I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Воздушные ЧП по-украински: Кузьмуку в самолет ударила молния, а Литвину налили некондиционное топливо

Рассказы участников и очевидцев авиационных происшествий, закончившихся хеппи-эндом

Среди бывалых летчиков, да и часто летающих пассажиров, когда-то гуляла знаковая присказка: "Наша авиация — что та облигация — серия совпала, а номер не вышел".

Самый обычный, казалось бы, ничем не примечательный рейс, самый заурядный вылет, бывает, преподносят совершенно драматические сюрпризы, а иногда приводят к необратимым последствиям.

Реклама

"Сегодня" собрала интригующие и курьезные случаи, несмотря на все передряги, получившие счастливый финал.

ПОЛКОВНИК: "Нас обстреляли, но прикрыл туман"

Если б кому-то пришло в голову составить топ-рейтинг переживших различные ЧП в воздухе, одним из рекордсменов-пассажиров стал бы известный военный журналист, экс-руководитель пресс-службы Министерства обороны Александр Клубань.

— Первый случай произошел зимой 1993 года, когда делегация во главе с министром Константином Морозовым отправилась в Сараево — там дислоцировался наш 240-й отдельный спецбатальон, входивший в состав сил ООН по поддержанию мира в бывшей Югославии, — рассказывает "Сегодня" полковник запаса. — Обстановка фронтовая, шли реальные боевые действия. Аэродром не был оборудован ни дальним, ни ближним приводом. Садились только транспортные самолеты НАТО, оснащенные GPS (системой предупреждения об опасном сближении с землей). На нашем Ту-134 ее не было. Уже на подлете к Сараево попали в густой туман. Видимость — нулевая. Рядом горы. Заходя на посадку, экипаж немного промахнулся и отклонился от полосы метров на 50. Если б командир принял решение садиться — разбились бы однозначно...

Реклама

Но почти у самой земли он начал резко набирать высоту, причем пошел на разворот прямо над боевыми позициями сербов. Те решили, что их атакует натовская реактивная авиация и, опасаясь бомбежки, открыли интенсивную стрельбу. Туман, перед тем чуть не погубивший "Тушку" и всех, кто в ней находился, тут сыграл нам на руку — в этом хаотичном обстреле самолет чудом не зацепило. Садиться пришлось уже в Загребе (откуда позже всех забрал С-130 "Геркулес" британских ВВС). Туда позвонили из Сараево: "Вы тут такой  переполох устроили, что палят до сих пор — настоящая война".

Это все происходило накануне дня рождения Клубаня, которому исполнилось 33 года — возраст Христа.

— Осознание опасности пришло позже —и грохнуться в тумане имели шансы, и нас элементарно могли сбить с земли, — вспоминает он. — Но Бог миловал.

Реклама

f-1_1__

Добрались. Ту-134 Морозова едва не разбился при посадке и еле увернулся от зениток, поэтому делегацию доставил в Сараево "Геркулес".

ПРЕФЕРАНС ОТ НЕРВОВ. Через два с половиной года, в бытность министром обороны Валерия Шмарова, случилась другая экстремальная история.

— При вылете в Литву с военной площадки Бориспольского аэропорта тот же Ту-134, каким летели в Сараево, "разулся", — продолжает Александр Михайлович. — Металлической скобой, непонятным образом оказавшейся на рулежке, была повреждена колесная пара шасси. Возникла аварийная ситуация, грозившая перерасти в катастрофу.

Самолет заправлен под завязку, садиться нельзя. Чтобы облегчить его, выработав керосин, необходимо время. Выбор невелик — либо аварийная посадка на "брюхо", либо приводнение на Киевское море.

После переговоров с приведенными в боевую готовность наземными службами пилот майор Богдан Дудчак решил садиться.

Три часа самолет наматывал в небе круги, вырабатывая топливо, а полосу обильно поливали специальной противопожарной пеной.

— Было ли страшно? — переспрашивает Клубань. — Да нет. Чувства страха не было. Невозмутимыми оставались и Шмаров, другие генералы, офицеры. На борту находилась небольшая группа журналистов, и министр отвечал на все вопросы, был откровенным. Помню, даже о своей овчарке рассказывал, какая она умная, преданная. Дабы отвлечься, играли в преферанс. Анекдоты травили. Верили, что экипаж не подведет. Он и не подвел — сели благополучно...  

Еще одно ЧП произошло зимой 1996 года — в Умань прилетели министры обороны Украины, России, США, чтобы принять участие в ликвидации шахтных пусковых установок в Первомайске.

Из-за сильного обледенения полосы, которую не успевали чистить, при посадке самолет, где они были вместе, здорово занесло, развернуло на 180 градусов, и таким вот необычным образом он какое-то время двигался, пока не остановился в конце аэродрома.

— Не знаю, как пилоты удержали самолет и предотвратили выкатку за полосу, но поволновались и они, и пассажиры, и встречающие, — говорит Клубань. — Больше других разнервничался российский министр обороны Грачев. Кричал на членов экипажа, не особо выбирая выражения, был вне себя от шока. Зато коллеги отнеслись к происшедшему философски. Живы-здоровы, и на том спасибо.     

СЕЛИ ПОСРЕДИ ПОЛЯ. При министре обороны Дмитрии Саломатине случился инцидент с вертолетом Ми-8, которым тот возвращался из командировки в одну из частей.

— Возникли проблемы с топливными фильтрами, и в работе двигателя начались перебои, — продолжает полковник, находившийся на том борту. — Вертолет совершил вынужденную посадку недалеко от Новоград-Волынского в открытом поле. Экипаж пытался устранить неисправность, но не сумел. В Киев министр вернулся на машине, которую за ним прислали.

Резюмируя эти ЧП, Клубань считает, что их счастливый исход был предопределен профессионализмом летчиков.

— Ну и везение помогало! — улыбается он. — Помню, Валерий Шмаров подбадривал: "Кому суждено утонуть, не сгорит".

Обычно пережившие хоть одно происшествие в следующий раз колеблются, стоит ли искушать судьбу.  

— Хотите верьте, хотите нет, со мной такого не было, и "Хватит!" себе не говорил, — признается Клубань. — Наверное, потому что фаталист. Всевышний берег или провидение по жизни вело, не знаю. А стресс снимал рюмкой коньяка, когда все было позади.

f-2_1__

Вещдок. Шмаров изучает, что осталось от "разутой" колесной пары.

БЫЛО ДЕЛО: Кравчук над Москвой, а трап таранил лайнер

Авиационные ЧП испытали на себе многие политики (указываем их должности на момент событий).

Президент Леонид Кравчук. При подлете к Москве его "литерный" (особой важности) борт попал в зону мощного циклона. Из-за него не смог приземлиться ни во "Внуково", закрывшемся по метеоусловиям, ни в остальных столичных аэропортах. Около полутора часов "висел" в воздухе и садился почти с пустыми топливными баками.

Президент Леонид Кучма. По пути в Латинскую Америку Ил-62М дозаправлялся в Марокко, и при взлете из аэропорта Рабат на нем подломилась передняя стойка шасси. В Бразилиа самолет приземлялся аварийно — на две точки.

Президент Виктор Ющенко. Перед вылетом из "Борисполя" поступил анонимный звонок о якобы заминированном "литерном" А-319, и его поменяли на резервный Ту-134.

Президент Виктор Янукович. При наземном обслуживании произошло столкновение с трапом, вследствие чего был поврежден фюзеляж аэробуса, который пришлось ремонтировать, а для пассажира №1 готовить запасной самолет.

Глава Верховной Рады Владимир Литвин. По завершении визита в Японию парламентская делегация на целых восемь часов задержалась в Хабаровске — наземные службы российского аэропорта заправили Ил-62М некондиционным топливом, что могло привести к отказу двигателей в небе и катастрофе.

Министр обороны Александр Кузьмук. В кабину самолета ударила молния, и он был возвращен в аэро-порт вылета.

Министр иностранных дел Арсений Яценюк. После вылета из косовской Приштины на борту сработал сигнал "Стружка в масле", командир корабля аварийно долетел в Киев на одном двигателе.

Министр обороны Анатолий Гриценко. При взлете из "Борисполя" в Тирану (Албания) треснуло лобовое остекление кабины, и самолет заменили.

СУЕВЕРИЯ: ДР и магия цифр

Военные и гражданские летчики трепетно относятся к воздушным судам, на которых летают: "очеловечивают", дают ласкательно-уменьшительные имена, разговаривают до и после полета, не иронизируют, не ругают, когда что-то случается.

— Да, летчики суеверны, большинство, к примеру, не станет фотографироваться перед вылетом, это плохая примета, — говорит "Сегодня" замкомандира Воздушного командования "Центр" полковник Александр Биньковский. — После полета — пожалуйста, но не до. Не принято летать в свой день рождения. Знакомый офицер заходил на посадку трижды — не мог вписаться в полосу. Не сумев и с третьего раза сесть на своем аэродроме, ушел на запасной. А почему? Нарушил незыблемое — полетел в день рождения. Если у летчика в семье пополнение, недели полторы в небо тоже не выпускают.

К магии цифр пилоты относятся по-разному. Главком ВВС Владимир Антонец любил "семерку" и летал на самолете с бортовым номером 777. Легендарный комдив дальней стратегической авиации Михаил Башкиров предпочитал цифру 100, и позывной его был — "Сотый".

Вопреки дурной славе "чертовой дюжины", в Воздушных силах Украины есть военно-транспортный Ил-76 с бортовым номером 413.

— У каждого самолета, как у человека, свой характер, твердый или мягкий, упрямый или покладистый, — соглашается Биньковский. — Много лет назад мы должны были перегонять Ту-134Ш (штурманский) с родного аэродрома на другой. Специалисты раз десять ремонтировали, да так и не смогли устранить неисправность в гидравлической системе правой стойки — при облете она вновь давала о себе знать. Так и не перегнали. Словно держало что-то "Тушку" на привязи, не отпускало с родимого аэродрома...

ФАРТ: подарок шейха и упущенная выгода

А эту забавную историю, приключившуюся с летчиками, "Сегодня" услышала от офицеров бригады военно-транспортной авиации в Мелитополе.

В середине 1990-х армии катастрофически не хватало средств, чтобы выжить в условиях дикого рынка (впрочем, как и сейчас). И не от хорошей жизни пилоты брались за любые задачи, в том числе коммерческие, по заявкам зарубежных компаний и частных лиц.

Экипаж полковника Владимира Е. (из этических соображений фамилий не называем) работал по контракту в Объединенных Арабских Эмиратах. Командир был человеком крутым, резким и жестким, за что имел прозвище Слон.

— Мы выполняли рейсы из Эмиратов в Бельгию и обратно, — рассказывает "Сегодня" старший офицер Дмитрий М. — И вот однажды самолет зафрахтовал эмирский шейх, которому срочно понадобилось слетать в Брюссель. Свой частный суперджет он почему-то гнать не захотел. В наш "Ильюшин" по рампе его навороченный "Мерседес" заехал вместе с частью гарема, и весь полет вип-пассажиры провели в этой машине...

По прибытии самолет разгрузили, отбуксировали на стоянку и приготовились ехать в отель, как вдруг вернулись представители шейха, заявив, что надо лететь опять.

РЕЙС ДЛЯ РЫБКИ. Летчики удивились: куда? Туда, откуда прибыли — в Дубай. Зачем? Золотую рыбку доставить — шейх приказал...

Оказалось, в Брюсселе он прикупил какую-то диковинную и страшно дорогую рыбку, решив срочно отправить домой.

— У богатых свои причуды, хотя мы восприняли это как шутку, — продолжает М. (он был вторым пилотом). — Но на аэродроме ждал запечатанный бокс где-то 3 на 3 метра, а в нем рыбка. Говорим представителям, что вообще-то экипажу положен отдых. Ничего, отвечают, отдохнете потом. Заказ срочный, ждать не может. Все формальности по оформлению перелета, воздушному коридору, оплате берем на себя. А экипаж отблагодарят по-королевски...

Короче, взяли груз и через 6 с лишним часов приземлились в Дубае. Бокс с царевной-рыбкой передали из рук в руки. И снова отправились в обратный путь. Получилось в общей сложности больше 18 часов в воздухе.

— Рулим в аэропорту Остенде и видим, как прямо к стоянке для вип-пассажиров подкатывает знакомый "Мерс", и из него появляется шейх, которого перед этим везли из Дубая, — говорит летчик. — Выходим из самолета — он к нам. Благодарит за отличную работу и торжественно вручает по конверту, а в каждом — глазам своим не поверили — по тысяче долларов США. В середине 1990-х это были сумасшедшие деньги. Вот уж действительно — королевский подарок!

Раздал шейх 8 конвертов (шестерым членам экипажа и двум специалистам наземного обслуживания). А персонально командиру вместо денег торжественно вручил свое цветное фото в рамочке под стеклом с автографом, водрузил Слону на голову рендели — кольцо для арафатки, еще раз поблагодарил и уехал.

— Пока приходили в себя от счастья, оставшийся без гонорара и хмурый, как туча, командир распорядился нашими конвертами по-своему: перераспределил их содержимое сообразно вкладу каждого, так сказать, по процентовке, учтя, разумеется, и свою собственную долю, — вспоминает Дмитрий.

Отдохнули, на следующий день загрузились и взяли курс на Дубай. Там в отеле ребята и спрашивают, что делать с подарками.

Командир не церемонясь: фотографию оставить, а кольцо выбросить за ненадобностью. Ну, приказы в армии не обсуждаются — и все улетело в мусорную корзину...

ЦЕНА ВОПРОСА. Рядом с отелем — сувенирная лавка. Кто-то и предложил: давайте покажем фото шейха, расскажем, то, се, вдруг найдется покупатель. Так и сделали. Не успели снимок достать, как хозяин лавки, лишь мельком взглянув, заявил: "Беру!" и, не торгуясь, отсчитал... 10 тысяч долларов.

Летчики онемели. Вот это номер! Лавочник меж тем спрашивает: может, еще что есть? Наши переглянулись: есть, есть, говорят, кольцо на арафатку. Несите, отвечает тот, куплю. Тысяч 17 долларов дам!

Они бегом в отель — хорошо, номер убрать и мусор выбросить не успели. Достали то кольцо, а оно помято, зеленкой испачкано (пузырек в корзине был), в общем, товарный вид явно подпорчен...

Приносят. Хозяин повертел в руках и опечалился: при всем желании, мол, больше 5 штук заплатить не могу.

Не 17, жаль, а тоже немало. Ударили по рукам и разошлись...

Потом разговорились с хозяином другой лавки. А он огорошил: эх вы, колечко-то тысяч 40 стоит, а фото шейха — еще дороже...

— Задний ход включать было поздно, и Слону говорить не стали, чтобы не расстраивать, но он откуда-то узнал и устроил грандиозную выволочку, заставив в виде наказания учить историю Эмиратов, чтобы больше конфузов не было, — улыбается М. — Так мы целую неделю и штудировали книжки, вникая в арабские традиции, изучая, что означают подарки шейхов, какова их истинная стоимость...

Слон, легкомысленно пренебрегший бесценным презентом, долго не мог простить "упущенной выгоды". За 40 тысяч в Мелитополе двухкомнатную квартиру купить можно было...

Из армии он уволился. Работает в арабской авиакомпании, занимает солидную должность. Местные законы, нравы изучил вдоль и поперек. Урок даром
не прошел.

— Больше такой удачной командировки у нас никогда не было, — вздыхает офицер. — Словно в лотерею подфартило: совпали и серия, и номер...

f-7_1__

Эмираты. Чтобы не попасть впросак, стоит загодя изучить традиции народа той страны, куда летишь.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять