Главная Сегодня

Как и когда учить малыша читать

Начинать учить ребенка читать или знакомить с буквами можно в разном возрасте. Критерий для вас – желание самого ребенка

Частенько родители задаются одним вопросом – в каком возрасте учить ребенка читать? В год, два, три или шесть? И как учить? Для тех, кто уверен, что его ребенок готов к новому важному этапу в жизни, мы подготовили несколько важных советов из книг МИФа.

Начинать учить ребенка читать или знакомить с буквами можно в разном возрасте. Критерий для вас – желание самого ребенка. Превратите обучение в увлекательную игру – лепите, стройте, рисуйте. Но не стоит забывать о том, что чтение – процесс серьезный. И ошибки на первоначальном этапе могут иметь последствия. Не форсируйте события, если речевой аппарат ребенка окончательно не сформирован.

Неправильное произношение звуков может перерасти в неграмотное чтение и письмо.

Развитие речи

Перед тем как начать учиться читать, нужно направить силы на развитие речи ребенка. Вот 5 советов, которые помогут в этом.

1. Говорите с малышом. В первые три года жизни мозг ребенка формирует нейронные связи – закладываются основы мышления. Поэтому то, что мы говорим и как часто это делаем, крайне важно для его развития.

Нужно постоянно беседовать с малышом: проговаривать свои действия, комментировать события, вести диалог. Обращения по делу – "ешь", "иди", "смотри", "сядь" не подходят. Гораздо важнее вести спонтанные разговоры, шутить, петь песенки, рассказывать стишки. Даже скучный процесс чистки зубов можно разбавить веселыми комментариями.

- Пора чистить зубы. Что будем делать сначала?

- Берем свои зубные щетки! Твоя фиолетовая, а папина – зеленая.

- Теперь давай выдавим пасту.

- Чуть-чуть надавим. Отлично.

- Сейчас будем чистить, чистить, чистить. Вверх и вниз, влево и вправо. Давай теперь по языку. Щекотно?

Эти маленькие беседы оказывают на ребенка куда большее влияние, чем простые указания: "Почисти зубы и спать". Детские психологи из Канзасского университета Харт и Рисли изучали развитие речи у детей и обнаружили, что все малыши получают указания к действиям ("стой", "ешь"), но не каждому достаются милые разговоры ("какой чудесный день"). Дети, с которыми беседуют на разные темы, получают больше "питательных веществ" для всестороннего развития мозга.

2. Читайте стихи. Заведите традицию – читать перед сном ребенку стихи. Важно читать их с выражением: громко вздыхать, удивляться, восхищаться или хохотать.

Почему это важно? Стихи построены на звуковых сочетаниях. Они помогают нам слышать речь и выявлять для себя звуковые стороны слов: вот тут "кошка" рифмуется с "крошка", "мошки" – с "ножки", "корица" – с "царица". Это фонетическая игра, которая готовит малыша к чтению. Например, вы учите букву "з", вспоминаете с ним стишок про козу и стрекозу. Малыш уже слышал этот звук, ему легче понять, как его произносить и он без труда его запомнит.

- Что ты, кошка, сторожишь?

- Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай

Приглашу ее на чай!

Начинайте с простых двустиший и четверостиший, а затем выбирайте более сложные стихотворения.

3. Записывайте речь ребенка. Чтение – это преобразование своих мыслей в текст. Покажите это малышу: записывайте придуманные им истории или впечатления. Попросите его придумать сказку или рассказать, как прошел день. Возьмите блокнот, слушайте ребенка, записывайте, уточняйте детали, перечитывайте написанное.

Это называется "ситуацией письменной речи". Придумал ее психолог и педагог Феликс Сохин. Он же выяснил, что когда дети диктуют свои мысли взрослым, их манера повествования значительно меняется: малыш задумывается, начинает медленнее говорить, выбирает сложные предложения и конструкции.

4. Диалог во время чтения. Общение – это важная часть совместного чтения. Когда вы обсуждаете прочитанное, ребенок придает сюжету большее значение, учится понимать и анализировать текст. А еще – увеличивает словарный запас. Повторяя новые слова во время обсуждения, он закрепляет их в своем сознании.

- Медвежонок сидит за столом.

- Погляди на пар, поднимающийся от его каши. С пылу с жару! А если он ее сразу съест, что будет? Может, лучше подождать, пока она остынет?

Когда ребенок становится старше, можно задавать открытые вопросы о событиях, мыслях и чувствах, которые вызвала история.

- Что случилось, когда Машенька села на чужой стульчик?

- ей можно было так делать? Почему нет?

- Как ты думаешь, что произойдет, когда семейство медведей вернется?

5. Книжки с картинками. Рассматривание картинок – это прямая дорога к чтению. Когда мы комментируем то, что нарисовано, и говорим: "Смотри, какая красивая птичка!" – показываем, как можно перевести рисунок в звук. Способность превращать визуальное в вербальное очень важна: так развивается воображение, мышление, умение соединять отдельные части в единое целое, малыш лучше понимает окружающий мир, взаимодействует с ним и формирует впечатления.

Начинайте с крупных иллюстраций, где изображен один предмет. Покажите ребенку картинку и спросите его: что ты видишь? если малышу трудно, задавайте наводящие вопросы: на что похож этот предмет? Какой он формы? Напоминает твою любимую игрушку? Подсказывайте ребенку, но не перенимайте полностью инициативу.

Напомним, уложить свое чадо спать очень трудно, а еще труднее уложить его спать по графику. Естественно, каждый ребенок неповторим и любим, и к каждому необходим свой подход. Но небольшой список советов облегчат родителям процесс укладывания.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять