I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Корпоративные заморочки: кого-то кормят, а кого-то отправляют в Египет

У каждого места работы свои плюсы. Разбираемся в них вместе

Айтишный комфорт

В среде программистов корпоративных традиций не меньше, чем в других сферах, но специфика все равно своя: "Я работаю в украинском филиале заграничной айти-компании, занимающийся разработкой и установкой систем безопасности для предприятий, — рассказал Александр Андрющенко, начальник отдела тестирования. — В день мы должны отработать 9—10 часов, но время прихода-ухода не принципиально для руководства (в Украине, к слову, таким специалистам платят от 12 тыс. грн). Если надо прийти позже или уйти раньше, работу можно закончить дома. Главное — вовремя сдать проект, который удовлетворит клиента; остальное, в том числе и рабочая обстановка, владельцев компании не интересует. Стиль общения неформальный, мы на "ты" даже с генеральным директором: подчеркнуто вежливое "вы" могут даже счесть за оскорбление. Дресс-кода нет — одеваемся как нам удобно: джинсы, шорты, майки и шлепанцы. Да и работать можно, где и как захотим: сидя и положив ноги на стол, лежа на диване в обнимку с ноутбуком или расположившись на подоконнике".

Реклама

Еще одна особая черта работы айтишников — строгая секретность: все, что касается разработок, их стоимости и контактов клиентов, не подлежит разглашению 5—10 лет — соответствующий договор подписывают сотрудники при приеме на работу.

КОРПОРАТИВНЫЕ ПЛЮШКИ. Часто за обед сотрудников платит начальство. Печенье, чай и кофе для сотрудников в неограниченных количествах — тоже за счет компании. По словам Александра, работа айтишников притупляет их эмоции, поэтому у многих программистов хобби активные и дающие выход чувствам: велоспорт, хоккей, пейнтбол или фотосъемка. Причем начальство частенько поддерживает такие увлечения подчиненных и регулярно организует соревнования между разными отделами или филиалами своих компаний.

Банки: план по депозитам и фото боссу

Реклама

"В банковской сфере работаю шесть лет, из консультанта по депозитам доросла до управляющего двух отделений, — рассказывает Елена Маркова, сотрудница одного из столичных банков. — В нашей среде приветствуется постоянное общение сотрудников между собой даже после работы — для сплоченности коллектива. Друг с другом мы общаемся неформально, но при клиентах — подчеркнуто официально. 4 дня в неделю дресс-код строгий — темные юбка либо брюки, светлая блузка и галстук или шарфик; а по пятницам нам разрешили приходить в джинсах. Обедами нас не кормят — питаемся сами, в центральных отделениях есть своя недорогая столовая. Так же дело обстоит с курсами повышения квалификации и изучением английского — в выигрыше работники центральных отделений". Тех, кто хотят работать в банке на должностях, связанных с крупными суммами денег, обязательно проверяют на детекторе лжи — этим занимаются психологи и сотрудники службы безопасности банка. Вопросы разные — от "способны ли вы обмануть человека?" до "азартны ли вы?". Так же проверяются кредитные истории всех соискателей — тех, у кого много кредитов или кто серьезно задерживал выплаты по ним, на работу вряд ли возьмут.

КНУТ И ПРЯНИК. Если в банке нет униформы, сотрудники одеваются по образцу "белый верх, черный низ". Иногда перед началом рабочего дня сотрудник снимает себя на веб-камеру и отправляет фото в центральный офис — чтобы там оценили, как он одет. У коллеги Марковой был случай: вместо белой блузки она пришла в блузке в мелкий цветочек, за что оштрафовали все отделение.

Есть в банках и тайные проверки. Например, появился новый банковский продукт, и через пару дней к сотруднику приходит проверяющий под видом клиента и выясняет, как работник изучил новшество. За ошибки штрафуют не человека, а отделение. Строго в банках и с планами — по депозитам, к примеру: если сотрудник не выполнил месячный план, могут лишить трети зарплаты (зарплаты таких специалистов в стране стартуют от 2500 грн). Но зато в банках выплачивают премии лучшим сотрудникам месяца.

Реклама

Будни затейников

В агентствах по организации праздников коллективы маленькие, по 3—6 человек. Но свои традиции есть и там. "Главное для нас — быть командой, — рассказывает Ирина Текина, директор киевской ивент-компании. — Ведь конфликты могут повлиять на качество работы и ее оплату (основная часть зарплаты ивентщиков — 5—10% от каждого заказа, в среднем в месяц выходит не меньше 3500 грн). Правильное состояние — когда хозяин не просто руководитель, но и член рабочей команды: с таким куда проще делиться идеями". В ивент-агенствах работают по контрактам с ненормированным графиком и плавающими выходными. Отпуск только в несезон — в октябре-ноябре (в это время мало заказов). За опоздания больше чем на 15 минут на мероприятие или на подготовку к нему без причины организатор праздников легко вылетит с работы. У креативщиков три формы одежды: деловая (для встреч), неформальная (для рабочих будней) и парадно-выходная (для мероприятий). Последнюю дает агентство либо же ее шьют на заказ под праздник, а платит за все заказчик. За завтраки-обеды ивентщиков никто не платит, равно как и за корпоративы — могут разве что подарить подарок ко дню рождения или на Новый год.

Супермаркеты: 20 г на дегустацию и "свои" уборщицы

Специфика корпоративной культуры в супермаркетах — в честности сотрудников, которая возведена в культ: за воровство сразу увольняют. "В одном из столичных супермаркетов я готовлю салаты для отдела кулинарии. На работе царит дружеская атмосфера — начальство всегда похвалит, если видит, что в коллективе искренне дружат", — рассказывает повар Андрей Каташинский. Повары в супермаркетах работают в униформе из натурального материала — ее всем выдают по два комплекта. Форма всегда должна быть чистой и выглаженной, поэтому приходится менять ее почти каждый день. "Готовим мы только в перчатках, кухню содержим в кристальной чистоте, которую поддерживаем сами. Если кто-то нарушит правила (например, прийдет в грязном халате или уронит волосы в еду) — начальство сделает замечание и скорее всего оштрафует (суммы могут быть разными, в среднем десятая часть зарплаты, которая у таких сотрудников стартует от 2500 грн)", — продолжает Андрей.

БЕЗОПАСНОСТЬ. "Перед началом рабочего дня мы выбираем продукты на полках супермаркета, из которых и готовим. Если к концу дня блюда не продались, повара их списывают — себе никто ничего не забирает, — раскрывает секреты повар. — Разрешают только дегустацию приготовленного — но только 20—30 г с одного кг, не больше, это прописано в особом нормативе. Списанную еду тщательно проверяет служба контроля супермаркета — чтобы не выкинули хорошие продукты. Питаемся мы в отдельной столовой, куда приносим еду из дома или покупаем с 10%-ной скидкой в нашем же маркете. На все купленные или принесенные из дома продукты служба контроля ставит стикеры: это обозначение, что они наши, а не украденные в магазине. Когда мы уходим с работы, охрана проверяет все сумки и пакеты — чтобы мы ничего не вынесли: воровство продуктов или остатков списанных блюд — самый страшный проступок. Впрочем, украсть что-то не так и легко — во всех помещениях маркета, кроме раздевалки и туалетов, стоят камеры. Хотя и находятся "умельцы", которые тщательно пакуют списанные блюда и выкидывают в мусорку, а потом их опорожняют "свои" уборщики и выносят с территории. Есть "свои" и в службе контроля, которые могут вовремя прикрыть глаза. Если у отдела обнаружат недостачу, ее стоимость поделят на всех поровну и вычтут из зарплаты, а если поймают кого-то конкретного — тут же уволят".

УСЛОВИЯ. Почти во всех супермаркетах сотрудники работают полностью "по-белому": получают официальную зарплату и премии, оплачиваемые отпускные и больничные. По словам повара, если человек опаздывает или ему надо задержаться, достаточно звонка руководству: последнему главное — выполненный дневной план. Работников кухни и пекарни начальство стимулирует регулярными премиями и ежегодными конкурсами на звание "лучшего работника года": такие получают или солидную премию, или путевки на отдых в Карпаты, на Черное море, в Египет или Турцию. А еще дважды в год устраиваются корпоративы с тематическими вечеринками и небольшими

Решаем проблемы корпоративных правил с экспертами

Бывают ситуации, когда соблюсти корпоративные правила не так-то просто. Мы спросили у психолога, руководителя Мастерской веб-бизнеса Роману Макаренко и HR-специалиста, руководителя проекта на международном кадровом портале hh.ua Марианны Ярош, что делать в таких случаях.

1. Что делать, если человек не может соблюдать дресс-код компании – например, из-за аллергии?

2. В некоторых компаниях поощряют конкуренцию между сотрудниками, причем порой весьма агрессивную. Что делать тем, кто не хочет играть по таким правилам?

3. Как поступать, если человек не согласен с принятой в компании практикой "перестановки кадров" – например, перевода из отдела в отдел каждые два года?

4. Что делать, если человек не хочет участвовать в корпоративах, поездках с коллегами за город, рабочих тренингах и при этом не хочет портить отношения с остальными?

1.Марина Ярош: "Если в компании принята униформа, сотруднику придется в ней ходить — об этом обычно предупреждают на первом же собеседовании. Если она почему-то не подходит (из-за той же аллергии, как в указанном примере), найти решение всегда можно: например, подобрать гипоаллергенный материал. Но делают такое сотрудники обычно за свой счет".

Роман Макаренко: "Прежде всего, объясните свою ситуацию кадровику и руководителю. Я сталкивался с такими ситуациями: люди боялись, не верили в то, что им сделают исключение, поэтому даже не пробовали поговорить с руководством. Они опасались, что начальник или откажет, или накричит, или будет высмеивать. Но когда мы с ними проговаривали проблему и люди шли на диалог с начальством, компромисс находился всегда".

2. Марина Ярош: "При агрессивной корпоративной культуре сотруднику приходится "быть как все" — бунтовать, скорее всего, бессмысленно. Гонка за показателями обычно нравится и приносит пользу только так называемым "людям-результативщикам" — тем, кто работает на результат. Людям-"процессникам" (для которых важен именно процесс работы) приходится сложнее: им можно посоветовать либо смириться и попытаться превратиться в "результативщика", либо просто уходить — третьего не дано".

Роман Макаренко: "Агрессивную конкуренцию, нечестные методы работы между сотрудниками и даже доносительство руководство поощряет, когда для него главное — получить результат и выжать все возможное из работников. В таких случаях сотруднику важно расслабиться, наблюдать и делать вид, что согласен с такой политикой, а на самом деле делать то, что он может, и не стремиться прыгнуть выше головы. Также можно обсудить политику компании с коллегами, найти единомышленников, после чего объединиться в одну команду, чтобы поддерживать друг друга".

3. Марина Ярош: "Если еще при приеме на работу предупреждают о практике перемещения персонала, то фактом оформления новые сотрудники автоматически с этим соглашаются — тогда претензии остается предъявлять только себе. Если это нововведение, обсудите с руководителем причину перевода на новое место: почему человека переводят, чем грозит другая должность, и т.д. По закону, к слову, без письменного согласия вас на другую должность или в другой департамент перевести не могут, как не могут и уволить".

Роман Макаренко: "Если переходить из отдела в отдел категорически не хочется, лучше снова-таки обзавестись союзниками среди коллег — возможно, вместе вам удастся убедить руководство в том, что такие переводы не нужны. Можно и посмотреть на ситуацию с другой стороны и найти для себя пользу в подобной ротации. Возможно, вы получите тот опыт, который очень пригодится в будущем и без которого невозможно дальше развиваться в этой компании".

4. Марина Ярош: "По исследованиям нашего портала, 19% сотрудников не ходят на корпоративные праздники из-за неприязни к коллегам. От развлекательных мероприятий, конечно, можно отказаться, за это не наказывают. Но если это тренинг, рассчитанный на повышение квалификации, стоит хорошо подумать: возможно, учеба в дальнейшем поможет сделать карьеру? Если тренинг посещать категорически не хочется, хотя бы предупредите руководство заранее, чтобы компания не тратила лишние деньги".

Роман Макаренко: "А почему бы не попробовать сходить на мероприятие? Вдруг сотрудник что-то теряет, отказываясь от корпоративов и тренингов? Постарайтесь найти в этих мероприятиях что-то полезное для себя. Кроме того, можно предложить отделу кадров помочь а организации и добавить в корпоратив то, что человеку нравится.

Если сотрудник не ходит на праздники, например, из религиозных соображений, но работа требует присутствия, то человек может посетить лишь начало праздника или официальную часть вечера, а потом незаметно уехать".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять