Главная Сегодня

По святым местам: видения Почаева (часть вторая)

Новичкам в Лавре снятся вещие сны, а в скиту исцеляют килограммовым крестом

Это вторая часть статьи Почаевский монастырь. Первую часть можно прояитать тут: По святым местам: сердце Почаева (часть первая)

Провести несколько дней на святой Почаевской горе — это все равно что попасть в уникальный мир, подчиненный духовным законам и правилам. Например, в 22:00 врата монастыря закрываются, а всех гостей охрана просит вернуться в номера странноприимной. Ибо прогулки в ночное время здесь "не благословляются". Потому мы, как дети малые, быстро разбежались по своим "кельям". Ночью мне снились тернопольские поля и Богородица в огне, которая появлялась то передо мной, то среди полей, то на вершине горы. Я пыталась словить Ее и что-то спросить, но тщетно. Проснулась с ощущением радости и умиротворения. А вот за завтраком опростоволосилась — попросила кофе со сливками. Послушница с укором сообщила, что в Петров пост молоко не полагается и вообще пора переходить на монастырский чай. Зная, что главное здесь — послушание, пришлось выпить чай, поблагодарить Богородицу за заботу и поклониться иконе на стене.

СКИТ: ЛЕЧЕНИЕ КОЛОКОЛАМИ. Наш путь лежал в Почаевский Свято-Духовский скит неподалеку от Лавры. Его можно назвать "филиалом" Лавры, более уединенным и спокойным, хотя действует как вполне самостоятельный монастырь со 120 насельниками. 15 минут езды по дороге через поля — и мы в скиту.

Вошли просто по-царски, под звон колоколов, которые оповещали о начале службы. Интересно, что под колокольней есть специальная ниша, куда можно зайти через кованую калитку. Стоять под колоколами во время звона — большое благословение. "Под наши колокола часто привозят одержимых, кого бесы мучают. Колокольный звон изгоняет нечистую силу и очищает душу. Главное, чтобы у человека хватило веры. Подойти, а в других местах даже прикоснуться к колоколу уже положительно действует на состояние человека", — рассказал нам молодой монах скита Боголеп, получивший благословение для общения с журналистами.

СЕКРЕТ СНА. Под звон колоколов я вдруг решилась рассказать о сновидении, в котором я ловила Богородицу в полях. Монах выслушал с удивлением. "Дело в том, что похожее видение было у владельца этих земель Туркула еще в 1197 году, — рассказал Боголеп. — Здесь были прекрасные охотничьи угодья и помещик любил принимать гостей и охотиться вместе с ними. Однажды вечером охотники развели костер возле пещерки, как вдруг услышали раскаты грома. Гром словно приближался к ним, после чего прямо над костром появился олень. От ужаса охотники выпустили в него 15 стрел, но тот скрылся, оставив след в виде огненной дуги. Один конец этой дуги был возле охотников на горе, которая впоследствии получила название Скит-горы, второй — на западной горе, где ныне стоит Лавра, после он исчез в небе. А помещик Туркул рассказал об этом видении странствующему афонскому монаху Мефодию. Вместо ответа Мефодий взял бревно липы, разрубил топором и высек на дереве образ Божией Матери в огне со словами: "Вот кого вы видели на самом деле". Вскоре и сам преподобный получил Божие откровение, в котором ему повелевалось идти на Волынь и основать монастырь. Он и основал Спасо-Преображенский монастырь с афонским уставом, который находился на месте нашего скита".

ВЕРИГИ СТОЛПНИКА. В качестве награды монах Боголеп облачил меня в вериги Никиты Столпника — металлический крест с толстой цепью весом в 1 кг, хранящийся в Соборе Святого Духа. Святыня хранится в раке и имеет большую благодатную силу. "История Никиты Столпника интересна тем, что до монашества он был очень богатым человеком, — рассказал монах. — А потом вдруг решил удалиться в скит, стал столпником — читал неусыпную молитву на столпе (возвышении), а в знак смирения носил крест на цепи весом в 30 кг. За свою богоугодную жизнь святой приобрел от Бога дар исцеления людей. Увидев сияющие кресты, родственники решили, что он переплавил свое богатство в серебро и сделал из него вериги. Ночью они убили Никиту и завладели его крестами. А когда поняли, что это обычный металл, бросили вериги в реку Волгу. Но вериги не утонули, а поплыли по реке. Ночью от них стало исходить сияние. Верующие изловили вериги и отнесли в храм, после чего стали происходить чудеса и исцеления. Два креста хранится до сих пор в Никитском монастыре в России, а один — у нас, был подарен в начале XX века. Святыню необходимо надеть с молитвой и попросить заступничества святого Никиты, а также исцеления от болезней. Если надеть крест на одержимых, они поднимают неимоверный крик, падают на землю. Некоторые исцеляются — бес не выдерживает силы святыни и покидает человека".

В советские времена скит был закрыт. Кресты с храмов сорваны, монахи изгнаны. "Собор Святого Духа превратили в клуб, — рассказал нам Боголеп. — Руководил закрытием скита секретарь Почаевского райкома, и на вопрос: "Не боитесь вы Бога?" он отвечал: "Если есть Бог, то пусть попробует отнять у меня самое дорогое!" А через час в химической лаборатории во Львове на своем рабочем месте погибла его дочь... 30 лет монастырь стоял в запустении, а редкие гости слышали в тех стенах тихое ангельское пение. Богослужения возобновились только в 1990 году. В то же время в Соборе Святого Духа стали плакать иконы. Монахи вспоминают, как вытирали целые лужицы под алтарем. До сих пор на иконе прп. Савватия Соловецкого видна слеза. Считается, что это призыв к покаянию перед трудными временами".

ГДЕ ИСПОВЕДУЮТСЯ МОНАХИ. На обратном пути в Лавру иеромонах Никодим показал кладбище, где похоронены почаевские монахи. Быть в Почаеве и не посетить кладбище, это все равно, что быть в Киево-Печерской Лавре и не побывать в пещерах. Здесь верующие часто берут елей из лампад над могилками монахов, помазывают больные места и читают молитвы. Или песочек из контейнера, освященный от могилы преподобного Амфилохия — чудотворца и целителя Почаевского, жившего в ХХ веке. В 2002 году его причислили к лику святых, а когда вскрыли могилу, то увидели, что тело его осталось нетленным спустя более 30 лет со дня смерти. О батюшке Амфилохии все говорят с особым благоговением. О том, как он в 1960-е годы безропотно шел на расстрел под стенами монастырского кладбища и чудом избежал смерти, не раз подвергался пыткам и избиениям до полусмерти, был истязаем в психиатрической лечебнице, но не отступил от веры. Перед смертью он завещал почаевским монахам: "Будете приходить на мою могилку, и я буду помогать и ходатайствовать о вас". "Мы все периодически приходим сюда поговорить с батюшкой и всегда получаем ответы на свои вопросы", — говорит иеромонах Никодим.

Рядом похоронен иеродиакон Святополк, чьи мощи тоже оказались нетленными. Именно Святополку являлась в третий раз видимым образом Божия Матерь в 50-е годы ХХ века в черном одеянии — как предвестница гонений на христиан. Чуть подальше — старец Ахилла. Когда коммунисты пытались выгнать всех из Лавры после окончания служб, батюшка Ахилла продолжал читать акафисты до утра, а прихожане спали на полу. За алтарем кладбищенской церкви похоронен епископ Севастьян, который в "хрущевские" времена гонений и запретов на реставрации храмов был наместником. По ночам, когда уезжала милиция и сторожа шли спать, батюшка Севастьян и монахи ставили леса, красили, чистили стены, ремонтировали крыши. К утру милиция недоумевала — кто стены покрасил, когда успели? Караулили по ночам монахов, но словить на горячем так и не смогли.

"Гагарин тоже был глубоко верующим" - Наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры митрополит Владимир.

- Владыка Владимир, вы уже более 18 лет являетесь наместником Почаевской Лавры.  Это огромная ответственность и серьезное испытание. Скажите, вы с самого детства знали, что будете служить Богу?

- Нет, с самого детства яне знал, что буду служить Богу. Мои родители, по милости Божией, были глубоковерующими людьми. Всегда утром и вечером сами молились. Этим не только учили, но и подавали живой пример нам, маленьким детям. На столе у нас всегда, я помню, лежала Библия с открыткой явления Божией Матери на горе Почаевской. Родители работали в колхозе. Большею частью мама на огороде занималась теплицами и парниками. Рано сажали ивырощенные овощи, отвозили в город и продавали. К каждому воскресному и праздничному дню наша семья особо готовилась, благоговейно и по-христиански праздновала. В чем заключался наш праздник? Праздник заключался в том, что к нему нужно было подготовиться. Мы как дети замечали, что была подготовка внешняя, после которой была также и внутренняя. Внешняя подготовка сводилась к уборке двора, дома и на улице. А внутренняя подготовка – то, что мы молились за Богослужением, на котором участвовало и много наших односельчан. Храм у нас был каменный, большой, расписанный. Богослужение сопровождалось пением мужского хора. Благодать Божия, которая всегда действует, видно, что особенно осеняла сердца и помышления именно нас – детей. Рассуждения в кругу семьи о храме всегда было благоговейное, а для нас, детей, впечатлительное. Особенно нас радовали, удивляли и заставлялизадумыватьсяколокольныезвоны.Старые австрийские колокола нашей церкви были очень звонкие. И каждый воскресный деньза час до Божественной Литургиибыл колокольный перезвон, созывающий всех на службу. Во время начала Литургии опять был звон. А нам, как православным христианам надо было вовремя прийти на Богослужение. Этот колокольный перезвон всегда заставлял нас благоговеть перед храмом, его святостью и архитектурой. Церковь была расположена в центре села. Впоследствии, когда мы уже подрастали, часто видели как в дни, когда кто-то умирал из односельчан, специальный колокольный звон, сообщал об этом и на протяжении двух дней утром и вечером звонили по несколько минут.Кроме этого, церковные прислужники несли в дом усопшего крест, хоругвь и подсвечник. Часто, возвращаясь из школы домой, мы видели процессию, которая везла усопшего мимо нашей школы через центр села. На погребениях всегда пел церковный хор, состоящий исключительно из мужчин. Все это виденное и домашняя настоящая православная обстановка заставляли нас задумываться в чем смысл и цель христианской жизни.

В настоящее время неправильное воспитание в школе и дома через телевизор, СМИ, компьютер, интернет приводят к непоправимым ошибкам и трагическим последствиям.Сейчас в ХХIстолетии родители не предают значение тому, что все формируется с маленького возраста.

Для нас, детей было радостным, что всегда в храм мы одевали праздничную одежду, а после Богослужения у нас была праздничная семейная трапеза, после чего нам разрешали играть в футбол, кататься на велосипеде. Позже когда мы подросли, родители купили старшему брату чехословацкий мотоцикл "Ява", который в нашем большом селе был один из лучших. Нам было приятно кататься и удивлять своих  односельчан.

Родители всегда акцентировали внимание на то, чтобы мы были приветливыми, уважали друг друга, с любовью относились к старшим. Даже повседневные встречи и приветствия соседей оставляли хорошее впечатление, потому что в нашем селе принято было всегда встречающегося приветствовать, поздравлять с праздником, а в период от Пасхи до Вознесения всегда было слышно пасхальное приветствие: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!"

Все вышесказанное, правильное воспитаниев конечном счете привело к тому состоянию, в котором, по милости Божией,я ныне нахожусь. За все слава Богу, а усопшим односельчанам, которые производили добрые, глубокие, христианские впечатления – вечная память и Царство Небесное.

- Большинство людей уверены, что в монастырь уходят от разочарований или неразделенной любви. Так ли это на самом деле?

- Нет, это совершенно не так – в монастырь приходят те, кто понял истинный смысл этой краткой земной жизни.Кто разочаровался в мирской жизни, долго в монастыре не проживет. От силы месяц или два. В монастыре они просто не смогут жить. Потому что даже те, которые имеют твердое намерение остаться в монастыре на всю жизнь, не всегда выдерживают.Остаются в монастыре лишь те, кто приходит сюда по призванию, с твердым упование на волю Божию. Кто верит в то, что есть загробная жизнь, где будет воздаяние за жизнь земную.

- Почаевская Лавра – это настоящий церковный город. Как удается в такое непростое время продолжать строительство, сохранять идеальный порядок?

Лаврский ансамбль как Вы видите, большой. Сооружения древние. Конечно, все это требует особого ухода. Каждый дом нуждается в постоянном уходе, тем более этот памятник архитектуры, который находится на возвышенном месте, переживая разные климатические перемены. Есть, конечно, большие проблемы. Но за все – Слава Богу.

По милости Божией, усердием и старанием большой братской семьи удается сохранять святыню в том состоянии, в котором Вы её видите. Конечно же в первую очередь это помощь Божия. Храм для каждого верующего человека – это особое место – это небо на земле, это место, где присутствует и действует особая благодать Божия, место где свершаются таинства, где обновляются, очищаются наши бессмертные души. А благоговение и отношение к монастырю, который украшается многими храмами должно быть особое. В Священном Писании говорится: "Сердцем веруется в правду, а устами исповедуется во спасение". И мы своим отношением должны видимо свидетельствовать о попечении о доме Божием. Все прекрасно знают, что у монахов своей собственности нет. Каждый живет в маленькой келье, и все с утра до вечера трудятся ради славы Божией и на благо монастыря.

Часто приходится встречаться на территории с паломниками, которые подходят под благословение и задают вопросы. Спрашиваю их: "Откуда? Какими судьбами? Никто ли Вас не обидел?". Всякое бывает, но большей частью слышу хорошие отзывы – люди чувствуют, что здесь присутствует особая благодать Божия. А ощущение благодати дается каждому по мере веры, любви, труда и отношения. Многие с восторгом говорят, что нигде такого не чувствуют как на этой Святой горе.

Например, недавно слышал, как в одном городе при храме организовывались две поездки: одна в Иерусалим, другая – в Почаевскую Лавру. И те, которые выбрали и приехали в Почаев, не жалели, что сделали такой выбор. Надо заметить, что таких великих святынь как в Иерусалиме нигде в мире больше нет, но в то же время и на этой горе почивает особая благодать Божия, которая часто явно ощутима. Однажды Предстоятель Украинской Православной Церкви –Блаженнейший Митрополит Владимир, который является СвященноархимандритомПочаевской Лавры, будучи в Иерусалиме сказал: "Боже, ну почему ты не родился на нашей земле?". Это свидетельствует о том, что отношение к святынямнаших соотечественником более благоговейное и ответственное, чем на Ближнем Востоке.

- Какая сохраняется связь между лаврами – вашей и, к примеру, Киево-Печерской?

- Связи наши – духовные. Наша братия посещает Киево-Печерскую Лавру когда бывает в паломничестве. В Киевскихпещерах почивают более 120 святых, которые нетленными мощами свидетельствуют о высокой святости своей жизни. Кроме того каждый монастырь имеет что-то уникальное: особенности и место расположения, особенности архитектуры, разные святыни. Мы производим обмен духовной литературы и товарами.

Будучи однажды на празднике в Киево-Печерской Лавре ивозвращаясь в гостиницу я узнаю, что меня искал человек из Звездного городка. Летчик-испытатель, доцент военно-воздушной академии им.Ю.Гагарина Валентин Петров. Я очень удивился: "Какими судьбами здесь?". А он говорит: "Мы приехали поздравить Блаженнейшего". Спросил откуда он знаком с митр. Владимиром. Валентин Петров ответил, что когда Блаженнейший был ректором Семинарии и Академии Троице-Сергиевой Лавры космонавты бывали у него и брали благословение на полет в космос: "Я когда был молодым офицером, мы сопровождали Юрия Гагарина в Троице-Сергиеву Лавру. Он перед полетом ездил на поклонение в Троице-Сергиеву Лавру". Петров сказал, что Гагарин был глубоковерующим человеком.

- Не может быть, ведь Гагарин тогда на всю страну говорил, что был в космосе, но Бога не видел?

- Я тожевозразил: "Как такое может быть, когда у нас издается брошюрка, где рассказывается о диспуте атеистического лектора с христианином. В предисловии этой брошюрки есть такие слова Гагарина: "Я был в межпланетном пространстве. Бога не видел. Значит…". Я не успел это сказать, как мой собеседник возразил, что это не были слова Гагарина – все перекрутили СМИ. А Юрий Гагарин был глубоковерующим человекоми летал в космос исключительноради исследований. Также он выступал о восстановлении храма Христа Спасителя, который был разрушен большевиками в ХХ веке. На съезде ЦК ВЛКСМ он выступил с предложением: "Если мы хотим иметь будущее, умное, молодое и перспективное поколение, нам надо  дружить с духовенством, и они помогут воспитать здоровое, будущее поколение". Ему сделали замечание относительно его высказываний, но не наказали из-за того авторитета, который он имел. Петров продолжал: "А что побудило меня видеть Вас, наместника Лавры, расскажу. После смерти Юрия Гагарина, в один изпоследующих полетов в космос, сфотографирован был земной шар. При проявке пленки на фотографиях проявились три огненных столба, направленных от земли в небо. Поручили исследовать места, думая, что там есть залежи какой-то энергии, но оказалось, что это Почаевская, Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры. Издан был указ повторно исследовать места. После повторного исследования подтвердилось, что это действительно вышеуказанные места. Строго-настрого бвлоповелено не разглашать этой информации, а мы, офицеры, удивлялисьтой связи, которую имеет Православная Церковь с небом!

Я как верующий летчик знаю, чтоне без Промысла Божия впоследствииполучил направление летчиком-испытателем на одну из военных баз в город Львов. На мое удивление один из первых полетов на МиГе нужно было совершить по курсуЛьвов-Озерное (Житомирской области). Взлетевши, набрал высоту и летел по назначенному воздушному коридору. Зная, что на моем пути должна быть Почаевская Лавра, я смотрел по сторонам, не увижу ли сияющие купола. Как только я увидел сияние – очень обрадовался и решил немножко отклониться от заданного курса, что категорически запрещалось, и полетел в сторону монастыря. Облетев над Лаврой я вернулся обратно на заданный курс и продолжил полет, благополучно приземлившись в Озерном. Возвратившись обратно на базу во Львов, меня в срочном порядке вызывает командир, так как заметили, что я отклонился от курса.Онукорил меня за то, что я посмел вылететь из заданного коридора. Но наши хорошие отношения сгладили мой поступок и меня не наказали. После чего многажды я бывал в Почаевской Лавре, вспоминая рассуждения о фотографиях с огненными столпами летчиков и будущих космонавтов".

- Что бы вы могли сказать людям, которые сейчас находятся на Востоке, в зоне боевых действий?

- Людям на Востоке хочу пожелать терпения и крепости духа в этих испытаниях. Конечно больно и очень больно, что удалось некоторым поссорить и столкнуть однокровный и одноверующий народ.Это большая беда для всех нас. Больно, что людям, далеким от веры православной, удалось забить между братьями кол. Всегда есть силы, которые хотят разъединить людей. Между людьми всегда есть какие-то трения, но ненавидеть друг друга и тем более убивать –недопустимо. Этовеликое преступление– дело сил, которые хотят нас уничтожить. Так же как уничтожали до этого народы Сербии, Ирака, Ливии и Сирии.Сейчас страницы украинской истории пополняются такими же трагическими событиями. Народ нашей земли просто хотят уничтожить, натравив брат на брата.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять