Главная Сегодня

Уколов советует не вести детей в лицей, а Кужель – не критиковать при них учителя

"Сегодня" узнала, как учат своих детей известные люди и что советуют остальным родителям.

Завтра детвора после летних каникул пойдет в школу. Одни ребята ждут 1 сентября с нетерпением, ведь за три месяца успели заскучать без учебы и одноклассников, другие – ищут любой повод увильнуть от школьной рутины. Как сделать учебу интересной для ребенка и вместо скучной повинности превратить ее в хороший жизненный старт, мы спросили у известных политиков.

Читайте также: Что делать, чтобы ребенок полюбил школу

Виктор Уколов:

"1 сентября наши дети пойдут в школу, кстати, вполне обычную киевскую школу №108. Считаю такой подход вполне оправданным, так как подавляющее большинство моих коллег, народных депутатов, а также знакомых бизнесменов, журналистов или политиков заканчивали именно такие, обычные, а не спецшколы.

Не усложненная углубленным изучением отдельных предметов программа дает возможность ребенку иметь достаточно свободного времени, чтобы определится со своими "неофициальными" внеклассными предпочтениями, которые ему действительно нравятся. Ребенок обязательно должен чем-то заинтересоваться кроме уроков.

Наш уже 13-летний сын до 11 лет учился в лицее и каждый год просил отдать его на музыку, или хотя бы в народный хор. Как только мы перевели его в обычную школу, он сразу же пошел и в музыкальную, где с удовольствием учится уже второй год. Поэтому его младшую сестру в лицей мы уже не повели, вместо этого она с первого класса попросилась учиться играть на скрипке, а теперь вот хочет еще и мольберт, чтобы научится рисовать на холсте.

С 1 сентября многие из нас снова пойдут в первый класс со своими детьми и, поверьте моему опыту, лучшее, что вы можете сделать для них – научить работать/учиться, как будто играя. Если вам удастся заложить у детей такое позитивное отношение к учебе и труду, считайте, что половину воспитания вы уже провели успешно".

Александра Кужель:

"Хочу поделиться своим опытом, приобретенным в ходе воспитания двоих сыновей. Может, кому-нибудь из родителей помогут прописные истины, на познание правильности которых в жизни нередко уходит много времени.

Много лет назад первая учительница моего старшего сына сказала: "Не учите детей читать и писать – этому они легко научатся на уроках. Главное – научите их грамотно говорить, четко описывать события и правильно и точно пересказывать увиденное и прочитанное ". Много раз я с благодарностью вспоминаю этот мудрый совет. Поэтому – не жалейте времени, и как можно больше разговаривайте с детьми, каждую минуту побуждайте их рассказывать о каждом моменте их жизни. О том, как прошел день, о том, что ребенок увидел, о чем он думает и о чем мечтает. Пусть пересказывает мультфильм или спектакль, описывает увиденный эпизод или картинку. Конечно же, это требует много времени – но, поверьте, это очень важно.

Никогда не обманывайте – ни себя, ни своих детей. Бесполезно повторять ребенку слова о необходимости быть аккуратным и честным, если вы сами демонстрируете пренебрежение к провозглашаемым вами словам. Если вы неопрятны, то как можно требовать от ребенка быть чистоплотным, если вы в ответ на телефонный звонок кричите мужу: "Скажи, что меня нет дома", то почему ваш ребенок должен быть честным?

Помните, в сказках нелюбимая падчерица всегда лучше, добрее и красивее, чем родная дочка? Это потому, что родители пребывают в ослеплении от любви и не могут реально и честно оценивать действия и поступки своего "чада". И утрачивают возможность корректировать недостатки и просчеты воспитания. Постарайтесь научиться хоть изредка смотреть на своего ребенка взглядом "со стороны". Критично и непредвзято.

Никогда не обсуждайте в присутствии ребенка его педагогов. Учитель должен быть непререкаемым авторитетом. Не разрушайте искусственно волшебный ореол, которым ребенок изначально окружает своих воспитателей и учителей, разочарования не замедлят наступить и так. Но пусть это будут его детские впечатления, его разочарования – его, не ваши!

И еще – любите своих детей. Очень часто любящее сердце – самый лучший советчик. Как говорила героиня одного произведения: "Я слишком люблю своих детей, чтобы их жалеть". Проявляйте твердость и настойчивость, даже если ваше сердце разрывается от жалости. Не потакайте их капризам и не лелейте их лень. Не дайте им повода сказать спустя много лет: "Почему ты не настояла на том, чтобы я занимался теннисом (английским, музыкой и т.д)?!"

Гордитесь их успехами, разделяйте горечь неудач и преодолевайте все трудности вместе. Ведь вы – семья. Любящая, крепкая. А это – самое главное".

Василий Горбаль:

"Для первоклассников и первокурсников, для студентов очень важны первые годы. Как говорится, первые два курса студент работает на зачетку, а потом – она на него. Главное – чтобы учителя и родители с самого начала прививали ребенку желание учиться. Тяга к обучению закладывается в 1-3 классе, многое зависит от первого учителя. При этом, учитывая нынешнее повальное увлечение компьютером и Интернетом, надо все-таки давать ребенку прочесть живую книжку, чтобы он осознал разницу между ней и Интернетом.

Без принуждения тоже не бывает, я своим родителям очень благодарен за то, что в свое время заставляли меня учиться.

Многое зависит и от внешкольного образования – советская система разрушена, а новая сейчас только восстанавливается. У родителей иногда не хватает денег на детские секции и кружки. Но те, кто вкладывает в это силы и средства, делают хорошее дело для своего ребенка.

Я в детстве был занят с утра до вечера, ходил в хореографический кружок и спортивную секцию. Это хорошо повлияло на здоровье, расширило кругозор. Такие занятия также развивают культуру: в танце, в частности, формируется отношение к женщине. С детства. Своих детей у меня пока нет, но есть крестники, которым я могу давать советы".

Александр Бригинец:

"Есть два наихудших способа поощрения детей: деньгами и объяснением перспективы в далеком будущем. Ты станешь космонавтом, ребенок не мыслит такими категориями. Так же, когда 30-летнему говорят, что в 90 он умрет и нужно вести праведную жизнь, человек не слушает.

А деньги дают ребенку представление, что богатство управляет всем, чем больше денег, тем больше правды. Но когда ребенок вырастает, оказывается, что самые важные вещи за деньги не купишь.

Наибольшая ценность для ребенка – общение с родителями. Они могут на этом спекулировать: если ребенок учится хорошо – больше времени проводить с ним. Если плохо – то объяснять, что из-за того, что кто-то старается меньше, родители вынуждены больше работать и не могут уделять ребенку внимание. Идеалом является совместная с родителями подготовка уроков. Дети с удовольствием делают все вместе с мамой и папой: пишут, копают... Тогда любая деятельность не воспринимается как наказание.

У меня есть 27-ми лет. Когда его воспитывал, не понимал этих истин. Я думал, что надо использовать политику кнута и пряника. Никогда не понимал, что наказание и принуждение – не инструмент, а пряники предлагал не те. Не уделял достаточно времени общению. Родители в 25-30 лет могут не еще понимать этих советов".

Николай Томенко:

"Мой собственный школьный, а также родительский опыт дает основания утверждать, что главная задача родителей – ориентировать ребенка, который идет в школу, что этот поход в мир общения, мир науки, мир новых впечатлений, а не поход за оценками. Так, после возвращения ребенка из школы родителям следует прежде всего спросить, что нового он открыл для себя, а уже потом – какие оценки получил.

Если школа станет местом для новых открытий, общения, познания новых тайн, ребенок сможет себя максимально реализовать. Если же школа рассматривается родителями как средство получения хороших оценок, то это может дать противоположный эффект.

Личный совет: насколько я понимаю, сегодня школьная нагрузка больше, чем была в мои времена. Но при любых условиях необходимо привлекать ребенка к другой сфере деятельности. Скажем, участие в различных кружках (оздоровительных, физкультурных, художественных), как показывает и мой опыт, чрезвычайно полезно. Это дает возможность, с одной стороны, переключиться с прямой формы обучения на развлекательную или познавательную. С другой стороны, позволяет уже на этапе младшей школы выявить интересы ребенка и его будущую специализацию.

Поэтому чем больше кружков на первом этапе ребенок сможет посещать, тем легче будет сориентироваться в его заинтересованности и сильных сторонах. Хотя очевидно, что эти кружки должен выбирать сам ребенок. В свое время я одновременно посещал спортивные секции по футболу, баскетболу, волейболу, а впоследствии и литературный и музыкальный кружки".

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять