Главная Сегодня

Как держать самооборону в споре

Правила битвы: всегда отвечать, не обвинять, юморить и менять оружие

К сожалению, спорить людям приходится много и часто. И, по правде говоря, не всегда в результате жарких дискуссий рождается истина — чаще остается горькое чувство обиды на близких и друзей, разочарование и ощущение, что искупался в потоке грязи. О правилах споров, методах контратак, а также о том, как спорить, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, отстоять свою точку зрения и при этом не потерять хорошие отношения с любимыми и значимыми людьми, мы разузнали у специалистов.

ПРАВИЛА СЛОВЕСНЫХ БАРРИКАД

Роман Макаренко, консультант по повышению эффективности персонала "Мастерской веб-бизнеса"

Есть два вида споров: со случайными знакомыми и важными людьми. Подход к ним разный: если в первом случае вы в любой момент можете послать человека "в сад" и прекратить разговор, то во втором такой лихой поворот может закончиться разрывом отношений. Если вы хотите сберечь отношения, но при этом выстоять в споре, учите правила.

ОТВЕЧАТЬ. Самое главное правило — отвечать на обвинения. Пафосные самовнушения из серии "я выше этого" или стремления сыграть на совести обидчика фразой "зачем вы так со мной?" обычно, к сожалению, не работают. Бросая вам в лицо жесткие обвинения и не получая ответа, оппонент делает вывод, что вы легко сдающий свои позиции слабак, а значит, ваши границы можно нарушить и более жесткими мерами: полить еще большей грязью либо напасть.

НЕ ОБВИНЯТЬ. Если на фразу "Ты моральный урод" ответить емким "Сам дурак", спор воспламенится и перерастет в драку. Поэтому лучше прекратить взаимные обвинения и сказать "Ты ошибаешься" или "Ты не прав". А потом высказать свою позицию, чтобы показать человеку, что с вами разговаривать в подобном тоне недопустимо.

БЕЗ ВОПРОСОВ. Ответить на обвинение вопросом "А откуда ты знаешь?" или бросить дерзкое "Докажи" — все равно, что подставить свою голову под новый удар. Будьте уверены, что доказательства польются как из рога изобилия, и не важно, что все они будут безосновательными; главное — спор вступит в новую фазу, накаляя страсти до передела. Вырулить из нового потока грязи будет в сотни раз труднее.

МОИ ЧУВСТВА. Ни в коем случае не надо разбирать суть нападок и втягиваться в спор. Помните: ваша цель — убрать агрессию из диалога и прийти к конструктивному решению, поэтому скажите так: "Разговор в таком тоне мне неприятен. Если хочешь сохранить со мной отношения — общайся без обвинений, если нет — давай на сегодня закончим". Если после этого ваш оппонент продолжает нападать, вы можете попробовать разобраться, откуда у него столько злости и почему он выплескивает ее именно на вас. Лучше всего спросить об этом прямо — так вы покажете свою готовность общаться и искать компромиссы и в то же время уйдете от взаимных обвинений.

НЕ МОИ ПРОБЛЕМЫ. Самое важное — понять простую мысль: проблемы всегда у того, кто напал первым. Просто человек не может разместить в своей психике большое количество агрессии, не знает, что делать с зашкаливающими эмоциями, и, пытаясь снять напряжение, перекладывает свою боль на другого.

ПРОЯСНЕНИЕ. Этот прием особенно важен при косвенных обвинениях, которые в основном начинаются с фразы "Такие, как ты… " или "Все вы…". Для контратаки можно использовать такие фразы: "Все люди разные, и обобщать не стоит", а уйти от косвенных фраз к конкретике можно, спросив: "Скажи, что конкретно тебя не устраивает во мне?". Если никакой конкретики не будет и начнутся обвинения, то действовать надо по вышеизложенным правилам.

ГРАМОТНЫЕ РАЗГОВОРЫ

Наталья Лозийчук, директор, бизнес-тренер в тренинг-центре "Спикер"

Для начала постарайтесь понять мотивы своего оппонента и прояснить, чего он хочет: запугать/разозлить или проинформировать. В зависимости от этого и стройте разговор, применяя разные приемы. Помните: именно в разнообразии секрет вашей неуязвимости, потому что быстро найти контрудар против разных стратегий под силу только очень сильным ораторам.

АТАКА. Суть метода "информационной атаки" — взять измором. Для этого надо быстро задать ряд вопросов, чтобы поставить оппонента в тупик. Ему придется много говорить, аргументировать, давать примеры.

ЮМОР. Хорошо помогает "переписывание" оскорблений в свою пользу (даже с элементами абсурда) с улыбкой. Так вы показываете, что никому не желаете зла, но тем не менее можете за себя постоять. Например, на фразу "Ты моральный урод!" вы можете ответить: "Да, конечно, вопросы морали меня всегда интересовали. А как же иначе?" или на проклятия из серии: "Да, чтоб вы сдохли!" парировать: "Мне приятно, что вы заботитесь о нашем здоровье. Так и должны поступать хорошие друзья. Не так ли?" Старайтесь в конце подобных ответов ставить вопросы, ведь тогда вы берете инициативу в разговоре на себя. На запугивания "скоро всех вас вырежут" можно отреагировать: "Да ну? И еще консервы сделают!" Помните: такие угрозы явно мнимые, поэтому суть ответа — сведение их к полному абсурду. Если угрозы более-менее связаны с реальностью, просите уточнить информацию, задавая вопросы: "Откуда и от кого известно?" И самое главное: не включайтесь в обвинительно-пугательные беседы. Как только чувствуете, что подключаете сильные эмоции и напряжение нарастает, заканчивайте разговор.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять