I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Переверни пластинку: какие тайны скрывает современный винил

Коллекционеры ищут "переклейки" и раритеты, скульптор варит пластинки в кастрюле, диджеи делают треки из советских сказок, а креативщики режут диски на часы

Романовский: спасал гитары и варил пластинки

Казалось бы, такая старая вещь, как пластинка — кому она нужна, кроме коллекционеров и ретроградов? И тем не менее в последние два года продажи винила достигли уровня 80-х — когда мир переживал пластиночный бум. Мало того: есть люди, которые не только коллекционируют пластинки, но и используют их для заработка и создания новых вещей. "Сегодня" собрала несколько историй о таких людях.

Игорю Романовскому было 12, когда к нему в руки впервые попала маленькая пластинка Апрелевского завода, на которой было написано странное слово "Битлз". Дома он поставил ее на отцовский проигрыватель "Аккорд" — и замер, очарованный музыкой. С того дня Игорь заболел ливерпульской четверкой. К 16 годам коллекция винила росла, и даже появление магнитофонных катушек не затмило эту страсть.

Реклама

"Для меня винил — это культ и эстетика, — говорит Игорь Романовский, ныне известный скульптор. — Берешь в руки пластинку и ощущаешь запретный космос — в СССР западная музыка попадала только "оттуда". "Пласты", "диски", как их называли, привозили моряки и дипломаты. Фирменная пластинка стоила 50 рублей, я не мог себе такое позволить. Покупал, как и все меломаны, продукцию венгров и югославов — наших друзей по соцлагерю. Спрашиваешь: есть "фирма" или "демократы"? Фарцовщики открывали свои чемоданы: там было все! Помню, купил две югославские пластинки The Beatles и Uriah Heep и слушал их до затертости! Некоторые храню по сей день — как раритет и память.

В 1992 году я сделал медальон с профилем Леннона и все думал, как бы его пооригинальнее оформить. Вдруг осенило: можно согнуть пластинку и сделать оклад! В основе техники — огонь и вода: ставишь кастрюлю с водой, кипятишь, аккуратно опускаешь туда края пластинки, потом сгибаешь их. Вот и все! За несколько лет создал оригинальную коллекцию виниловой скульптуры, посвященную значимым личностям в мире музыки: Луи Армстронгу, Джону Леннону, Эдит Пиаф и другим. Использовал испорченные или незначительные для меня пластинки. Например, в портрете "Леннон — легенда" присутствует гитарный гриф, найденный на свалке, немного бронзовой проволоки и три лепестка винила.

По мере того, как эту композицию раскупали битломаны — политики и бизнесмены, — я спас от небытия семь гитар! Плавить, гнуть и резать — это кропотливая работа. Малейшая ошибка — и приходится брать другой диск. Нервничаешь, пробуешь снова. С "Пиаф" намучился особенно, зато она теперь в частной парижской коллекции.

В 1998-м мой проект "Эволюция граммофонного века" был представлен в Париже. А в 2001 году эта же выставка состоялась в Музее истории Киева. В нее вошли мои скульптуры, проигрыватели (от граммофонов до вертушек 90-х), раритетные пластинки (от хора каторжников выпуска 1905 года до последних "апрелевских"). Когда наступила эра CD, многие люди просто выбрасывали диски. Как-то во дворе наткнулся на мужика, который нес к мусорному баку стопку пластинок. Я любезно попросил его отдать этот бесценный клад. Там оказались очень неплохие вещи!"

-2_43

Из винила: "Рок вокруг часов"

А недавно случилась удивительная история: скульптор получил в подарок пластинку группы "Спейс" 1982 года "Paris — France — Transit", которую искал долгое время. С Дидье Маруани (лидером "Спейс") Игорь Романовский познакомился еще в 1996 году, когда тот приобрел у молодого художника скульптуру "Волшебный полет Экама". В композиции были и клавишные, и гитары, и полет самого Экама. А прошлой осенью скульптор с семьей побывал у маэстро в гостях в Париже. Общались, как давние друзья. Игорь, воспользовавшись случаем, спросил, где можно купить раритет. Маруани улыбнулся и… извлек заветную пластинку из своей коллекции!

Реклама

"Так сбылась моя маленькая мечта, — смеется Романовский. — Гнуть пластинки я перестал. Но каждое утро, проснувшись, достаю из конверта — ах, какой запах, какое потрескивание! — пластиночку с музыкой под настроение, и "снова кружатся диски". Это ритуал и особый кайф..."

-_03

На выставке. Романовский с Дидье Маруани. Маэстро держит в руке портрет "Леннон — легенда". Фото: И. Романовский

"Вертушки" и сказки

В 90-е годы всплеск интереса к винилу произошел благодаря культуре диджеинга. И хотя новые технологии открыли неисчерпаемые возможности, новички-диджеи начинают обучение именно с пластинок, потому что микширование винила — это "работа для ушей", а компьютер делает это автоматически.

Реклама

"Многие лейблы и сегодня выпускают музыку исключительно на виниле, — говорит Vinyl DJ. — Если вы хотите выделиться — то, покопавшись в ящиках с пластинками в магазинах, получите шанс прочистить мозги и сфокусироваться на хорошей музыке".

Киевский диджей Даша Колосова начинала с винила и использует его в работе по сей день:

"Многие думают, что скретчинг (это когда иголку быстро двигают по диску) царапает пластинку. Это не так: для этого есть специальные иглы. Для микширования треков с винила на одной вертушке играет трек, а пластинку на второй диджей прослушивает в наушниках, находит нужный ему отрезок и устанавливает скорость, чтобы она была одинаковой.

Я коллекционирую диски с техномузыкой 90-х годов — они отлично микшируются с современными треками. Однажды моя коллега взяла советскую пластинку "Мелодия" с детскими сказками и поставила небольшой отрывок в начале сета — получилось очень креативно. Вообще, сейчас очень модно играть треки с использованием пластинок, от рока до диско. По статистике, в прошлом году мировые продажи винила достигли уровня 80-х, когда спрос был на пике. Культура аналоговых носителей возвращается. Для меня пластинки — огромное поле для творчества и фантазии, а это самое главное в нашем деле".

-_04

"Вертушка". Даша Колосова знает, как сделать трек на виниле. Фото: Д. Колосова

Фонограф и "подарок" Хрущева

В коллекции патефонных пластинок киевлянина Юрия Москаленко — раритетные записи Петра Лещенко, Федора Шаляпина, Юрия Морфесси. Некоторые имена сегодня забыты, но винил сохранил голоса уникальных артистов.

"В 1957 году мне, 16-летнему, впервые попала в руки дореволюционная пластинка: выменял ее в киоске "Утильсырье"— она висела на веревочке над окошком в качестве рекламы, — вспоминает Юрий Викторович. — Поставил дома на отцовскую радиолу — как сейчас помню, это была песня "Улетела пташечка". Меня заворожило это звучание, и я начал искать пластинки, где только мог. За Байковой горой была большая толкучка, там богатая публика покупала пластинки, которые стоили баснословных денег. При мне Петра Лещенко купили за 1500 рублей, а бутылка водки тогда стоила 27.

.jpg_170

Фонограф. Сохранил голоса Леси Украинки, Есенина и Толстого

Возвращаясь с войны, солдаты чемоданами везли из Германии пластинки на русскую тематику — причем то, что в Союзе вообще не звучало! А потом я услышал Вертинского и заболел им на всю жизнь… Покупал, менял. Был в Киеве такой коллекционер Шаляпина — Сергей Оголивец. В 70-е к нему даже приезжала дочь Федора Ивановича. Восхищенная его коллекцией, подарила ему альбом со своим автографом. Мне удалось обменяться с ним: Шаляпина на Вертинского.

.jpg_171

Раритет. Обложка с Вертинским

Войти в этот круг было очень сложно: коллекционеры боялись и воров, и доносов, ведь многие исполнители, особенно эмигранты, были под запретом. Например, Лидия и Николай Донцовы исполняли песни с хулиганским блатным уклоном. В СССР такое не могли издать. Зато знаменитый Константин Сокольский записал "Мурку" в Риге, там же издавались другие запрещенные певцы.

Забавный факт: после войны рижские заводы звукозаписи стали советскими, но умельцы продолжали подпольно печатать там эмигрантов. Выглядело так: на пластинку клеили этикетку, допустим, детского хора, а записаны были Лещенко или Сокольский. У коллекционеров такие пластинки назывались "переклейки": их продавали за большие деньги".

.jpg_172

Осколки времени. Пластинка-"переклейка": написано "Скворцы", а звучит... "Женушка"

Еще одна страсть Юрия Викторовича – старинная техника для механического воспроизводства звука. Особый раритет коллекции – фонограф конца XIX века, предшественник граммофона.

"Томас Эдисон придумал уникальный аппарат, на котором можно было прямо на месте записывать звук, — продолжает Москаленко. — Американский изобретатель лично подарил фонограф Льву Толстому — благодаря этому сохранились записи речи писателя. Так же, как голоса Леси Украинки, Есенина, Маяковского и других".

Особо ценятся у коллекционеров "пробные" пластинки — те, что были выпущены в единственном экземпляре. Власть имущие их прослушивали и выносили вердикт: пускать в производство или нет. У Юрия Викторовича есть "пробник", который в свое время ему продал шофер Хрущева — генсек оставил ненужную ему запись в машине.

"До революции старались красиво оформить обложку пластинки, — говорит Юрий Викторович. — У каждой артели грамзаписи была своя эмблема на сердцевине диска — в наших кругах это называется "яблоко". Была такая история: художник продал рисунок-эмблему, на котором была изображена собака. сидящая перед граммофоном. Работникам фирмы было предписано в случае пожара первым делом спасать этот рисунок, настолько серьезно относились к оформлению "яблока". Некоторые даже собирали пластинки исключительно ради этикеток".

Долгое время жена Юрия Викторовича. Людмила, переписывалась с Аллой Баяновой, которая подарила супругам Москаленко пластинку с песнями на французском и немецком языках.

"Чем ценны записи эмигрантов первой волны? Они исполняли песни в той манере, что звучала в ресторанах Петербурга, Москвы, Парижа. Например, певица Варя Панина не училась вокалу, не была поломана школой и пела в ресторане всю жизнь".

Кстати, благодаря фонотеке Москаленко фирма "Мелодия" в свое время смогла выпустить многие записи Козина, Морфесси, Вертинского и Лещенко.

"До сих пор в памяти день, когда на даче у дяди мне позволили покрутить ручку патефона, — говорит 80-летний Юрий Викторович. — Я дотрагивался до иголки, раздавался шелест, звучало вступление — и начиналось волшебство..."

-_05

Редкая пластинка. Из стекла

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять