I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Литгостиная: почему пьесу "Дракон" Шварца снимали с показа, и в чем была главная ошибка фильма Захарова

Какая судьба постигла гениальные сказки Шварца

В рубрике "Литературная гостиная" Алексей Курилко и Анастасия Белоусова дискутируют о жизни и творчестве гениев. В этот раз — о самой загадочной сказке Евгения Шварца, по которой снят фильм-притча "Убить дракона".

new_image7_140

Реклама

Евгений Шварц: "Я написал бы "Дракона" даже в аду"

Александра Белоусова: Давай, Леш, сразу признаемся читателям, что сегодня у нас с тобой не совсем обычная Литгостиная, верно? Потому что будем говорить не столько о книге, сколько о фильме — шедевре кинодраматургии, фильме-притче "Убить дракона" по сказке Евгения Шварца, который наши родители смотрели, затаив дыхание. А после доставали из серванта красивые рюмочки, шли на кухню — и молча "запивали" фильм водкой, пытаясь смыть боль в душе от фраз: "Это самые смелые люди города, но они очень боятся". Или: "Где народ? Это не народ. Это хуже народа — это лучшие люди города!" Правда, я тогда вообще ничего не понимала. Уходила в другую комнату играть в игрушки.

Алексей Курилко: Анастасия, сразу внесу коррективы. Фильм "Убить дракона" на самом деле снят по сценарию Горина, который был написан Григорием Израилевичем по мотивам пьесы Шварца "Дракон". А та, в свою очередь, была создана Евгением Шварцем по мотивам народной сказки. Шварц, как и Шекспир, редко писал пьесы оригинальные — чаще он писал собственный вариант на основе чужих сюжетов. Две из трех самых гениальных пьес написаны по мотивам известных сказок Андерсена.

Реклама

Александра Белоусова: Ты имеешь в виду "Золушку" и "Снежную королеву"?

Алексей Курилко: Да. В данном случае за основу был взят сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии о драконе, победить которого невозможно, поскольку, убив дракона, победитель сам становится драконом. Шварц, помимо основной темы, затрагивал массу других интересных тем и предположений. К примеру, в пьесе большинство горожан считают нормальным жить под властью дракона. Более того: они не желают, чтобы их спасали, им не нужна свобода, они попросту не знают, что с ней делать. Вот самое страшное, что можно сделать с народом! И можно тысячу раз твердить, будто Шварц писал пьесу во время Второй мировой войны и что подразумевал фашизм. Но все понимают, что Шварц писал о наших людях, о нашем государстве и о внутренних наших проблемах. О тех, что страшнее внешних. А тем паче — Горин, обостривший все до предела и осмеявший до привычного и родного абсурда.

Александра Белоусова: Я не читала, признаюсь, пьесу, но смотрела фильм. Хотя в детстве не понимала и быстро теряла к нему интерес. Примерно так поступил сейчас и мой 10-летний сын. Увидев Янковского, который пришел к своей невесте в дом, сын спросил: "Это кто?" — "Дракон". — "Нет, мам, это человек". — "Ну… Этот дракон так давно жил среди людей, что сам иногда превращается в человека". — "А! Как Бетмен?" — "Ну, да… Почти". Он кивнул и ушел в свою комнату. А я подумала, как же верно в фильме сказано: "Сегодня каждый сам решает, что он видит".

Реклама

Алексей Курилко: Анастасия! Ты попала в точку. Но это не тот случай, когда художник темнит. Поэтому мне и не нравится приставка "притча". Притчу можно трактовать по-разному, а вот философская сказка говорит ясно об истинном положении дел. Надо лишь и самому быть не глупее автора, и тогда всем все понятно. Другое дело, что Шварц — пессимист, и его разочаровали его современники. Он жалеет людей, но брезгливо, ибо он и подумать не мог, что страх может из порядочных людей делать мерзавцев, из героев — трусов, а из романтиков — циников и прагматиков. Вот фрагмент из пьесы, не из фильма:

Ланцелот: "И все-таки они люди".

Дракон: "Это снаружи. Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души".

Здесь уже и параллель с Гоголем, которого Шварц считал одним из учителей своих. А вот Горин, по первой профессии врач скорой помощи, словно приняв эстафетную палочку, так же ставит большинству людей безошибочный диагноз. И неутешительный. Хотя Горин еще верит в отдельных героев, способных пробудить в массе, в толпе, в стаде, людей, личностей. К ним взывает Горин, на них он надеется...

Александра Белоусова: Алексей, сегодня я увидела в "Убить дракона" параллели с любимым в юности фильмом "Замок" по Францу Кафке. Там Землемер, как и Ланселот, пытается сделать свою работу, но не может. Потому что никому не нужно. Потому что людей устраивает жить в мире абсурда и зависимости. "Замок" я любила смотреть и пересматривать после пар в университете. А брат мамы, прослушав мои восторги, улыбнулся и сказал: "Это пройдет. Когда ты начнешь жить сама и добиваться всего сама, этот фильм ты, скорее всего, выключишь еще в начале. Или переключишь на "Иронию судьбы" или "Кавказскую пленницу". Тогда я не понимала, о чем он, а сейчас поняла — когда смотрела "Убить дракона". Я выдерживала максимум 15 минут, а в перерывах маялась от воспоминаний, как мне пришлось выживать в чужом городе самой, зарабатывать деньги, оплачивать долларовый кредит... Это ведь что было? Не покорение ли мира Дракона в лице очередного начальника? А когда пыталась воспрепятствовать тому, что считала неправильным — слышала примерно то же, что говорил Шарлеманю старый бургомистр, вздумавший жениться на его молодой дочери: "Если будешь скучным на свадьбе, я все равно женюсь на Эльзе, но как на сироте. Ладно, получишь государственное вознаграждение, а сейчас или посмертно — решай сам". Да, это гротеск. В жизни драматургия маскируется в мелочах (меня бы не убили, а, к примеру, уволили), но смотреть "Убить дракона" от этого не легче. И о-о-очень хочется переключить на "Иронию судьбы"…

Алексей Курилко: Странно! Ты не увидела, что Горин сделал с безнадегой Шварца. Он поселил туда надежду и посмеялся над тем, как люди преувеличивают возможные последствия от борьбы со злом и степень бесполезности борьбы.

Александра Белоусова: Да, я понимаю, о чем ты говоришь. Но я еще и представляла, как бы сейчас смотрели "Убить дракона" бойцы, которые воюют за нашу страну на Донбассе! Сколько бы водки им пришлось выпить после фразы: "Нашего дракона может победить только он сам". Или: "Что бы ни случилось — у нас всегда праздники, праздники…". Но это уже о Евровидении. Или вот родственникам в РФ, которые до сих пор верят в "бандеровцев, пожирающих младенцев", стоило бы пересмотреть часть, где Ланселоту рассказывают об "освобождении Драконом города от цыган". "Нет, я правда не видел ни одного цыгана в жизни, но как сейчас помню… Мы проходили в школе… Это страшные люди!" — "Кто же вам рассказал это все?" — "Наш Дракон". Ведь эти люди после смерти Дракона будут так оправдываться: "Мы были искренни, господин Ланселот… Ведь надо же кого-то любить".

new_image3_301

Тандем. Писатель Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова

ДРАКОН-ЯНКОВСКИЙ КАК ОШИБКА РЕЖИССЕРА

Алексей Курилко: В сталинское время "Дракона" запретили после двух десятков показов. У власти стояли неглупые люди: они увидели в пьесе смысл, который, как уверяют многие, и сам Шварц не вкладывал! Но цензоры смысл увидели. Пьеса была запрещена на долгих 18 лет. А потом удивлялись, что Шварц все предсказал! И то, что будет после смерти Сталина, и кто станет осуждать сталинизм, хотя некогда был его верным помощником, и кто выйдет в герои, и что начнут говорить о реальных героях, чью победу и даже саму борьбу присвоят себе другие. Пьесу снова запретят. А затем придет Горин. И, спрятав верхний слой истины, расскажет о чем-то более страшном. Что будет происходить и дальше с нами, если мы не сделаем главного...

Александра Белоусова: А что же главное в борьбе за свободу?

Алексей Курилко: Как, разве ты не поняла? Недостаточно убить дракона, который отнял свободу и заставил славить сие позорное рабство, а затем и скучать о нем, как о лучшем времени в истории народа. Главное — убить дракона в себе! На этом сделал акцент Горин. Следует признать, что и Шварц эту мысль вкладывал в пьесу, но вскользь! А Горин подчеркнул. Мало восстать против тирании, мало добиться свободы и продолжать защищать ее ежедневно, ежечасно... Мало! Необходимо каждому гражданину свободной страны перестроиться, стать свободным и честным с самим собой. Нужно убить — каждому — убить своего личного дракона в себе! Это и есть самое главное, оно же — самое сложное! И только тогда мы станет достойны и чужой любви, и любви собственной... А если мы сами не любим себя — ибо не за что, — то кто другой искренне полюбит нас?

Александра Белоусова: Вот, кстати, Алексей! Любить! Ключевое слово! Именно на любовь я и делала ставку. Очень надеялась, что хотя бы победит любовь… За одно то, что мужчина ласково и искренне назовет тебя: "Барышня…" — я, как и Эльза, готова всю себя отдать, без остатка. Для меня, как и для Эльзы, любовь  — это "знать, кого нужно защищать". И даже если мужчина этот потом подлецом окажется, у меня еще долгое время будет желание его "защищать". А то, как Эльза стала молиться за Ланселота в городе, где уже давно никто не умеет молиться — вообще разогрело мне душу! Словом, я делала ставку на Эльзу. Но ошиблась: "Нет, это не любовь, это наша традиция". Эльза — дитя своего социума. Она не может быть с мужчиной, который считает всех вокруг рабами и призывает "Убить дракона в себе". Она — за коллектив, "чтобы не стыдно было перед соседями"… Вот она, скучная правда жизни. В жизни, увы, побеждает не любовь. Побеждает Дракон.

new_image2_353

Эльза: "Я за вас молилась!"

Алексей Курилко: Внешний или внутренний... Их несколько ведь.

Александра Белоусова: Потому уже зная это, Леш, ведь и на самом деле задумаешься: а стоит ли убивать дракона? Может, пусть живет? Ну… Встретит очередного Ланселота — посражается, головы растеряет, но на их месте новые вырастут. Ведь дракона убить нельзя, Леш. Его можно либо приручить и ему прислуживать, либо уходить от него куда глаза глядят.

Алексей Курилко: Как? А стать Ланцелотом? Хотя и Ланцелот не лишен недостатков. Его жизнь — борьба с драконами, упырями, чудовищами, с другими людьми, наконец! Ланцелот не способен жить мирно.

Александра Белоусова: Но Шварц любуется своим Ланцелотом...

new_image_372

Ланселот: "Я лишь прохожий"

Алексей Курилко: Анастасия, Шварц отчасти любуется и Драконом, и в пьесе он намного обаятельнее, чем в сценарии Горина. Хотя и Захаров — режиссер фильма — любуется драконом. Недаром он доверил эту роль самому обаятельному и самому органичному и светлому человеку в его труппе — Янковскому. Но это, кстати, была ошибка: у Янковского природное обаяние и харизма, и она просвечивается сквозь любой грим. Поэтому мы не верим, что Дракон жесток, пусть он даже на глазах ребенка убивает его отца. Отец так подобострастен, что нам его не жаль, а дракон, даже если и жесток, но справедлив. Что еще делать с тараканом, как не давить его, мерзкого, жалкого, грязного, пошлого, трусливого?

Александра Белоусова: Хотя Янковский с Леоновым — бесподобны!

Алексей Курилко: Потому я считаю, что Марк Захаров ошибся! Ошибся впервые в жизни! Мы так уважаем и любим Янковского, что не чувствуем, насколько страшен и жесток его герой. А Горин дракона именно таким и пытался обрисовать. В результате Дракон не так уж плох. И бургомистр, еще ничтожнее дракона, в исполнении милого, доброго, тоже крайне обаятельного Леонова нам симпатичен. А это неправильно! Нельзя смягчать мысль драматурга и сценариста таким режиссерским решением.

new_image6_155

Бургомистр: "Это народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города"

Александра Белоусова: Но ведь власть и кажется обаятельной на вид, Леш?

Алексей Курилко: Настя, вот слово ключевое! Кажется! А Леонов и Янковский были такими на самом деле, и никакой текст не подорвет в наших глазах их репутацию. Слава Богу, среди наших политиков нет талантливых артистов, потому мы все равно чувствуем их фальшь и игру. Это именно игра! Наверное, тут Пушкин был прав, гений и злодейство — две вещи несовместные. Злодей может быть талантливым, но если бы Господь одарил его гением, он бы не мог творить зло в таких масштабах. Шварц неоднократно подчеркивает, что вот как раз "наш дракон" — самый гениальный дракон из всех. Но Горин уже иначе расставил приоритеты в тексте сценария. Словом, отличий масса, и весьма существенных! У мрачного Шварц был хеппи-энд, как и положено в сказках. А у доброго Горина наоборот: Эльза разлюбила Ланцелота, якобы увидев в нем нового дракона, а Ланселот честно понял, что большинство — мелочно и раболепно.

new_image4_247

Дракон: "Папа всегда говорил — уничтожай архивы"

ПО СМЫСЛУ В ФИЛЬМЕ ВСЯ ПЬЕСА ШВАРЦА ПЕРЕВЕРНУТА С НОГ НА ГОЛОВУ

Алексей Курилко: Впрочем, к сценарию приложил руку и сам Захаров. А Захаров, хоть и позволял себе всю жизнь носить против власти кукиш в кармане, но именно в кармане — открыто никогда не был борцом и бунтарем. Он и сатирическую пьесу мог поставить только после постановки пьесы о Ленине. Не будем его осуждать. Такова традиционная игра художника с властью. Так и Мольер поступал. Кроме того, в фильме жертвуют юмором Шварца. К примеру, где фраза Бургомистра: "Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платье"? Горин столько своего юмора внес в фильм, что о выброшенных остротах Шварца не жалеешь. Но вот по смыслу многое перевернуто с ног на голову. В фильме почти нет страдания народа, живущего под властью дракона, зато ярко показана степень унижения достоинства. Тот же эпизод, где Дракон Захарова заставляет "ученого" при жене и сыне снять брюки, а потом вонзает ему в пах вилку.

Александра Белоусова: Жуткое место!

Алексей Курилко: Евгений Шварц никогда бы не написал и не одобрил этот эпизод! Но из эстетических соображений, а не от отсутствия смелости. Со смелостью у Шварца проблем не было. "Если нельзя протестовать, то позвольте хотя бы поспорить". Это смело! Или "Единственный способ избавиться от Дракона — это иметь своего собственного". Как я уже говорил, Ланселот Шварца иной, чем у Горина. Он говорит: "И вы меня очень огорчили. Я думал, что вы справитесь с ними без меня. Почему вы пошли в тюрьму? Ведь вас так много!". По сути, это разочарование самого Шварца. Он ведь был храбрым и порой безрассудным. В молодости он спросил любимую, что ему сделать, чтобы она вышла замуж. Та пошутила: "Спрыгнуть с моста!". Стояла поздняя осень, но Шварц, не задумываясь, бросился в холодную воду... А в 1941-м, уже старым человеком, Шварц пытался уйти добровольцем на фронт. Еще Шварц был добр. Это его устами говорит Ланселот: "Жалейте друг друга. Жалейте — и вы будете счастливы!". Зато вот Ланселот Горина более внимателен не к народу, а к личности. На заявление: "Нас всех так учили!" он спрашивает: "Да, учили. Но почему ты оказался одним из первых учеников?". И конце фильма — наше будущее!

Александра Белоусова: Ты о детях, которые бегут за воздушным змеем?

Алексей Курилко: Да. Пробегая мимо того, кто им это будущее подарил, дети бегут к тому, кто их развлекает. К человеку с лицом дракона! Ланселот требует убить дракона в себе, а Дракон, напротив, учит их запускать воздушного дракона. Чувствуешь разницу? Но и пьеса, и сценарий, и фильм оставляют вопрос: "Ради кого идете на смерть? Хотите подарить им свободу? А что они с ней будут делать?". Даже отец Эльзы понял, что люди часто путают свободу с вседозволенностью.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять