I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Первый раз в первый класс: советы родителям будущих первоклассников от детского психолога

По словам Светланы Ройз, важно, чтобы первый учитель давал пример авторитетности, а не авторитарности

Возраст младших школьников – возраст обостренной чувствительности. Переход от детсадовского любования, ощущение своей уникальности к школьной ответственности и критике – сложный для многих детей.

Об этом рассказала детский и семейный психолог Светлана Ройз.

Реклама

"Первый класс школы, как минимум, является адаптационным, переходящим на физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и социальном уровнях развития ребенка. Во время любого адаптационного процесса для ребенка важны ресурс, поддержка и авторитет "ведение", ведь ребенок очень чувствителен и внимателен к тому, кто становится для него опорой" – цитирует психолога Министерство образования и науки Украины.

По словам Светланы, первый учитель является школьным "психологическим коконом", который может помочь укрепить, проявиться и раскрыться потенциалу ребенка. Важно, чтобы первый учитель давал пример авторитетности (уважения, осознание своего места, эмоциональной компетентности и зрелости), а не авторитарности (давления, эмоциональной оценки и навязывание правил).

"Я часто на семинарах напоминаю легенду о Микеланджело и его удивительной скульптуре Давида: в окрестностях Флоренции нашли глыбу мрамора, ее предлагали различным скульпторам, но они отказывались брать ее к работе, потому что на камне была трещина. Только Микеланджело взялся за нее. И собственно с нее появился Давид. Когда скульптора спросили, как ему удалось создать такой шедевр, он ответил: "Я отсек все лишнее"", – привела в пример Ройз.

По ее словам, в каждом из нас, в каждом нашем ребенке есть внутри этот "совершенный потенциал". Он часто скрывается за тем, что мы считаем "лишним". Собственно, на этом потенциале важно делать акцент в развитии и воспитании.

"Когда мы смотрим на человека любого возраста, часто обращаем внимание именно на его "трещины", "шероховатость", "выбоины", забывая о том, что за всеми этими слоями находится его истинный высокий потенциал. Возможно, наша задача – родителей, учителей, психологов – помочь ребенку сохранить контакт с его потенциалом и помочь снять те слои, которые уже появились – оценки, убеждения и т.п., от него отделяют", – отмечает Светлана.

Реклама

Она рассказала, что когда мы делаем акцент на ошибках – акцентируем внимание на этих "расщелинах". Когда мы обращаем внимание на успехи, на реальные достижения, на то, что в ребенке или во взрослом человеке является целостным – мы укрепляем контакт с потенциалом.

Почему важно осторожно использовать красную ручку?

  • Тетрадь, рисунок, любое авторское произведение – это продолжение внутренней территории, внутреннего пространства ребенка. Поэтому то, что туда привносится "извне" (правки, связанные с действиями или оценка усердия), часто воспринимается не логично, а эмоционально, иногда как вторжение на внутреннюю территорию – и переносится на самоощущение, на отношение к себе самому.
  • У детей развивается склонность к так называемой "школьной тревожности" – страхе сделать любую ошибку. Чем больше учитель, родители, сам ребенок фиксируются на ошибках (а не на том, что важно закрепить в знаниях или то, что уже у него получается), тем больше становится страх допустить новую ошибку. В такие моменты отключается неокортекс ребенка и активируется рептильная часть мозга, отвечающая за реакцию на стресс (ее называют "бой-беги-замри") – а не за восприятие новой информации. Любое развитие происходит только при условии ощущение безопасности и покоя.
  • Ребенку важно получать опыт, поэтому ошибаться – НЕЛЬЗЯ! Эти знания способствуют развитию личности и расширению границ его потенциала. В зависимости от психотипа, дети по-разному ведут себя: один ребенок может бояться допустить ошибку – и это приведет к невротическому напряжению; другой с тем, чтобы избежать чрезмерного напряжения, – прекратит обращать внимание на ошибки.
  • То, на что обращается больше внимания, активно проявляется и бессознательно используется. Часто дети бессознательно начинают привлекать к себе внимание именно "неуспеваемостью".
  • Каждому ребенку (и взрослому) во время усвоения нового важно иметь опору, ресурс, от которого можно отталкиваться. Эта опора – успех, кое-что уже усвоено, то, что уже получается.
  • Красный цвет воспринимается как сигнал светофора "СТОП", как ограничение и проявление авторитарности. Ребенку часто сложно перейти к новой действия после того, как он увидит в тетради красное ограничение – оценку. Продуктивнее использовать два цвета ручки – красный и зеленый. Зеленым подчеркивать или выделять то, что сделано идеально, красным то, на что надо обратить внимание. Важно, чтобы зеленых отметок было примерно вдвое больше, чем красных.

Дети очень адаптивны, они привыкают к любой предложенной системы. Многие поколения школьников выросли и стали профессионалами. Вопрос в том, насколько они остались в контакте со своим потенциалом, насколько радостными и поддерживающими остались их школьные воспоминания. Школьное время – это большая часть жизни ребенка, насколько высока его самооценка, насколько он воспринимает себя успешным и счастливым.

Дети 6-9 лет нуждаются (кроме базовых – безопасности, любви, развития):

Правда, психолог отмечает, что на самом деле, следующие категории подходят для детей любого возраста, но для детей этой возрастной категории – это особенно важно.

  • В ощущении принадлежности к семье, класса, группы. На вопросы, которые беспокоят ребенка, важно отвечать, инициативу – поддерживать, успехи и начинания поощрять.
  • В поддержке, потому что когда не получают одобрения или сталкиваются с поражением, часто отступают. Всевозможные одобрения поддерживают самооценку, становятся платформой для дальнейшего роста. Но важно, чтобы мы обращали внимание на реальные достижения, делали акцент на том, что ребенок сам приложил усилия и получил удовольствие от процесса – и именно поэтому результат получился замечательный. Важно чувствовать разницу между похвалой и поддержкой. Похвала – оценочная, в ней часто звучат слова "хороший / лучше", а поддержка делает акцент на усилиях ребенка. От похвалы дети начинают зависеть – а поддержка придает им уверенности и сил, она важна и приятна, но не вызывает зависимости.
  • В спокойном строительстве границ, четком определении правил, остановке агрессии, защите от троллинга, прояснении ситуации.
  • В безопасности – физической, эмоциональной, границ личности.
  • В контакте с авторитетом. Ребенку этой возрастной категории нужен (кроме родителей) взрослый друг-наставник. Но важно помнить, что если такой контакт внезапно прерывается или меняется тональность, у ребенка возникает ощущение, что его предали.
  • В доверии. Если ребенок вдруг в личном контакте делится частной информации, важно благодарить за доверие и сохранять этику доверия.
  • В контроле. Если задача есть, ее нужно проверить. Если правило установлено, за его выполнением нужно следить.
  • В беспристрастности. Плохих детей не бывает – есть дети, которым плохо.
  • В игре, возможности играть. Это – возможность сохранить контакт с творческим потенциалом.

Тем временем врач и кандидат медицинских наук рассказал, как стать более собранным и мотивированным. Даже если вам не хочется, запланируйте радость – именно так и работает поведенческая активация.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять