I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

"Красная Пасха": как "праздновали" Пасху в СССР

С Воскресением Христовым 70 лет боролись рейдами и танцами в храмах, а верующие устраивали "горячие точки" и исповедовались в письмах

Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник. На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашенки тут же выбрались из подполья.

ТАНЦЫ, ЧУЧЕЛА, СПЕКТАКЛИ. Свободу антирелигиозной про­­­па­­ганды провозгласили в 1929 году. Церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий… И так до тех пор, пока бремя становилось непосильным и храм не закрывали. "При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк, и. о. гендиректора Национального музея "Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине" Олеся Стасюк. — Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку".

Реклама

Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго. "Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя, — говорит Стасюк. — В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя".

1_54

Дружинники. Отлавливали верующих возле церквей.

Реклама

КАК РАЗГОВЛЯЛИСЬ. В ­1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. К этому дню, по словам Олеси Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.

СВОЯ СВАДЬБА. Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими. "Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи". Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20—30-х — уж слишком издевательскую пародию представляли они собой.

8_11

Реклама

Стукачество. В СССР процветало даже среди детей.

СКВОЗЬ БОЛОТА. Но партийная антирелигиозная комиссия в Украине сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне, говорит историк Института истории Украины НАН Петр Бондарчук. "Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию". Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. "Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: "Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики з корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: "Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…" — цитирует Бондарчук.

ГРЕКОКАТОЛИКИ В ПОДПОЛЬЕ. Прихожане официально запрещенной униатской церкви тайно собирались в частных квартирах или уцелевших часовнях для совместных молитв, если повезет — с дьяконами. "Подпольные службы проходили по утрам или ночью за закрытой дверью и зашторенными окнами. Как-то специально для праздничного богослужения люди всего за ночь построили часовню в лесу в 5 км от Болехова (Ивано-Франковская область)", — приводит данные Петр Бондарчук. В тогдашней Украине, по словам религиоведа Виктора Еленского, были распространены, говоря языком партийных документов, горячие точки, села в западных областях, где церковь после хрущевской антирелигиозной кампании по бумагам считалась закрытой, но ключ находился на руках у селян. Там, преодолевая сопротивление председателя сельсовета и милиции, храм открывали на большие праздники. "Вот пример такого "преступления": на Пасху в 1974 году в селе Хлопчицы Львовской области объявили всесоюзный ленинский субботник, а вечером в субботу на службу собрались тысячи верующих со всех окрестных сел. Церковное подворье было забито, — рассказывает Бондарчук. — Пока люди ходили с плащаницей и зажженными свечами, у ограды несколько машин с сотрудниками КГБ, милиции и партаппарата делали "обход": беспрерывно светили фарами и гудели клаксонами, пытаясь вызвать панику. Но убегать никто и не думал".

5_20

Демонстрации. Власти старались в праздник устроить как можно больше шествий.

В 40-Е И ПОСЛЕ. Всплеск ре­­лигиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан почти не преследовали. "Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратил­­ся к народу на церковный лад — "братья и сестры!". А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды", — отмечает Виктор Еленский. Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали не­навязчиво занимать в пасхальные дни. "На атеистическую пропаганду в СССР выделяли сумасшедшие деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — В свойственной "советам" манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в преды­дущем. Особенно наседали на Западную Украину. Приходилось брать данные с потолка, и бывало, Донецкая область показывала чуть ли не втрое больший процент крещеных детей, чем Тернопольская, что невозможно по определению".

ПЕРЕСТРОЙКА. Церковь, по словам Виктора Еленского, ощутила ее лишь в 1988 году, когда Михаил Горбачев на встрече с польскими интеллектуалами публично признал, что "мы, коммунисты, наломали немало дров". В Украине к тому времени уже случился ренессанс — идея коммунизма больше не работала, люди обращались к вечным ценностям. "По официальным (засекреченным) данным, в 1985 году в Украине крестили 26,6% детей, а в Нидерландах за тот же период — 26,5%. И это при том, что у нас это было сопряжено с трудностями, а в Европе всячески поощрялось, — приводит пример Виктор Еленский. — К тому же наши цифры значительно занижены".

4_30

СМИ тех времен. Они боролись с религией всеми доступными им методами.

БОЖЬЯ КАРА. Пенсионерка Мария Гуцал и спустя 70 лет охает, вспоминая, как ее "пропечатали" в школьной стенгазете: ходила святить вербу, а "добрые люди" доложили кому надо. В понедельник после Пасхи педагоги проверяли руки у детей: если замечали следы от крашенок — были проблемы. "Перед праздником хозяйкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если Пасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. — Как-то директор молокозавода в Святое Воскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. Жена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Бог наказал". А киевлянин Николай Лосенко рассказывает, что забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крутят кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывания. "Это теперь ясно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пения эхо шло. А тогда судачили, что это церковь мстит", — поясняет он.

НАЧЕКУ. Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя "пресечь и искоренить", райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды. Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег. "В конце 70—80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала, — вспоминает настоятель Свято-Успенской церкви села Семенивка (Киевская область) отец Иоанн. — Чтобы учителя не взяли "на список", ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. А стал постарше — вызывали "на ковер" и ставили на вид". Школьный приятель отца Иоанна как-то сходил святить куличи, а в понедельник на линейке его как следует пропесочили. "Вызвали парня, спрашивают: мол, веруешь, отмечал Пасху? — "Верую, все верно". Сорвали с него нательный крест, а он педагогам: "Крест, может, и сорвете, а из души ведь не вырвете!" — "Неужели даже отрицаешь, что человек произошел от обезьяны?" — не отстают от него. "Да кто как: вы, может, от обезьяны, — отвечает, — а меня Бог создал", — смеется священник.

3_36

Чтобы принизить роль церкви в жизни советских товарищей, в храмах устраивали концерты и танцы.

ПОД МУЗЫКУ. Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" и прочие редкости. "Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами", — рассказывает уроженец Виннитчины Николай Лосенко. А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько на Черкасчине ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался. "Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения".

С ПЕРЕОДЕВАНИЯМИ. "В од­­ном горном селе церковь считалась закрытой, но на пасхальную службу люди туда пробирались. Была на всю общину пара "стукачей", им тайну не доверяли, а остальные знали, что в храме есть задняя дверь: через нее и заходили", — рассказывает настоятель храма Сердца Иисуса и Сердца Марии УГКЦ, советник епископа Ивано-Франковской области отец Витольд Левицкий. — Освящали куличи в районе по графику: епископ был один на всех. И вот кто-то донес о богослужении в милицию. Добрался до села епископ, по словам отца Витольда, благополучно, ибо шел в гражданской одежде, а там уж народу много собралось: сделали большой круг, надежных односельчан впускали, а предателей отвадили. "Епископ облачился, прочитал молитву, благословил паству и куличи, а за это время вокруг уже выстроился заслон из милиционеров, получивших приказ на арест, — рассказывает настоятель храма. — Пришлось епископа переодеть в женское; народ группками стал расходиться, так в толпе и проскочил. Повезло, что с участковым разминулись — тот сразу признал бы чужака".

7_11

Отец Витольд: чтобы спастись от ареста,епископ даже переодевался в женское платье.

ДЛЯ ГАЛОЧКИ. Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные "контролеры" никого не карали, но играли роль до конца. "Учителя вели беседы про "поповский мрак" чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это".

Отец Витольд тоже начинал учителем. В первое же школьное Рождество поступила директива патрулировать село в поисках колядников. "Разбились мы по компаниям, ходим по улицам. Пока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, "поколядовали", потом быстрой перебежкой к другому. И так весь день, да так, чтоб не попасться на глаза колядующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выставят со скверной характеристикой", — делится Левицкий.

Бывшему комсомольцу Анд­рею Ващуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на Пасху. "Никого мы не ловили: коммунистическое лицемерие давно всех достало. Просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признается он. — А дежурные педагоги могли так "разговеться" под церковью, что еле ноги волокли".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять