше увлечение должно быть для него наглядным. Например, если мама ходит на фитнес, а дома проводит свободное время за просмотром сериалов на диване — легко догадаться, какой пример перехватит дочь. Папа, который читает книги на смартфоне, вряд ли сможет передать своему сыну любовь к чтению. Ведь не всегда очевидно, чем на самом деле занят родитель, погруженный вниманием в гаджет.
Занимайтесь спортом, рисуйте, читайте бумажные книги вместе с ребенком или самостоятельно, но у него на виду, предлагайте помощь в занятиях, которые вы считаете для него важными. И со временем вы заметите ответный интерес — при условии, что ваше увлечение будет искренним. Но не забывайте учитывать и желания ребенка, прислушивайтесь к его потребностям, ищите компромиссы, и вы обязательно придете к взаимопониманию.
Интернет не в помощь
Психологи не устают говорить о вреде гаджетов и интернета для детей. В случае с мотивацией к достижениям ребенка в реальном мире мир виртуальный тоже играет одну из первых и, увы, не положительную роль.
"Игры и мультфильмы в неконтролируемых объемах могут попросту заменить ребенку жизнь", — предостерегает Сергей Чуднявцев.
Вместо того, чтобы доказывать родителям, что ты смел и упорен, делая по утрам зарядку и добиваясь спортивных достижений, можно играть в драки на планшете — и при этом испытывать почти те же чувства, как если бы дрался сам. Разница только в том, что, достигая успехов в компьютерных играх и только в них, ребенок тянется к этим привычным позитивным эмоциям и со временем начинает избегать такого непонятного и оттого пугающего реального мира. Мотивация к достижениям в других направлениях со временем сходит на нет.
Устанавливайте правила и временные ограничения на пользование гаджетами.
Рекомендуемые нормы экранного времени (ТВ, смартфон и компьютер в совокупности) зависят от возраста ребенка. Так, для детей до 5 лет допустимо не более 1 часа экранного времени в сутки, для детей от 5 до 8 лет — не более 2 часов, предел пользования гаджетами для детей старше 8 лет — 3 часа в сутки.
Научитесь отдыхать
Часто сами взрослые не уважают свою потребность в отдыхе и перезагрузке. У детей эта потребность в разы выше, несмотря на кажущуюся избыточную энергичность. Полноценный отдых — непременное условие здорового развития ребенка.
"У современных детей очень много информации и очень мало времени на ее усвоение. Быстрые темпы развития и большое количество желаемых (для родителей) кружков и секций, — поясняет Снежана Поплавская. — В режиме школьника, загруженного программой и уроками, обязательно должно быть время для полноценного отдыха. Но чаще вместо этого дети по графику ходят на кружки и внешкольные занятия".
А ведь лень, на которую так часто сетуют родители, может быть симптомом переутомления, стресса и даже депрессивного состояния. Поэтому, прежде чем ругать ребенка за пассивность, — убедитесь, не перегружен ли он. Оставляйте ему минимум три часа в день на то, чтобы побездельничать. Но с одним обязательным условием: никаких гаджетов в это время! А когда достаточно отдохнувшие мозг и тело потребуют деятельности, ребенок сам будет готов к тому, чтобы найти для себя интересные занятия.
Читайте также:
- Как совместить работу с уходом за ребенком: ТОП-4 варианта для мам в декрете
- Фотофишки: как фотографировать еду, детей и свадьбы
- Какие соцвыплаты сейчас положены новорожденным детям и от чего они зависят
- В Украине появилась первая антология детских пьес
- Дочка трех родителей: подробности рождения уникального ребенка