I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Запахи и флаконы родной парфюмерии: чем Украина радует любителей ароматов

"Шипр" разводили в бидонах, а "Рідну Україну" увозили дипломаты

Интересная новость для любителей винтажа — в Киеве открывается Музей украинской парфюмерии, где можно будет увидеть, а главное понюхать, чем душилась страна времен Советов. "Музей будет мобильным, то есть экспозиция будет путешествовать, чтобы в каждом городе жители могли ее посетить. Наши "музейщики" — профессиональные парфюмеры, ведь только они могут правильно описать, а главное, нанести аромат. Ведь парфюмерная отрасль сейчас возрождается, и что было раньше, забывается, а ведь это было частью нашей культуры", — рассказал парфюмист Влад Зварич. Сбор и поиск ароматов еще продолжается — их ищут в своих закромах, "мониторят" блошки. Адрес музея — Украинский парфюмерный центр, что на Городецкого 17/1.

ДО СОЮЗА: ДУХИ ОТ БРОКАРА И РАЛЛЕ

Реклама

В царские времена девушкам приходилось душиться тем, что было подоступнее: жительницы Западной Украины — австрийскими парфюмами, остальные — московскими. В то время как императорский двор благоухал ароматами от Альфонса Ралле, простой народ выбирал продукцию Генриха Брокара. Кстати, дело Генриха Афанасьевича, которое процветает и поныне, начиналось с крохотной мыловарни, открытой в... конюшне! Позже мыловарня разрослась до крупнейшей в империи парфюмерно-косметической фабрики. Дальновидный Бро­кар сделал акцент на массовом производстве, назвав свое мыло и косметику "народными" и установив на них копеечные цены. Так что даже крестьянин, сделавший хороший выторг на ярмарке, мог позволить себе "подарок для дамы": приобрести за три копейки сундучок с пудрой, помадой и одеколоном. 

Хорошее качество и низкая цена позволила Генриху "помыть и надушить" всю империю. Дошло до того, что его продукцию даже подделывали (в том числе и хваткие одесситы). И тогда Брокар придумал свою защитную "марку качества", которую повелел наклеивать на свою косметику (правда, позже и эти марки стали подделывать). Хитом продаж был одеколон "Цветочный" (как сообщала реклама того времени: "Цветочный заменит духи, туалетную воду и курения"). Позже Брокар создал легендарный "Тройной" одеколон, а к 300-летнему юбилею Дома Романовых (правда, уже не он сам, а продолжатели его дела) презентовал духи экстра-класса "Любимый букет Императрицы".

В 1917 году большевики прибрали фабрику, и она превратилась в "Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5", а в 1922-м — в "Новую зарю". Брокару советские женщины обязаны за эпохальный аромат духов "Красная Москва", в который превратился "Любимый букет".

Реклама

new_image14_05

"Цветочный" был хитом.

"АЛЫЕ ПАРУСА": ОБЛЮБОВАЛИ ДИПЛОМАТЫ

Реклама

Николаевское предприятие с романтичным названием "Алые паруса" было известно наряду с "Новой зарей" на весь Советский Союз и даже за его пределами. Международную славу фабрике принесли ее подарочные парфюмерные наборы, производство которых было одной из тенденций советской парфюмерии. Стандартный набор состоял из двух флакончиков — духов и одеколона в красивой коробочке. "Эти наборы были очень популярны в Союзе, и это был полезный опыт, ведь они обучали культуре потребления: днем пользоваться одеколоном — для свежести, а духами — вечером, для шлейфа. Такие коробочки часто дарили иностранным делегациям, послам, и большинство из них выходили лимитированной партией — к примеру, набор "Рідна Україна", — рассказывает украинский парфюмер Богдан Зубченко.

Свое начало "Алые паруса" берут с 1927 года — тогда в помещении бывшей николаевской аптеки Ландау открылась стекольно-парфюмерная фабрика "Астра". Правда, до Второй мировой войны фабрика выпускала лишь бутылки, и только в 1944 году здесь занялись парфюмерией. Ну, как парфюмерией... Дело в том, что в советское время она производилась по ГОСТу, то есть создавалась одна типовая композиция, которую потом могли повторить по стандартной формуле на всех фабриках. Старт производства продукции на "Астре" совпал с катастрофической нехваткой оборудования, поэтому известные одеколоны а-ля "Тройной" или "Шипр" поначалу смешивали в... бидонах.

Уже в середине 60-х фабрика стала называться "Алыми парусами", а ее технологи начали создавать собственные оригинальные духи. В скором времени производство стало ориентировано преимущественно на группу "экстра", то есть элитную и самую дорогую парфюмерию. Одним из самых заветных для модной советской барышни флакончиков были духи "Ассоль", их стоимость составляла порядка девяти рублей, в то время как обычные духи стоили 1,50—3,00 руб. Очень популярными были ароматы "Шахеризада", "Дымок", "Тет-а-тет", "Русский лес", а со стартом Олимпиады в Сочи — одеколоны "Спортклуб" и лимитированный "Миша Олимпийский" (к слову, аромат действительно напоминал запах шерсти косолапого — так что это было на любителя). С распадом Союза фабрику долгое время делили и выкупали разные концерны, и сейчас, по факту, на ее мощностях работает косметическое предприятие "Амальгама Люкс".

new_image4_149

"Рідна Україна". В наборе духи "Сонечко", "Море", "Зорі". 70-е годы.

collage_13

Эксклюзив. Духи "Ассоль" и "Миша Олимпийский". 80-е годы.

ЛЬВОВ: СОЗДАЛИ ЗАПАХ КАРПАТ

Продукцию парфюмерных фабрик Львовщины можно было узнать даже по названиям: парфюмеры выпускали духи "Высокий замок", "Воспоминания о Львове" и легендарный одеколон "Карпаты". Производились такие парфюмы небольшими тиражами и частенько дарились в качестве оригинального сувенира из Львова.

В кофейной столице Украины действовали аж две парфюмерные фабрики. Назывались они парфюмерно-косметическая фабрика "Львов" и фабрика "Красная гвоздика". Первая, к сожалению, до нынешних времен не дожила, хотя в советское время была очень популярна — во многом благодаря именно одеколону "Карпаты". А вот "Красная гвоздика", которую основали еще в 1919 году, существует по сей день и называется "Эдельвейс". Правда, мощности производства уже не те, а из старого ассортимента, которым славилась фабрика ("Білі троянди", "Подарунок", "Красная гвоздика", "Вечерний Львов"), ничего уже не выпускается.

К слову, в парфюмерной среде о львовских спецах бытует забавная басня. "Однажды технолог повздорил с директором фабрики и намазал его ручку циветом — веществом, которое очень сильно пахнет отходами из канализации и плохо смывается водой. Директор, придя в свой кабинет, достал ручку — на все помещение разразилась вонь", — поделился парфюмер Евгений Лазарчук, обучавшийся у львовских мастеров.

new_image8_32

Одеколон "Львів". Аромат города в бутылочке.

new_image10_14

"Настурція". Пока французы ее ели, украинцы — брызгались.

ХАРЬКОВ: ОДЕКОЛОН ДАЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЖИВОТНЫХ

История харьковской парфю­мерно-косметической фабрики берет свои корни в 1923 году и немного напоминает историю "Брокара и Ко" — она также начиналась с небольшого мыловаренного заводика. В те времена Комитет по труду при Всеукраинском совете профсоюзов решил создать небольшое предприятие "Трудовой химик" — в качестве меры по искоренению повальной безработицы. Уже через пять лет эта фабрика заработала в полную мощь, а к 1934 году при заводе образовалась парфюмерно-косметическая фабрика.

К началу 40-х годов продукция фабрики уже была на прилавках. Но не успел народ к ней привыкнуть, как случилась война. В 1941 году практически все оборудование демонтировали, погрузили в вагоны — и вывезли в Уфу. А после оккупации Харькова от помещения фабрики остались одни руины, и возрождать дело пришлось практически с нуля.

Но уже в 1954-м фабрику было не узнать: восстановили не только почти все довоенные корпуса, но и построили новые. На месте организовали собственную парфюмерную лабораторию, к работе привлекли лучших специалистов, которые получили возможность создавать неповторимые фирменные запахи, а не только смешивать компоненты по ГОСТу. К слову, среди "гостовской классики" на фабрике разливали и эпохальный одеколон "Шипр", которым и освежались, и раны промывали, и внутрь принимали (ибо содержание массовой доли этилового спирта было не менее 70%). А вот среди "фирмачей" популярны были духи "Оксана", "Адам и Ева", одеколоны "Мрія" и "Мистер Икс". Именно харьковскую фабрику называли украинским "Дзинтарс" благодаря полету фантазии ее технологов: они называли ароматы на тему искусства ("Моцарт"), придумывали одеколоны для детей ("Антошка") и даже для животных!

new_image2_236

Классика. Разливали легендарный "Шипр".

new_image5_104

"Оксана". Аромат в виде одеколона и духов.

new_image6_77

"Україна". Один из хитов продаж.

КРЫМ: ПЛЕНИЛ РОЗОЙ И ЛАВАНДОЙ

Был в Советском Союзе и свой Прованс: солнечный Крым стал прекрасной площадкой для выращивания душистой лаванды, фиалок, а главное — ароматных роз и кориандра. А это, собственно, натуральное сырье, которое не нужно закупать за границей втридорога и можно использовать не только в парфюмерной, но и в медицинской промышленности. Поэтому в 30-е годы в Симферополе начал свою работу эфиромасличный совхоз-завод "Красная роза", в который входило семь предприятий. На заводе производилось розовое и лавандовое эфирные масла, экстракты ладанника и беладонны. А сырье завод выращивал на собственных плантациях.

Около 30 лет завод производил лишь масла, и только в 1960 году на "Крымской розе" начали выпускать маленькие образцы парфюмерно-косметической продукции — так сказать, на пробу. Изначально предполагалось, что это будет только сувенирная продукция для туристов, и завод представил всего около 15 различных флакончиков — духи и эфирные масла в подарочных деревянных и картонных упаковках. Духи эти, кстати, ввиду сверхнатурального состава, были очень сильной концентрации, и их аромат оставался на одежде даже после двойной стирки. Можете себе только представить, какой был у дамы шлейф, насколько экономичны они были, и как с ними легко можно было переборщить! Продукцию эту быстро стали раскупать не только туристы, но и крымчане, потому производство расширили — построили и запустили новые автоматизированные цеха, в которых производились крымские одеколоны и духи. В конце 80-х ассортимент насчитывал более 60 наименований, среди которых — духи "Крымские", "Голубая долина", "Индийский сандал" и одни из самых узнаваемых (благодаря крымской розе) — "Милой женщине".

Комбинат "Крымская роза" работает и сейчас, но снова изготовляет лишь разнообразные эфирные масла.

new_image7_50

"Севастополь". Одеколон создали, вдохновившись Крымом.

СЕЙЧАС: НИШЕВЫЕ АРОМАТЫ И РОЗЛИВ

С развалом Советского Союза, к сожалению, производство парфюмерии на массовом уровне угасло. Сейчас в Украине продолжают функционировать около десятка небольших предприятий: они закупают концентрат (чаще всего вариации на популярные брендовые ароматы), разводят его, и отправляют в продажу. Продолжает функционировать Золотоношская фабрика: она гордо производит одеколон "Тройной", а также духи "Острова любви" и "Дикая страсть". Есть у них и сувенирные ароматы — к примеру, "Львівська панянка", которые производят во Львове.

Параллельно развивается нишевая парфюмерия — духи и воды высокого качества, которые наши специалисты готовят небольшими партиями. Таким образом, парфюмеры работают на себя, а не на фабрику, и создают "Made in Ukraine". Среди таких ароматов сейчас популярна парфюмированная вода "Порічка" киевского парфюмера Богдана Зубченко, которая входит в его линейку ароматов Alea.

new_image13_06

В Украине. Популярный авторский аромат "Порічка".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять