I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Музыка улиц: как живется звездам, начинавшим карьеру в переходах и на улицах

Фома в школьном возрасте прибился к хиппующим бардам, а Суд до сих пор ищет наркотик на улицах

17 мая в Киеве, Ивано-Франковске, Одессе, Днепропетровске, Львове и Харькове планируют провести фестиваль уличной музыки. Сотни исполнителей самых разных музыкальных стилей соберутся на тротуарах, обочинах и в переходах, чтобы сыграть и спеть людям собственную музыку. "Музыка — это то, что поможет нам всем, всей стране, выйти из депрессии", — уверены организаторы. "Сегодня" узнала, чем живут столичные музыканты, начинавшие карьеру в переходах, и выяснила, можно ли добыться успеха и признания, начав с улицы.

Карьера началась с крыши

Реклама

Не все звезды украинской эстрады любят говорить о своем прошлом — особенно о том, как начиналась карьера. Но некоторые не скрывают, что им приходилось играть в не самых престижных местах. Например, участники украинской группы Mead Heads в 1991 году организовывали свои концерты на крыше двадцатиэтажного дома на Березняках. "Нам с выступлениями помогали друзья-зрители. Их собиралось на крыше до 20—30 человек. Помогали тащить аппаратуру", — вспоминает фронтмен Вадим Красноокий. Естественно за выступления ребятам не платили. Были, правда, и неприятные моменты: жители дома, на крыше которого пели музыканты, несколько раз вызывали милицию. "По ночам мы, конечно же, не пели, но жители все равно вызывали участкового. А нам каждый раз удавалось уговорить его не штрафовать, и все расходились с миром. Я до сих пор помню звучание инструмента на крыше — оно особое. Совсем не такое, как на земле. Веселое было время... Мы и сейчас не против сыграть на крыше", — говорит Красноокий.

"ЕДУ ИГРАТЬ В КРЫМ". Уличных музыкантов в Киеве сотни. Ребята даже создали свой ресурс в соцсетях, где обмениваются информацией, ищут напарников для игры, торгуют музинструментами и ищут работу. "Я играю на саксофоне, возле метро "Театральная", ищу напарника для игры", — пишет киевлянин Владимир. Некоторые музыканты готовятся к поезке в Крым и собирают оркестр для игры на тамошних пляжах. "Нас не пугает, что Крым уже не украинский. У нас же на лбу не написано, что мы бандеровцы. А деньги нужны. Там за сезон 1,5—2 месяца можно заработать несколько тысяч гривен", — говорит Вадим. Записываются в группу к музыкантам и обычные киевляне: "Ребята, помогите помириться с любимой девушкой. Не хочу ее потерять. Я сам плохо играю, и не умею петь. Пожалуйста, кто может, отзовитесь. Я заплачу, сколько нужно. Нужен гитарист или скрипач", — умоляет киевлянин Юрий.

4_01

Реклама

Звезды, стартовавшие из переходов

Из сотен уличных музыкантов, которые играют для нас в подземных переходах и просто на улицах, не всем удается достичь успеха и стать популярными. Тем не менее некоторые культовые ныне исполнители в начале карьеры собирали не многотысячные площадки в концерт-холлах, а несколько человек в переходе. "Сегодня" пообщалась с артистами, творческий путь которых начинался с подземки.

НА САЛО И СИГАРЕТЫ ХВАТАЛО. Фронтмен популярной фолк-поп-группы "Мандры" Фома (Сергей Фоменко) начало карьеры вспоминает с ностальгией. "Играть на улице я начал еще в школьном возрасте, в подземном переходе на станции метро "Льва Толстого". Там тогда собирались такие хиппующие барды с гитарами и просто ребята, которые любили петь под гитару. Я уже с 7-го класса писал песни, и подземный переход был первой площадкой для их презентации публике", — рассказывает "Сегодня" музыкант.

Реклама

В переходе Фома пел и свои песни, и чужие — хорошо известные. "В моем уличном "трек-листе" были песни Владимира Высоцкого и Адриано Челентано. Причем итальянский язык я не знал, но у меня был хороший слух и музыкальная память — я просто напевал то, что запомнил. Ну, а с Высоцким проблем не было. В Киеве пел также в переходе на Майдане и на Андреевском спуске",  — вспоминает музыкант.

В 1997 году Фома вместе с коллегами создал группу "Мандры", которая радует публику мелодиями в стиле фолк. Но и тогда, и сейчас деньги для Сергея Фоменко — далеко не главный фактор, утверждает он: "Когда играл в переходе, шляпа, конечно же, возле ног лежала, и в нее бросали деньги разные хорошие люди. Конкретных цифр заработка я не помню, но на гречку, хлеб, сало и сигареты хватало. А что касается уличного опыта, то я не только не стыжусь того, что играл в переходе в центре Киева, а наоборот — считаю, что это очень полезная школа и опыт! Ведь на улице все по-честному. Хорошо играешь — людям нравится! Плохо играешь — в шляпе пусто! Рекомендую всем желающим попробовать", — смеется Фома. Сейчас "Мандры" дают концерты в Канаде. Но даже в Торонто Фома нашел время и поиграл на улице.

2_03

СОБИРАЛИ НА СТРУНЫ. Участники рокабилли-группы OT VINTA тоже начинали свою карьеру с подземного перехода. "В 1997 году мы готовились к поездке на фестиваль "Перлини сезону", а денег — ноль. И мы пошли играть в подземный переход в Ровно, чтобы заработать на струны к гитаре. Комплект американских струн стоил тогда $7,5 — огромные деньги! Но за пару часов мы эти деньги заработали", — вспоминает фронтмен группы Юрий Журавель.

Сейчас группа OT VINTA за один концерт получает около $5 тыс., и прошлое участники вспоминают с меланхолией. "Времена были сложные. Мы выживали за счет того, что возили товары в Беларусь. Но торговать мне не нравилось, и чтобы заработать, я играл на улицах Бреста. И в Киеве пару раз приходилось играть в переходах", — вспоминает Журавель.

Чтобы выживать, приходилось музыкантам и жульничать, признался Юрий. "Помню, как нас одно время приглашали на всевозможные музыкальные фестивали, на которых практически мы ничего не получали, но мы с парнями придумали, как заработать. На фестиваль ехали в общем вагоне, а у пассажиров просили билеты из СВ или купе. Организаторы были вынуждены оплачивать наши билеты", — вспоминает фронтмен, добавляя, что на Рождество они играли для активистов Майдана совершенно бесплатно.

Суд: "На улицу выхожу в поисках наркотика"

Для многих музыкантов уличная игра становится настолько родной, что, даже достигнув популярности и получая неплохие гонорары, они все равно идут на прежние места в подземных переходах или на эстраду в городских парках. И по старой привычке, разложив саквояж от гитары на асфальте, играют для прохожих.

С УЛИЦЫ — В КВАРТЕТ. Киевлянин Михаил Суд посвятил музыке всю жизнь. Его по праву можно считать "старожилом" среди уличных музыкантов, ведь играет он здесь более 15 лет. С 1978-го по 1999 год он был участником гитарного квартета "Эмма-Квартет". С концертами они объездили десятки городов бывшего СССР, принимали участие во всех гитарных фестивалях. Уличным музыкантом Суд стал в лихие 90-е, потому что тогда нужно было выживать и кормить семью. "Мы зарабатывали на еду и на хороший инструмент. А ведь хорошая гитара стоит ой как дорого. На Крещатике я играю еще с тех времен, когда киевляне с удовольствием слушали легендарного аккордеониста Игоря Завадского. А вообще первым коллективом на Крещатике был квинтет "Наполеон" — киевские интеллигенты, они играли классическую музыку, которая всегда была по душе романтически настроенным киевлянам", — говорит Михаил. 

В 1997 году на Крещатике появился музыкальный ансамбль "Слобода-Квартет", творческим руководителем которого стал Михаил. В состав входила два гитариста, скрипач и аккордеонист. А уже через пару лет Михаил параллельно работал в Киеве в ансамбле "Романтик Трио" со скрипачом Алексеем Дубовиком и аккордеонистом Андреем Моргуном, который быстро завоевал популярность. "Было время, когда нас узнавали на улицах, брали автографы и спрашивали, где можно купить наши диски", — вспоминает Михаил. По его словам, собраться вместе музыкантам помогло землячество. "Все мы родом из Харькова, а нашлись в Киеве. Неудивительно, что нам так комфортно и легко работалось вместе", — улыбается Михаил.

В ПОИСКАХ НАРКОТИКА. Популярность помогла группе неплохо устроиться. С 2006 года "Романтик Трио" начала трудиться на лайнерах крупнейшей американской круизной компании. Благодаря этому группа побывала более чем в 30 странах мира — от Аляски до Антарктиды. И везде, в каждой стране, они находили своих благодарных слушателей и почитателей.

Тем не менее ни популярность, ни солидные заработки не мешают музыканту выйти в выходной день на Крещатик или Андреевский спуск и поиграть для народа. "Группой мы на улице сейчас практически не играем — только на закрытых мероприятиях, вечеринках, по приглашениям. А сам я периодически не выдерживаю и выхожу на улицу. Деньги для меня не главное, мы хорошо зарабатываем. Хочется просто дарить радость людям. Это очень приятно — когда возле тебя вырастает толпа зрителей. И не просто зевак, а истинных ценителей классической музыки, в частности — гитары", — признается Михаил.

5_01

НЕЗАБЫВАЕМОЕ ВРЕМЯ. По словам музыканта, те, кто начинал играть на улице, никогда не забудут это время. И периодически желание выступить для народа возвращается, сколько бы денег ни зарабатывал исполнитель, даже став известным. "Меня тянет на Крещатик. Наверное, это уже как наркотик — необходимость энергетически подпитываться от улицы, чтобы пополнить свои силы и получить порцию вдохновения. Это сложно объяснить людям, которые никогда не чувствовали ничего подобного. Это не заработок — это стиль жизни. И отказаться от него сложно", — говорит Суд.

По его словам, в деньгах сейчас он и его группа особо не нуждаются — заказов хватает. Ведь за годы существования ансамбля они выпустили четыре диска, которые разошлись тиражом примерно в 25—30 тысяч экземпляров. Диски их группы "Романтик Трио" продавали прямо в переходе на Майдане: за один просили от 25 гривен.

Музыка ради свободы и души

Далеко не все уличные музыканты рвутся на большую сцену. Например, бандурист из Ялты Остап Киндрачук, который играет в переходе на Крещатике в Киеве, говорит, что он "идейный уличный музыкант". Дедушка с характерным оселедцем на голове уверен, что настоящий бандурист должен играть на улице, у дороги, чтобы его хорошо слышали все прохожие. "Цель бандуриста, — довести людям информацию о казацкой славе", — говорит 76-летний Остап.

Он играл на улицах разных стран — в Греции, Германии, России, Турции, был даже на специальном фестивале для уличных музыкантов в Польше. И всюду его слушали и замирали от пронзительных звуков бандуры. "Бандура — это инструмент, который рассказывает о казацкой душе. Он такой же широкий, как степь, а когда трогаешь струны — можно услышать звук ветра, который колышет степную траву", — объясняет музыкант. Когда дед Остап играл в Польше, он целую неделю через день ездил в Германию — там ему в шляпу бросали в несколько раз больше денег. "Сколько заработал не скажу — коммерческая тайна. Но слава и овации для меня не главное. Уличная музыка — это образ жизни. Даже если одному человеку моя игра понравится — значит, не зря я изливаю душу", — говорит кобзарь.

В МАСКЕ ПО УКРАИНЕ. Пианист Богдан, который стал известен после игры на баррикадах Майдана, отправился в тур по Украине. А маску, в которой он играл в Киеве, он не снял до сих пор — ведь она стала своеобразной визитной карточкой "пианиста-экстремала", как его окрестили в Сети.

По Украине он ездит, исполняя композиции Ральфа Зюрмуля. Правда, прославленное пианино, на котором он играл на баррикадах — выкрашенное в цвета украинского флага — он с собой не возит. Он уже побывал со своими концертами в Харькове, Днепропетровске, Луганске, Одессе, Никополе, Николаеве, Кривом Роге, Запорожье и Переяслав-Хмельницком. Совсем скоро Богдан планирует махнуть в турне по городам Центра и Запада страны — в Ивано-Франковск, Житомир, Винницу, Луцк и Хмельницкий.

Есть у пианиста в маске и заветная мечта. "Я хочу после полной победы украинского народа начать ездить по другим странам, где люди борются за свою свободу! Я хочу продолжить играть на баррикадах, поднимая боевой дух повстанцев. Это — мое призвание! А большая сцена пусть остается для других", — признается "Сегодня" пианист-экстремист.

1_03

Завадский: переход, слава, тюрьма

Пожалуй самым звездным выходцем из столичной подземки можно считать аккордеониста Игоря Завадского. В подземном переходе на Майдане он играл десять лет (!) с 1989 по 1999. Причем три последних года — будучи уже известным музыкантом. Завадский играл на улицах Праги, Вены, Барселоны, Парижа, объездил с концертами полмира. Но всегда говорил, что киевскому подземному переходу он обязан всем. "Подземный переход — важная страница моей биографии. Надеюсь, уже перевернутая. Всего провел там десять лет, три последние были особенно удачными. Я не только подпитывал себя материально. В переходе я завоевывал свою публику!" — говорил "Сегодня" артист. Выпускник национальной музыкальной академии уже тогда стал обладателем 4-х золотых медалей престижных международных конкурсов, а в 2000, ему было присвоено звание Народного артиста Украины. Впрочем, после звездного взлета из киевского перехода с музыкантом случилось резкое падение. В марте 2012 года 46-летнего Завадского задержали сотрудники Шевченковского РУВД по подозрению в педофилии. Он уже более двух лет сидит в Лукьяновском СИЗО. Его поклонники собирают средства на адвоката и залог. Как сообщают на его персональном сайте, нужно собрать 86 тыс. грн.

3_03

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять