I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как работают украинские контрабандисты

Журналист "Сегодня", решив посетить соседнюю Словакию, волей-неволей оказался свидетелем и "соучастником" незаконного перевоза товаров из Украины на территорию ЕС и рассказал все тонкости схемы "челноков".

1/5

В  начале этого года Словакия сделала для украинцев необычную акцию — под туристическую поездку консульства рассматривали возможность получения украинцами шенгенской визы от 6 месяцев до 2-х лет (для тех, кто ни разу не был в странах Шенгенского соглашения) и от 2 до 5-ти лет (для бывалых туристов). Я сразу же решил этой возможностью воспользоваться. Во-первых, и Словакию посмотреть интересно, во-вторых, значительно расширится выбор стран, куда можно поехать на отдых, но из-за визовой неопределенности мы не решались. По официальным данным, в январе-феврале консульства Словакии выдали около 10 тысяч долговременных туристически виз, увеличив приток туристов в свою страну — туристические агентства, продававшие услуги по оформлению визы и путевки сразу предупреждали, что если не поехать, то затем могут быть проблемы при ее продлении.

Реклама

С целью экономии наша группа из 4-х человек заказала наиболее дешевый вариант поездки — в ближайший к границе курорт Любовня с умеренными ценами путевок. Правда, поезд идет только до Ужгорода, а оттуда доехать можно лишь на автомобильном транспорте. Через знакомых я нашел самого дешевого перевозчика, который согласился забрать нас с вокзала в Ужгороде и отвезти прямо под гостиницу в Словакии за 100 евро (другие просили в 2,5 раза больше). Как оказалось уже в ходе поездки, секрет низкой цены в том, что это был местный житель, промышляющий мелкой контрабандой. И мы для него были вовсе не основным "грузом".

kontrab

Первое, что удивило, — забрать  4-х человек приехало сразу два микроавтобуса. Да и сами транспортные средства оказались слишком подозрительные. Но мы все равно рискнули и доехали без особых приключений. Водители Васыль и Дмитрий не скрывали свой вид деятельности и даже поделились главными хитростями своей необычной работы. А мы невольно стали соучастниками процесса перевозки нерастаможенных товаров — колес, спирта, сигарет и дизельного топлива.

Реклама

Опыт: как мы прятали "товар"

Водители сразу предупредили нашу группу, что в Словакии по пути нужно заехать сразу в несколько мест. Вначале мы заскочили на какое-то автопредприятие и взяли там два комплекта покрышек. А уже после пересечения границы заехали на какой-то склад и разгрузились. Водители сняли колеса  (в них были спрятаны сигареты) и поставили новые, слили дизтопливо, а также достали из недр микроавтобуса ящик водки. Изумленных пассажиров водители сразу "успокоили" — сигареты в покрышках ищут очень редко, а так как мы ехали группой, то даже если бы этот ящик с алкоголем нашли, ничего бы не было. Количество бутылок почти соответствует разрешенным нормам провоза на каждого пассажира, а лишнее они бы просто вылили. За "соучастие" в преступлении сразу сделали скидку на проезд.

"Именно поэтому мы предпочитаем пассажирские микроавтобусы — сиденья всегда можно сложить, если везти груз, а если везти пассажиров, еще и место остается, чтобы что-то спрятать", — говорит Васыль. По его словам, в каждой такой машине есть скрытые полости в кузове, а его кум и вовсе вытащил систему отопления, заменил двигатель на мотор поменьше, а также переделал систему охлаждения. В освободившиеся полости можно спрятать как минимум 100 блоков сигарет. Конечно, если контрабанду найдут, транспортное средство конфискуют — поэтому "челноки" предпочитают покупать в Словакии старые микроавтобусы, которыми в случае чего вполне можно пожертвовать. Например, бусу, на котором мы ехали, было лет 20, не меньше.

Реклама

Больше боятся "челноки" депортации и того, что их занесут в "черный список" при получении виз. Если еще несколько лет назад у консульств не было единой базы правонарушителей, то теперь различные страны ЕС обмениваются между собой информацией о нежелательных лицах. Правда, жители Закарпатья и на этот случай продумали сценарий. Так, наши собеседники показали паспорта Венгрии и Чехии. У многих их соседей по региону есть и паспорта Румынии. Кстати, по словам наших собеседников, оформление иностранных паспортов в этом регионе уже давно превратилось в успешный бизнес — стать венгром, например, стоит от 800 до 1 тыс. евро. На мое замечание о том, что потом соседние страны будут претендовать на украинскую территорию на основании того, что там живет много их граждан, водители лишь рассмеялись. "У нас у всех по 2—4 паспорта — мы уже сами запутались, гражданами какой страны являемся. Так что им вначале придется спорить друг с другом". Правда, шенгенские визы в украинские загранпаспорта они все равно ставят — чтобы их не отследила украинская погранслужба. Ведь в нашей стране двойное гражданство запрещено.

"Cпирт и сигареты скоро прикроют. сейчас переходим на продукты"

Закарпатье все понимают, что мелкая контрабанда спирта и сигарет рано или поздно потеряет смысл: либо в Украине поднимут на эти товары цены до европейских, либо существенно усилят контроль. Поэтому жители приграничных районов объединяются и вместе открывают небольшие фирмы по импорту и перевозкам. "Если бы словаки не были такими упертыми, можно было развернуться уже сейчас — любой словак, владеющий домом возле границы мог бы озолотиться, если бы построил там склад. Мы ходим и предлагаем, но они не хотят ни бизнес вместе делать, ни землю продавать. И даже если кто-то умирает в селах неподалеку, наследники предпочитают хату использовать как дачу, — продолжает собеседник, — сейчас ищем варианты".

Кроме того, инициативу со словацкой стороны перехватили местные цыгане (в Словакии эта этническая группа составляет около 10% населения), которые активно занимаются контрабандой и очень не любят конкурентов — украинских "челноков" (так мелкие контрабандисты называют себя сами).

В данный момент жители Закарпатья активно занимаются автомобилями (пригоняют на запчасти), а также продуктами питания, которые везут из Европы в Украину. Интересно, что многие продукты являются не только контрабандой, но и ворованные. "Наши заробитчане, когда нет работы в Италии, Испании и Португалии на стройках, воруют в супермаркетах, а потом продают товары элитных марок. Это макароны, кофе, алкоголь, сыры, фуагра. Естественно, что продают за копейки своим же соотечественникам: водителям автобусов, дальнобойщикам, туристам. Таких "продавцов" можно встретить на крупных стоянках в Европе, — говорит Васыль, — водители международных рейсов хорошо зарабатывают, перепродавая эти товары в Украине". И тут же предложил нам купить у него пачку дорогого кофе за 50 евро, тогда как в Киеве за нее просят минимум в два раза больше.

Словак: "людям не на что жить"

Водитель заехал вглубь села, которое находится непосредственно перед границей, и остановился возле одного из домов, достал ключи, открыл двор и заехал, как к себе домой. "Тут живет одинокая бабка, которой я помогаю бесплатно: привожу еду, колю дрова, убираю двор, а она мне разрешает хранить товар и машины. Если места не хватает, в ход идет двор ее соседа", — и махнул рукой на словака, который как раз вышел поздороваться.

Пользуясь случаем, я решил пообщаться и с ним. Володя — так представился словак — рассказал, что в "лыжный сезон" работает таксистом-гидом. С ним договариваются заранее, он подъезжает к границе и забирает украинцев, едущих на отдых. А затем привозит их на место за 20—30 евро с человека. Кроме того, договаривается с жителями частного сектора возле курортов — через Володю можно отдохнуть за 10 евро в сутки. "В остальное время я занимаюсь сигаретами и дизелем, как и все мы в селе. Людям не на что жить — фабрики давно не работают. А граница кормит".

Традиция: "на границе мы даем по 5 евро"

За несколько километров до границы наши водители с кем-то постоянно созванивались, после чего приняли решение, в какую конкретно полосу на границе заезжать. "Я знаю всех сотрудников по именам, лицам, в какое время кто работает и на какой полосе (имеется в виду дорожная разметка на границе, регулирующая потоки. — Ред.). Мы знаем, кто свободно пропускает, а кто из таможенников и погранцов дотошный, и стараемся на них не попадать. У нас развита "почта". Когда кто-то из наших проходит границу, тут же перезванивает и докладывает обстановку", — говорит Дмитрий.

Мой естественный вопрос — а как со взятками? "У таких, как мы, ни таможня, ни пограничники ничего не требуют. Словаки вообще боятся брать — у них высокие по местным меркам зарплаты в 800—1500 евро (в зависимости от должности), а за любую мелочь могут посадить. А раз не берут словаки, то нет смысла брать и нашим — если словаки увидят, будет международный скандал. Но у нас самих принято давать погранцу 20—50 грн, а таможеннику — 5 евро. Не знаю, влияет ли это на что-то", — рассказывает Васыль уже на границе. И действительно, когда сотрудники таможни и погранслужбы проверяли документы, он в них дополнительно вложил деньги. Его напарник Дмитрий добавил, что даже есть таможенница, которую местные жители прозвали Традицией. Дело в том, что если в документы не вложить деньги, она якобы обижается и говорит: "А как же традиция?".
Возможно, это лишь местная легенда, — понятно, что официально подтвердить эту историю невозможно.

Впрочем, контроль мы прошли честно и со словацкой стороны, и с украинской — нас попросили открыть сумки, а также внимательно всматривались в паспорта. Словаки проверили пробег авто (каждый раз при пересечении границы записывают количество топлива и пробег, чтобы наши люди не сливали топливо). Впрочем, "контрабандистов" это не смутило — как только словак отошел, водители тут же нажали малозаметные кнопки, скручивающие показания приборов. "Есть и второй способ обойти ограничение, — говорит Васыль, — у меня на их стороне есть гараж, где стоит несколько машин. Заезжаю на одной, выезжаю на другой".

Отметим, что если в сторону Словакии таможенники внимательно проверяют количество алкоголя (даже попросили чек из дьюти-фри), то на обратном пути бутылки с алкоголем из Словакии даже никто не считал, хотя у нас был явный перебор. Повезло? "Нет, просто оформление такого нарушения занимает много времени, а сотрудников у них не хватает", — говорят водители.

 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять