I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как устроен главный корабль страны, фрегат "Гетман Сагайдачный" и чем занимается его экипаж

Военные моряки ловят пиратов, устраивают олимпиады и воспитывают храброго кота

Когда смотришь на военный корабль, в голове стучит только одна мысль: десять минут. Ровно столько живет корабль в бою — от момента, когда звучит боевая тревога, до полного отстрела боезапаса. И все эти улыбающиеся люди, каждый со своей историей, со своими победами и проигрышами, со своими фирменными шутками и моряцкой бесшабашностью, готовы к подобному исходу. Мало того, в их жизни были моменты, когда до начала отсчета тех самых десяти минут оставались считаные мгновения. 

Флагман Военно-морских сил Украины фрегат "Гетман Сагайдачный", "припаркованный" в Одесском порту, не поражает размерами. Это не авианосец с ядерной установкой, окруженный подлодками, кораблями поддержки и самолетами. Но, по сравнению с остальными судами, — небольшими катерами, трехмачтовым парусником, старыми военными кораблями — он кажется крайне опасным. Чуть больше ста метров в длину, смесь металла, резины и стекла с хищными обводами и торчащими орудиями. Проходишь по трапу (который, плюя в лицо всем мореописателям, вовсе не шаткий, а напротив, вполне надежный мост между причалом и кораблем), вдыхаешь запах военного корабля. Металл, смазка, озон, топливо... 

Реклама

— Много людей на корабле сейчас?

— Экипаж — двести человек. Они всегда на борту, одна смена уходит только на ночь, — отвечает капитан-лейтенант Сергей Курдюк.

Оглядываюсь и пытаюсь понять, где все эти люди.

Реклама

На верхней палубе практически пусто. А где-то внутри, в запутанных для новичка, но подверженных неумолимой флотской логике узких коридорах (разминуться — целая история) происходит постоянное движение. Внешне оно незаметно: матросы и офицеры нечасто выбираются наверх, да и незачем. Там находятся кубрики, каюты офицерского состава, кают-компания, камбузы, капитанский мостик и другие помещения с более труднопроизносимыми аббревиатурными названиями, где располагаются люди, способные найти вражескую подлодку, вести наблюдение за целями и боевые действия.

Но все это — потом. Сейчас корабль отдыхает. Идет текущий ремонт, а люди могут расслабиться и понемногу готовиться к новогодним праздникам.

— Как празднуете вообще? — спрашиваю я, понимая, что даже новогодняя ночь — не повод покидать корабль.

Реклама

— Обычно матросы собираются в вертолетном ангаре, там места много. С семьями. Там и концерт проходит, ужин праздничный. Офицеры — в кают-компании.

— Пьете?

 — Нет, конечно! Мы даже в праздники на службе. Если кто-то выпьет и забудет включить или выключить одну из систем — можем и ко дну пойти. А что люди делают в отпуске — это их личное дело, — объясняет Курдюк.

— Все так серьезно?

— Все еще серьезнее. Если, к примеру, в отсеке пробоина, командир отсека дает приказ задраить шлюзы, и вместе с командой борется за выживание. Выйти оттуда никто не может, иначе ко дну пойдут все. Справится с пробоиной, откачает воду — выйдет. Не справится…

new_image2_382

На капитанском мостике. Все, как в военном кино: штурвал, машинный телеграф и куча приборов.

new_image8_65

Суровый вид. Фрегат способен вести бой с несколькими противниками.

new_image6_131

Командир и гетман Сагайдачный.

new_image7_95

Сувениры с других кораблей.

НОВЫЙ "ГЛАЗ": ВИДИТ 100 ЦЕЛЕЙ НА 180 КИЛОМЕТРОВ

Чтобы попасть на капитанский мостик, нужно подняться по лестнице и пройти сквозь помещение, заполненное настенными досками документации — "шпаргалками" с траекториями торпед, ракет и даже приказов (чтобы команда не терялась в экстренных ситуациях). Со всех сторон — серые и бирюзовые консоли, усеянные тумблерами, переключателями. Под потолком вьются толстые змеи кабелей. В углу мерцает зеленым монитор нового радара, подаренного волонтерами из организации "Вернись живым", по диагонали от него — "автопрокладчик КП-4", он же — корабельный навигационный планшет, деревянный стол с прозрачной пластиковой поверхностью, на которую кладутся карты для отслеживания движения других судов.

Выглядит это как столкновение прошлого и будущего. Проблема старого радара была в том, что он не подключался к системе AIS (автоматическая идентификационная система). По сути, каждое судно непрерывно транслирует данные о себе — название, габариты, курс, порт приписки и так далее. Старый радар эту информацию "не видел", поэтому экипажу приходилось одновременно следить за показаниями радара, который отслеживает суда, потом с помощью ноутбука высматривать, кто из них кто, а затем рисовать передвижения на том самом столе-планшете. Карандашом. А вот новая станция делает это самостоятельно, чем значительно экономит время и человеческие ресурсы.

— Еще один плюс нового оборудования — радиус дальности. Он значительно больше и позволяет сопровождать одновременно до ста целей на расстоянии до 96 морских миль (180 километров. — Авт.) — уточняет капитан-лейтенант Курдюк.

— Это уже третий по счету радар для украинского флота. Если он повысит эффективность флагмана на 5—10%, этого уже будет достаточно. Ведь в случае агрессии противник будет высаживать десант. А мы сможем увидеть корабли и принять правильное решение, — говорит основатель движения "Вернись живым" Виталий Дейнега.

Новым радаром, впрочем, потребности флагмана украинского флота не ограничиваются. "Гетману Сагайдачному" нужно обновить сами модули AIS и купить два тепловизора для пожарной команды. Последние особенно важны — в случае возгорания в узких помещениях корабля очень много дыма, и быстро обнаружить источник возгорания крайне сложно. Волонтеры пообещали помочь, для чего им, естественно, требуется помощь людей, готовых пожертвовать на это деньги.

Сам капитанский мостик находится выше. Здесь все, как в кино — рулевые устройства (основное и резервное), высокие стулья, узкое лобовое стекло, машинный телеграф с пометками (полный вперед, стоп, полный назад и т. д.). За спиной — телефоны экстренной связи с магнето, работающие даже при полном затоплении.

На консолях управления — поручни. Экипаж рассказывает, что они на случай шторма: при бортовом крене больше 30 градусов удержаться на ногах нереально, приходится хвататься покрепче. Случается даже, что поручни не выдерживают и отрываются.

new_image5_181

new_image4_238

Радар и планшет. Раньше приходилось пользоваться карандашом.

new_image3_294

Супертелефон. Работает даже при полном затоплении корабля.

"ПИРТЫ ОБЫЧНО ПРИКИДЫВАЮТСЯ МИРНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ — РЫБАКАМИ"

Кают-компания и каюты руководящего состава — рядом с мостиком. Здесь живут командир и его помощники. Здесь же принимают гостей, проводят праздничные ужины и развлекаются — шахматы, шашки, нарды. Кают-компания достаточно большая, в ней огромный стол, телевизор, на стенах висят картины — морские пейзажи, фото корабля, иконы и, конечно же, огромное изображение самого Петра Сагайдачного, в честь которого назван фрегат.

— А чем вы тут питаетесь?

— С питанием все хорошо, — говорит командир корабля, капитан второго ранга Денис Иванин. — Раньше экипаж не мог особо повлиять на свой рацион, но сейчас проходит эксперимент Минобороны: теперь у нас есть определенная сумма денег на каждого человека и список продуктов. Выбираем в зависимости от задач корабля: идем далеко в море — запасаемся витаминами. Летом — фрукты и овощи. Зимой — соленья. Крупы, которые по вкусу каждому, а не одна и та же перловка круглый год.

— В море надолго?

— По-разному. В Африке, к примеру, полгода были у побережья Сомали. Миротворческая миссия, боролись с международным морским пиратством.

С пиратами — отдельная история. За те полгода экипаж натренировался проводить досмотры судов так, что теперь обучает коллег из других стран. Схема четкая, отработанная настолько, что даже от спецназа фрегат отказался — своя досмотровая группа срабатывает на отлично.

— Много задержали?

— Восемь пиратских лодок. Они обычно прикидываются мирными — рыбаками, к примеру. Только мы фиксируем все на фото и видео и прекрасно видим, как перед подходом досмотровой группы в воду летят автоматы и даже гранатометы, — усмехается командир.

Происходит это так. С солнечной стороны находится сам корабль — свет слепит пиратов и не дает им увидеть, что там происходит, мешает прицелиться в случае атаки. С другой стороны над лодкой барражирует вертолет Ка-27, снаряженный пулеметом, чуть сбоку — чтобы случайно не устроить перекрестный огонь. Две лодки спускаются с другого борта, невидимые для пиратов, и берут их в "подкову". Когда слышишь об этом, все кажется простым, но процедура опасная. Причем пригодилась даже по возвращении в Украину: "Гетман Сагайдачный" успешно справлялся с досмотром браконьеров.

new_image9_46

Уникальный кадр. Пираты выбрасывают гранатомет.

ИСТОРИИ: АФРИКА, КРЫМ И "КУК"

С Африкой у команды вообще связано много воспоминаний. Отличился, к примеру, большой рыжий корабельный кот Васька — однажды его на неделю оставили на берегу. Так он, как и подобает животному с военного флагмана, умудрился не просто выжить в суровых условиях, но и построить всех береговых котов и заставить их ходить по струночке.

А еще там была целая олимпиада: экипаж делился на команды, делал униформу, флаги и гербы, и соревновался в перетягивании каната, подтягивании, волейболе. Даже факел сделали — из банки из-под тушенки, обернутой фольгой, в которую затолкали промасленную ветошь. Волейбол на корабле выглядел странно: вместо сетки натянули веревку, да и мяч привязали, чтобы не выпал за борт.

"Стараемся развлекать себя, — говорит замкомандира по воспитательной работе, капитан второго ранга Владимир Мамедов. — Все-таки долго в море — штормы, замкнутое пространство, металл — это тяжело для человека. Да и с водой сложно.

С водой решали так: запасали в каютах и кубриках пластиковые бутылки с водой, которую набирали из двух опреснительных установок. Мылись морской, потом обливались пресной: "полторашки", по словам замкомандира, хватало и помыться, и носки постирать.

new_image11_33

Корабельный кот Вася успешно "строил" африканских собратьев, когда его на неделю забыли на берегу.

К слову, знаменитое фото, где экипаж выстроился на корме в форме трезубца, тоже сделали в Африке — один из флешмобов для команды. Это уже потом кто-то в соцсетях заявил, что это произошло во время возвращения в Украину и начала аннексии Крыма. "Тогда мы возвращались на войну, — вспоминает командир корабля. — Времени на подобные вещи не было: корабль находился в полной боевой готовности".

Возвращение было тяжелым. Что происходит в Крыму, тогда мало понимали даже в Украине, не говоря уже о команде, которая провела полгода у берегов другого континента. После захода в Одессу фрегат вышел к мысу Тарханкут, где его встретили четыре российских корабля, на которых поднимали флаг России. По флотскому это — сигнал к бою. "Вы входите в территориальные воды Крыма", — передавали они. "Это территориальные воды Украины", — отвечали наши военные моряки. Но даже в такой серьезный момент не обошлось без тонкого троллинга с нашей стороны: когда на российских судах объявили боевую тревогу, украинцы связались с ними и указали, что с раздраенными бортами никто не воюет. Экипаж был уверен в себе: они находились в полной боевой готовности. Пальцы лежали на кнопках. Но пришел приказ отступить, и фрегат вернулся домой.

Инцидент с американским эсминцем "Дональд Кук" и российским самолетом тоже происходил на их глазах. Как выяснилось, самолет отслеживали, велся перехват радиопередач, и никакой угрозы он не представлял. Мало того: командир корабля США был настолько спокоен, что в момент полета "сушки" потягивал фраппе.

Все эти инциденты, впрочем, никак не повлияли на атмосферу на корабле. Моряки все так же, как и раньше, выбрасывают за борт счастливых родителей, у которых родилась дочь. Все так же зовут веник "голяком", а ведро — "кондейкой". Все так же драят палубу три раза на день. Все так же поят новичков морской водой (даже инспекция Генштаба прошла через это посвящение-"оморячивание"). И все так же, на энтузиазме и патриотизме, готовы к своим "десяти минутам".

new_image10_37

Олимпиада. Играли в волейбол привязанным мячом.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять