I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как стать пилотом: нужен здоровый нос и минимум 200 тысяч гривен

Где и как обучают кандидатов в мозг и сердце самолета

Международная организация гражданской авиации ICAO недавно подсчитала: ежегодно миру требуется около 49 900 пилотов — притом, что учебные заведения всех континентов сообща способны выпускать пока не более 47 025 представителей профессии в год (потребность Европы — 10 700 пилотов при 7500 выпускниках). И это не предел спроса: по прогнозам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), уже в 2018 году миру понадобится более 207 тыс. новых пилотов, а согласно исследованиям корпорации Boeing, к 2035-му потребность авиаотрасли возрастет до 617 тыс. человек! В общем, профессия очень востребованная. Кроме того, красива и уважаема: не каждому дано управлять роскошными лайнерами из кабины, утыканной сверхсложными приборами. Овладеть ею непросто, но, по словам пилотов, влюбленных в свою работу, усилия того стоят.

ГОТОВЯТ ДВА ВУЗА И ШЕСТЬ ШКОЛ

Реклама

По данным Госавиаслужбы Украины, сегодня коммерческих пилотов готовят 2 государственных и 6 частных заведений. Единственный вуз в перечне, по данным департамента высшего образования, — Кировоградская летная академия НАУ, выпускающая специалистов по "Летной эксплуатации воздушных суден". Поступая сюда, кроме подачи сертификата ВНО, медсправки и других документов, нужно пройти тестирование по физподготовке и профессионально-психологический отбор. "В то же время, чтобы стать курсантом летной школы, нужно лишь быть старше 17 лет и пройти специальную медкомиссию", — говорит Ирина Шевченко, замдиректора летной школы Aviator UTC. В вузе бакалавра готовят 4 года, специалиста или магистра — еще год, а школьный курс занятий занимает полтора года. После получения свидетельства пилоту еще нужно переучиться на конкретный тип воздушного судна, на котором он будет работать. Такое обучение обычно проводят сами авиакомпании — либо за свой счет, либо высчитывают стоимость из зарплат пилота.

АКАДЕМИЯ ИЛИ ШКОЛА. У многих абитуриентов возникает вопрос, куда же лучше поступать: в академию, колледж, летную школу? О необходимом уровне образования для пилотов пишет Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 68. "Авиационный транспорт". "В документе указано: нужно базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки. То есть летать сможет и младший специалист, и бакалавр, но именно авиационного направления. Кременчугский колледж НАУ, например, готовит младших специалистов, и они равноправные пилоты", — объясняет пресс-секретарь Госавиаслужбы Ирина Кустовская.

Точные требования для получения свидетельства пилота (разных категорий) можно прочитать на сайте Госавиаслужбы в разделе "Деятельность Госавиаслужбы Украины". Но большой плюс академии — есть военная кафедра и бюджетные места. "Сейчас обучение пилота — нелегкий груз на плечах его родителей. Причем у выпускников Кировоградской академии нередко проблемы с налетами — после теории нужно искать, где отлетать положенные часы", — отмечает Владимир Соболев, замдиректор по летной части авиакомпании Yanair, пилот с 40-летним стажем и инструктор.

Реклама

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРОФЕССИИ

"Чтобы получить лицензию частного пилота, нужно налетать минимум 40 часов, а коммерческую — 150", рассказывает Ирина Шевченко. — Один час тренировок обходится курсанту в среднем в 4000 грн (расценки на начало осени 2016). То есть теория и практика обходятся обладателю лицензии частного пилота в среднем по Украине в 200 тыс. грн, а коммерческого — почти в 600 тыс. грн". Обучиться на базе Lufthansa стоит примерно 50 тыс. евро, а в странах Прибалтики — 18—25 тыс. Это дешевле, чем в Кировоградской академии, которая за 5 лет обучения просит почти 30 тыс. евро. "Но эти расходы окупаются в первые годы работы, — уверяет Соболев. — Больше всего платят пилотам в Китае — около $20 тыс. в месяц, во Вьетнаме — 13—14 тыс. Поэтому в Украине вынуждены поддерживать уровень зарплат ($6—10 тыс.), иначе пилоты уйдут к азиатам, что нередко и происходит". Кстати, возраст за 30 в летном деле — не приговор: "Бывает, что человек приходит в авиацию после 30, и вскоре летает командиром экипажа", — утверждает Шевченко.

ПАССАЖИРСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Реклама

Почему-то бытует мнение, что в наше время все самолеты летают на автопилотах, а экипаж в это время спокойно пьет кофе и ни на что не влияет. Владимир Соболев называет это "обывательскими разговорчиками" и объясняет: самолет может сесть на автомате, но для этого человек должен его настроить. "Компьютеры на борту заменили двух человек в экипаже — штурмана и бортинженера. Они помогают осуществлять навигацию и следить за двигателями, но пилота не заменяют! Перед каждым вылетом мы их программируем. Как только меняется обстановка, мы меняем настройки, переходим на ручное пилотирование", — объясняет авиатор.

НА СОВЕСТЬ. Нет причин и для скептицизма — мол, пилотов теперь готовят на скорую руку, взлет-посадка — и набивай руку в рейсах. Курсантов "катают" в школе до тех пор, пока каждый не будет готов, если потребуется, заменить командира. "Тренажеры, на которых проходим переподготовку, на 99% — как настоящие самолеты. Забываешь, что ты в коробке на земле, так правдоподобно. Все сложные ситуации отрабатываются: разбиваешься на тренажере, остаешься невредим — перекурил, получил нагоняй от инструктора, и возвращаешься работать над ошибками", — описывает Соболев. К моменту, когда пилота допустят на борт в качестве второго пилота, его натаскают так, что он даже спросонок сможет долететь до места назначения и посадить самолет.

___1__

На тренировке. Условия максимально приближенные к реальным.

НЕБЕСНАЯ РОМАНТИКА: ИКРА НА БОРТУ И ПЛЯЖ

Огромный плюс профессии: она оплачивается так хорошо, что не приходится копить годами на жилье. Еще у пилотов особенные условия работы — во время полета им обеспечено питание каждые три часа, причем по бизнес-классу — красная икра, морепродукты, мясные деликатесы на выбор. "Отпуск — около 2 месяцев в году, зависит от налета часов. Выходные даются по-разному — те, кто летает на трансконтинентальных маршрутах, осуществляют всего 3 рейса в месяц, остальное время отдыхают, — рассказывает пилот и инструктор Yanair. — А так — каждому положен 42-часовой перерыв после каждых 5 дней работы". Причем следят за этим строго, рабочее время до минуты учитывает специальный человек — планировщик, задача которого — не допустить, чтобы пилот трудился более 12 часов подряд. Но если так случается, то нагрузка компенсируется усиленным составом экипажа. "Усталый пилот никому не нужен — потеря внимания и скорости реакции в нашем деле приводит к ужасным последствиям", — резюмирует Соболев.

МИР НА ЛАДОНИ. Для пилота международных рейсов планета — как свои пять пальцев, за годы работы он изучает ее со всевозможных уголков и ракурсов — и с высоты полета, и как турист. "Нередко случается, что выходной выпадает после прибытия в другую страну. Тогда ходим на пляж, смотрим местные красоты, — говорит Владимир Соболев. — Я как-то три года работал в компании из ОАЭ, так мне эти море и пляж уже поперек горла. Теперь лучший отдых — в лес, на рыбалку... А когда начинал работать в "Аэросвите", помню, лежим как-то с товарищем на пляже в Тель-Авиве, а он и говорит: "Люблю я нашу работу, только вот перелеты утомляют". За 40 лет в небе Владимир и сам сбился со счету, в скольких странах побывал, говорит, булавок не хватает, чтобы отметить все посещенные края на карте мира. "Не доводилось летать только в Австралию и на самый юг Южной Америки. Мечтаю как-то найти время и специально туда слетать — чтобы не оставалось для меня белых пятен", — смеется он.

__1__

Особые условия. Во время дальнего полета — питание каждые 3 часа.

РАДИАЦИЯ, СМЕНА ПОЯСОВ И ТЕРАКТЫ

Есть у этой работы и свои недостатки: пилот получает дозы радиационного облучения, испытывает смену часовых поясов и климатов и недосыпает от ночных перелетов, отмечает замдиректора по летному составу Yanair. "Когда слышу, что переводят время на час и по этому поводу возмущение, смеюсь: мне сегодня вставать в пять утра, а завтра в пять на другом континенте ложиться", — улыбается Ярослав Романюк. Поэтому базовое здоровье должно быть крепким и даже "с запасом", иначе гробится быстро, говорит Соболев: "Работа нервная и сопряжена с риском — я в свое время в Афганистан, в Сомали летал. Бывало, пережидал, пока аэродром бомбили, теракты случались... Поэтому перед полетом волнуешься". Пилоты не держат в кабинах икон, но тоже несколько суеверны: "Они не любят фотографироваться перед полетом, загадывать наперед, избегают слова "последний", — объясняет Соболев. "Никогда не говори, что ты хороший пилот — как только задерешь нос, завтра обязательно что-то случится в полете. Лучше так: "Я много учусь, поэтому выходит хорошо", — говорит и Романюк. Работать приходится, обеспечивая безопасность и комфорт пассажиров, но иногда можно напороться на непонимание. Как-то в полете командир Романюк заподозрил, что не выпустились шасси, проверить это можно было через окошко в салоне. "Вышел я в форме, убрал коврик, отрыл люк — под ним иллюминатор, лег на пол и пытаюсь рассмотреть, — рассказывает пилот. — Когда пассажиры увидели землю в напольный иллюминатор и меня на полу, подняли такую панику! Покой воцарился лишь благодаря опытным стюардессам".

ПЕНСИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Если пилот начал летать сразу после училища, он имеет право стать пенсионером уже в 32, говорит Соболев, но на­­сильно людей не выгоняют. "Нельзя летать командиром экипажа после 63 лет или если спишут по медпоказателям. Полный запрет полетов — в 65. Но многие остаются в авиации — планируют рей­­сы, руководят экипажами, авиапарком, — рассказывает Владимир Соболев. — Раньше была производственно-диспетчерская служба предприятия, сокращенно ПДСП — в шутку расшифровывалось как "приют для списанных пи­­лотов". Нередко люди идут в бизнес и вполне успешны. "К пенсии накапливается до­­статочно денег и опыта плюс языковые навыки для связи с иностранными партнерами и привычка схватывать новое на лету", — объясняет причи­­ны успеха Соболев. Ярослав Романюк, параллельно с рейсами, работает ин­­структором и читает лекции. "Это — задел на будущее. Хочешь безбедно жить, когда летать запретят, — заранее переходи в педагоги", — объясняет 52-летний инструктор МАУ.

dsc05356_1__

Эксперт — Ярослав Романюк.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять