I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как посадить разгерматизированный самолет, или Один день из жизни авиадиспетчеров

Диспетчеры "разруливают" критические ситуации на супертренажере и сажают аварийные борты

Воздушное движение — огромная часть жизни современного мира. Ежедневно мы видим десятки, а то и сотни самолетов. А здесь, на земле, сидят люди, от которых зависит безопасность авиаперелетов — диспетчеры. "Сегодня" побывала в диспетчерском центре "Украэроруха" и узнала, как готовят "воздушных регулировщиков", что такое "масик" и каким образом можно посадить разгерметизованный самолет. 

— Оль, британца на гейте подпали.

Реклама

Самолет "Бритиш Эйрлайнс" послушно разгорается, выбрасывая в воздух клубы дыма. К нему подъезжает пожарная машина.

Виртуальный аэропорт, насколько видно с вышки, продолжает жить своей жизнью. Вот на перроне разворачивается один самолет, два других застыли на рулежных дорожках, кто-то разгоняется по полосе, готовясь взлететь, другие, напротив, мягко садятся. На горизонте несется черное облако — птичья стая. Гудят двигатели, шумит ветер, по взлетно-посадочной полосе, в нарушение всех правил, трусит большая собака.

Все настолько реалистично, что, кажется, вот-вот в нос шибанет гарью. Но имитация запахов не передает. Хотя во всем остальном — реальный аэропорт "Борисполь".

Реклама

Тренажерный центр "Украэроруха" — это комплекс различных диспетчерских тренажеров. Один из них — тренажер аэродромно-диспетчерской вышки. Это огромная имитационная комната, находящаяся в большом темном зале. Вместо стен здесь экраны, на которые транслируется модель "Борисполя" (в системе есть и другие аэропорты). Таких тренажеров в Европе всего два — наш (ему уже четыре года) и итальянский (создан год назад). Выглядит как мечта любого геймера 360 градусов симуляции без ограничений.

Все медленно покрывается туманом.

— Типичное утро, — говорит диспетчер-инструктор Александр Костюк, тренирующий диспетчеров, гоняя их по разным нестандартным и стандартным ситуациям. — Самолет в тумане, как акула, — только хвост торчит.

Реклама

"Система  настолько  умная, что  в дождь полосы  скользкие"

Специально для "Сегодня" он показывает малую часть возможностей тренажера. Туман сменяется дождем.

— Система настолько умная, что спустя восемь минут полосы станут скользкими, и физика на это среагирует. Самолеты вот там останавливались, а будут дальше — дождь уступает место снегу. — То же самое. Двадцать минут — и аэропорт заснеженный и скользкий.

— Круто. И что здесь чаще всего отрабатывается?

— К примеру, занятость полосы. По любой причине — предыдущий борт не успел уйти, препятствие какое-то. Диспетчер следит не только за суднами, но и за техникой — трактора те же подают ему запрос.

— И собаки?

— И собаки. В июле такое было — угнали самолет на второй круг из-за огромной собаки в зоне приземления: изображение на трех экранах меняется, камера будто стоит на носу заходящего на посадку самолета. Это нам показывают и "днем", и "ночью". Самолет заходит на посадку слегка боком, из-за ветра. И дрожит — турбулентность. На полосах в зоне торможения черные пятна от резины.

— А что значит угнали?

— Если мы говорим "самолет уходит", значит, это было решение командира экипажа. Если "угнали" — диспетчер из аэропорта увел, местный сленг радует. Самолеты малайзийских авиалиний здесь зовут "масик" — из-за обозначения "MAS". — Еще отрабатываем пожары, отказы систем, невыпуск шасси. Бывает такое — экипаж передает: "Нет сигнализации выпуска шасси, посмотрите с земли". Смотрим. Но с земли не видно, стали стойки на замки или нет. Однажды "Ан-148" садился без передней стойки, но там пилот просто умничка, сказал: "Дайте мне пены 400 метров", — и мягко так сел, что даже самолет почти не поцарапал. К счастью, большинство ситуаций так и не пришлось на практике проверять — пожаров не было, например. И самое главное, объясняем, чего ждать от экипажа. Для этого с авиакомпаниями работаем, с пилотами, как будут себя вести.

Повинуясь командам Костюка, два самолета проносятся прямо у "окон" виртуальной вышки.

new_image_447

Взрыв на полосе. Наказание за ошибку может быть очень суровым.

— Чуть попакостим, — улыбается Александр Валерьевич. — Сейчас парашютисты пойдут.

На горизонте появляется вертолет, подлетает поближе, сбрасывает парашютистов. А слева в самолет, который "затормозил" на полосе, садится другое судно. Результат очевиден — взрыв, туда срывается пожарная машина.

— Очень хорошее наглядное пособие, — резюмирует начальник тренажерного центра Дмитрий Чередниченко. — Наказание за диспетчерскую ошибку может быть суровым.

— Ага, — подхватывает Костюк. — Если действующие диспетчера отсюда выходят с мокрыми спинами и дрожат — значит, у меня все получилось.

Подобное обучение может показаться драконовским, но в результате отсюда выходят подготовленные ко всему люди, способные разрулить любую ситуацию — от столкновения с птичьей стаей до аварийной посадки самолета с выключенными двигателями.

— А что-то необычное есть в моделях? — интересуюсь я. — Ну там, НЛО или Санта?

— Санта где-то есть, может пролететь на повозке с оленями, но мы его не используем.

Кроме тренировок, здесь проходят и вычисления выносливости. К примеру, тренажер доказал, что 48 бортов в час — это максимум для одного диспетчера. Поэтому уже на 40 самолетах открывают второй сектор — по сути, подсаживают второго диспетчера. А еще здесь можно спроектировать любой аэродром, даже тот, что еще не построен. Так было с Харьковом и Львовом — до открытия оставалось еще полгода, а диспетчера уже "видели" их на симуляции и учились управлять движением.

new_image4_316

Инструктаж. Перед сменой слушают доклады разных служб.

В РАБОТЕ: "СОБСТВЕННЫЙ" ЯЗЫК И "СЛАВА УКРАЇНІ"

Небо над Украиной поделено на пять зон ответственности. Львов, Днепропетровск, Одесса, Киев и Симферополь. Крым, впрочем, аннексирован, и Украина запретила полеты над полуостровом, так что за этим участком неба мы не следим. Зоны поделены на сектора. У нас они достаточно крупные — в одном секторе самолет идет около 12 минут. Ближе к Германии и Франции сектора становятся меньше — суден значительно больше.

В "Украэрорухе" работает около 700 диспетчеров в три смены за сутки. Мы направляемся в диспетчерский зал, чтобы увидеть регулирование небесного движения. Он находится рядом с аэропортом "Борисполь". На смене — около 35 человек. Все начинается с медосмотра: пульс, общее состояние, глаза, давление, дыхание. Даже психологические проблемы — если у диспетчера горе в семье, за канал он не сядет, хотя смену отработает.

После медосмотра смена отправляется на инструктаж, который проходит в большом зале, стены которого "украшены" навигационными картами и прочей нужной информацией — вроде схем захода на посадку и так далее.

— Ветер порывистый, в порывах — до 17 м/с, — говорит приглушенный голос метеоролога из системы связи, время от времени взрываясь непонятной тарабарщиной, тайными аббревиатурами. Но все, кроме меня, их понимают.

— Это связь с вышками, — объясняет диспетчер-инструктор Андрей Стеценко. — Сначала метеосводка из Борисполя и Жулян, потом отчитываются службы — светосигнальная, радиотехнические средства, говорят, есть ли поломки, надо ли использовать дублирующие системы.

— Приборы исправные.

— Спасибо, продолжаем, слушаем специалистов, — говорит РП — руководитель полетов.

Диспетчеры слушают о состоянии аэродрома — полос, рулежных дорожек. Выступает представитель военных — военных рейсов нет, "подконтрольных" (они же — литерные, самолеты глав государств) тоже. Руководитель резюмирует: все в порядке, проблем нет, нужно учитывать боковые порывы ветра. Сектора распределены, люди готовы.

Наверху, в диспетчерском зале, заканчивает работу предыдущая смена. Домой они уйдут только после "разбора" — что было на смене, как реагировали, что сделали правильно, а что стоит улучшить.

new_image3_381

Диспетчерский зал. Слева сидят те, кто ведет "верхние эшелоны", справа — "регулировщики" близ аэропортов.

Зал огромный. Слева, у входа, стол руководителя полетов со множеством мониторов, на которые выводится информация — метеосводки, данные со всех мировых аэропортов. По левую и по правую руку от него в другой конец зала уходят два ряда консолей (пультов). Слева сидят те диспетчера, что ведут "верхние эшелоны", то есть транзитные самолеты, и те, что идут на большой высоте. Справа — регулировщики движения в районе аэропортов. Еще есть диспетчера на вышке, которые занимаются рулением, вылетами и посадками, но они работают в самом аэропорту. У самой дальней стены сидят военные.

— У нас в стране — объединенная гражданско-военная система, — комментирует Стеценко. — В Союзе и России, к примеру, военно-гражданская, то есть военные — в приоритете. У нас — наоборот, как, впрочем, и во всем мире.

Диспетчерский пульт состоит из двух "посадочных мест" — на случай, если сектор слишком загружен и придется подсаживать помощника. На серой консоли — огромный радиолокационный монитор, рядом с ним — метеомонитор, внизу — клавиатура и тачскрин связи — с самолетами, аэропортами, другими диспетчерами. Справа все зеркально сдублировано — для второго человека. Сверху, над мониторами, закреплены "шпаргалки". Там все: частоты, границы секторов, заход на посадку и схемы вылета, вплоть до алфавита.

— Есть собственная авиационная фразеология, — говорит Стеценко. — Каждая буква имеет свое обозначение.

Передавая на борт аббревиатуру, диспетчер говорит не "А" или "Б", а "альфа" или "браво". Сменщики уже тут — стоят, обмениваются информацией. Этот процесс может занять и десятки минут — ведь диспетчер "не отдаст" сектор, пока не закроет все текущие дела.

— Смотри, он туда перешел, — говорит один парень другому, проводя ручкой по радиолокационному монитору и показывая на самолет.

— Он не видел, что параллельно идет? — сменщик подключает свои наушники к консоли.

— Я передал, все нормально.

В зале меньше 35 человек, которые проходили инструктаж: часть в комнате отдыха, пьют чай, смотрят кино. Через час-два они сменятся, давая возможность отдохнуть тем, кто поработал.

— 270 с севера к тебе! — "высотный" диспетчер передает борт своему "нижнеэшелонному" коллеге. Тот кивает "давай", выходит на связь с самолетом.

Автоматизированная система управления воздушным движением у нас "продвинутая". Такая есть в Риме, Анкаре и Стамбуле. Она способна сама просчитывать курсы, предсказывать "конфликты" (сблизившиеся в воздухе самолеты — еще одно слово из диспетчерского слэнга) и дает варианты по их предотвращению.

new_image2_482

Пульт. При большой загрузке сектора тут работают сразу двое.

— Информация о самолете на экране, — показывает Стеценко. После клика на "стрелочку" самолета выводится небольшой экранчик с непонятными буквами и цифрами. Там все: маршрут, дата, регистрационный номер. И зеленые буквы — PVO. — Противовоздушная оборона. Мы передаем им информацию о каждом самолете, чтобы борт не считался нарушителем.

Впрочем, серьезность работы не означает, что здесь нет собственных шутливых моментов. К примеру, проход точки SOPIM (контрольные точки на маршруте самолета) пилоты докладывают как "сопим в две дырки". Болтовня в эфире, конечно, не поощряется — но знакомые диспетчера и пилоты, закончив со всеми командами, здороваются друг с другом. Спрашивают счет спортивных мероприятий. Поздравляют с праздниками — День авиации, День независимости, Новый год. И, конечно же, многие зарубежные пилоты здороваются "Слава Україні!" на украинском языке.

Праздники отмечали по-рабочему. Новый год с непременными мандаринами и оливье, но, естественно, никакого алкоголя. Ни до смены, ни во время. Ни, зачастую, после — диспетчеры берегут нервы и организм: во внештатных или тем более аварийных ситуациях пригодится.

— Дважды имел дело с разгерметизацией, — вспоминает Стеценко. — Один раз в Симферополе, второй — в Киеве. Самолет резко пошел на снижение, с 10 до 3—4 километров, чтобы нормализовать давление в салоне. Только потом вышел на связь, сообщил о проблеме, организовали ему посадку. В "Борисполе" на трех километрах вышел на связь, а навстречу — вылетной, пришлось его убирать. Внештатные ситуации вообще редки, но бывает и до 10 в месяц по Украине.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять