I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Эксклюзивный репортаж с Ле-Бурже 2015: авиация бескрылой не бывает

Впечатления, выводы и уроки 51-го Международного авиасалона от спецкоров "Сегодня"

Вчера в Ле-Бурже — предместье французской столицы, официально завершился крупнейший в мире Международный авиакосмический салон International Paris Airshow. В течение семи дней самые авторитетные разработчики, производители, эксплуатанты показывали достижения в сфере высоких технологий. Они привезли сюда новейшие инженерно-конструкторские решения, пытаясь заглянуть в будущее и спрогнозировать пути развития отрасли.

Каждый такой салон, созываемый раз в два года, — это смотрины и выразительное соревнование конкурентов за рынки сбыта. Ведь итогом шоу являются не столько эффектные демонстрационные полеты гражданских лайнеров и боевых машин, фигуры высшего пилотажа, современный дизайн и нарядные ливреи воздушных судов, вызывающие неподдельный интерес и восторг посетителей, сколько реальные контракты на поставки новых летательных аппаратов, двигателей, оборудования и всего, что связано с авиацией и ракетно-космической техникой. Что же привезли и чем порадовали украинцы?

Реклама

С КОРАБЛЯ НА БАЛ. Основным экспонентом, как и ожидалось, стала фирма "Антонов". Она блеснула своим свежим амбициозным дебютантом — ближнемагистральным реактивным Ан-178, лишь недавно, чуть более месяца назад, покинувшим заводской цех и допущенным к летным испытаниям.

Случай поистине небывалый: в апреле состоялась выкатка машины, в мае она впервые поднялась в небо, а уже в июне, только-только выкрашенная в темно-серый цвет, предстала пред ясные очи посетителей Ле-Бурже. Как говорится, с корабля на бал. Именно из-за столь предельно малого налета организаторы не дали совершить демонстрационный полет, определив место только для статического показа.

Тем не менее, следует признать: 178-й — весьма перспективная и конкурентоспособная машина, на которую создатели не зря сделали основную ставку

Она явилась продолжением линейки региональных реактивных пассажирских Ан-148 и Ан-158, только в видоизмененной специализации — транспортном и военно-транспортном вариантах.

Реклама

Крейсерская скорость новичка — 825 км/час — почти как у средне- и дальнемагистральных лайнеров класса "Боинг" и "Эрбас". Потолок идентичен — 11—12 км. Дальность полета — 5500 км, грузоподъемность — 15—18 тонн. Эксплуатировать его можно на любых, даже неприспособленных площадках — высокогорных, грунтовых, песчаных и прочих. Золото, а не транспортник. Потребность в 178-х, по самым скромным прикидкам, — более 800 единиц в ближайшие 10—12 лет, а в отдаленной перспективе — до 2 тысяч! Спрос колоссален, что практически единогласно подтвердили и на авиасалоне.

new_image4_58

"Вертолеты России". Нынешняя экспозиция бледнее, чем в 2013-м.

Реклама

СОМНЕНИЯ И ВЫЗОВЫ. Первое. 178-й — плод украино-российского сотрудничества. В его разработке доля участия предприятий РФ была довольно существенной. События на Донбассе резко изменили подходы — по целому ряду проектов работы с россиянами были сокращены или свернуты. В срочном порядке, на ходу, пришлось перестраиваться на продукцию отечественных поставщиков — заводов "Прогресс", ФЭД, прочих. И параллельно искать адекватное импортозамещение комплектующих с западными партнерами, согласившимися разделить с антоновцами вполне оправданные риски. Проблема решается, хотя полностью не решена.    

Второе. Ан-178 пока существует в единственном экземпляре. До завершения работ по второму далеко. До налаживания серийного производства — еще дальше 

Третье. Очень важно, чтобы новый самолет не повторил участь одного из предшественников-горемык. Военно-транспортный Ан-70 тоже с гордостью показывали на салонах, награждая лестными словами "прорыв", "сенсация", "фурор", расписывая его преимущества перед А-400М евроконцерна "Эрбас". Но несчастливый Ан-70 так и остается в единственном экземпляре. А его конкурент уже запущен в серию и давно летает. Недавно, правда, под Барселоной один такой самолет упал. Но от катастроф никто не застрахован. Главное не в этом — чужаков европейцы не жалуют, зато своих производителей холят-лелеют.

Понимают ли опасность для Ан-178 создатели машины? Судя по всему, да, и пытаются играть на опережение.

new_image3_76

132-й пока в проекте. Будет оснащен двигателями из Канады и системой навигации из США.

Уже в первые дни работы авиасалона руководство "Антонова" подписало контракты на поставки сразу десяти Ан-178 Азербайджану и двух — Китаю. Детали третьего не разглашаются. Контракты названы "многомиллионными".

Заявлено и то, что новая версия 178-го будет оснащена двигателями западного производства — "Пратт энд Уитни" или "Дженерал электрик". Это должно ускорить сертификацию самолета, его продвижение на европейские и мировые рынки воздушных перевозок

Перед открытием салона в Ле-Бурже пришло известие о переподчинении "Антонова". Предприятие выведено из Минпромполитики и вошло в "Укроборонпром". Глава концерна Роман Романов обосновал смену подчиненности задачами "увеличить производство выпускаемых самолетов в разы, обеспечив их продажи и наладив мощную систему сопровождения в эксплуатации". Озвучил Романов и объемы: выпускать сначала 50, а затем — около 200 самолетов в год, достигнув уровня времен Союза. Весьма амбициозные рубежи, учитывая серьезный кадровый голод.

Замминистра экономического развития и торговли Руслан Корж пошел еще дальше, заверив, что украинские самолеты уже не требуют комплектующих российского производства, усилия по импортозамещению узлов и агрегатов идут очень высокими темпами, и данная программа будет продолжена.

new_image2_107

Двигатель – сердце самолета. Важны и мощность, и экология.

О потребности не менее двух десятков 178-х для Воздушных Сил Украины на салоне заявил командующий ВСУ генерал Юрий Байдак.

Не оставлена без внимания и "Семидесятка". Переназначенный генконструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива (ранее совмещавший эту должность с приставкой "президент") рассказал в Ле-Бурже, что на базе Ан-70 создается принципиально новая версия — Ан-188. Ее хотят оснастить турбовентиляторными двигателями и авионикой как украинской, так и западной разработок. Новость сразу же поспешили затроллить в "Рособоронэкспорте", глава которого Сергей Корнев вдруг озаботился правом интеллектуальной собственности — мол, доли Украины и России с юридической точки зрения равны... 

ЗАВОД В ПУСТЫНЕ. Помимо упомянутых, "Антонов" представил на авиасалоне проект легкого транспортного Ан-132. По большому счету, это глубоко модернизированный Ан-32, хорошо зарекомендовавший себя за десятилетия эксплуатации и в Украине, и за рубежом.

Специально для производства его младшего и отвечающего современным требованиям собрата запланировано строительство крупного авиакомплекса в Саудовской Аравии. Как сообщили журналистам организаторы, сооружение объекта прямо в пустыне планируется завершить уже к концу 2016 года, а первый экземпляр 132-го увидит свет через год-полтора. По оценкам специалистов, потребность мирового рынка в самолетах такого класса оценивается в 1100 штук до 2035 года.

2_73

Беспилотники. Такие разведчики весьма пригодились бы на Донбассе.

Есть наметки и по совершенствованию тяжеловесных Ан-124-100 "Руслан", парк которых нуждается в обновлении. Эти гиганты успешно работают на рынке перевозок негабаритных грузов в любой точке земного шара. Спектр их услуг постоянно расширяется.              

Как видим, планов громадье. За ними — решение многих острых экономических проблем, приобретающих особую актуальность в условиях военных действий на Донбассе. Что из намеченного удастся выполнить, а чему, как не раз, увы, бывало, так и суждено остаться бескрылыми прожектами, зависит не только от создателей авиационной техники, усилий трудовых коллективов, но и от эффективной поддержки на государственном уровне.

ИТОГИ САЛОНА. Официального резюме Ле-Бурже организаторы пока не огласили. Но в мировой прессе уже появляются материалы о том, что никаких мегасенсаций и громких открытий нынешний форум не принес. Отчасти с этим можно согласиться: эрбасовские А-380, А-350, А-400М, "Дримлайнеры" компании "Боинг" уже демонстрировались на предыдущих авиасалонах...

Из немногочисленных новейших разработок — экспериментальный самолет, способный летать на электрической энергии (запаса хватает пока лишь на час пребывания в воздухе).

Привлекли внимание специалистов сверхлегкие и беспилотные летательные аппараты. Подполковник ВСУ Александр Лисовой учится в Национальной академии вооруженных сил Франции и считает, что такая техника для Украины была бы очень кстати. 

new_image_98

Высший пилотаж. Экипажи аэробусов и Боингов полетали всласть.

— Я впервые в Ле-Бурже, но самое сильное впечатление на меня произвели новейшие дроны, которые можно было бы применять уже сейчас на Донбассе, — говорит  он. — От самых маленьких, миниатюрных, до огромных размеров. Эти дроны способны выполнять разведывательные, наблюдательные функции. Для Украины техника очень актуальна.

Большой интерес специалистов вызвали силовые агрегаты и системы, оборудование различных модификаций.

Вот, пожалуй, и все. Не густо.

Но потому именно сейчас, на переломе, невзирая на боевые действия на востоке страны, спад экономики, другие внешние и внутренние вызовы, Украине крайне важно использовать весь свой богатый, десятилетиями наработанный потенциал, чтобы ее авиация сделала резкий рывок вперед. Продвигая тот же Ан-178, другие проекты и доказывая, кто есть кто сегодня и на что способен завтра.

Было бы желание...


"ПОБЫВАВ В ЛЕ-БУРЖЕ, МЫ ПРОСТО ВОСПРЯЛИ ДУХОМ!"

Международный авиакосмический салон в Ле-Бурже посетили 109 студентов, ставших победителями открытого всеукраинского конкурса "Авиатор". Как писала "Сегодня", его уже четвертый год проводит Благотворительный Фонд Бориса Колесникова.

— Цель этого творческого конкурса — поддержать самых активных и талантливых воспитанников авиационных вузов, стимулировать их тягу к знаниям, расширению кругозора, содействовать трудоустройству после учебы, — говорит директор фонда Марина Деденко. — За первенство боролись около двух тысяч студентов с первого по шестой курсы.

На днях группа юношей и девушек, которые учатся в НАУ, ХАИ, КПИ и Кировоградской летной академии, вернулась из Парижа. Она посетила авиасалон, познакомилась с его экспонатами, в том числе и Ан-178, пообщалась со специалистами.

Вот что рассказали нам ребята о конкурсе и Ле-Бурже.

Станислав Сикульский, студент ХАИ:

— Очень интересно все, что показали, рассказали об Ан-178. Был поражен тем, что за такой короткий срок — чуть больше месяца — прошли летные испытания, и вот этот самолет уже в Ле-Бурже. Я-то думал: что-то будет еще испытываться, дорабатываться, а он уже своим ходом сюда прилетел — и хоть сейчас снова в небо. Нас пустили в кабину пилотов, члены экипажа дали пояснения по авионике, управлению машиной. В этом году на авиасалоне 178-й как раз самый новый самолет, остальные были представлены здесь в прошлые годы. На предыдущем, юбилейном салоне в 2013-м, мы заходили в летающую лабораторию аэробуса А-380. Там, как и здесь, была видна вся проводка, вся схема...

new_image6_27

Рядом с дебютантом салона. Во время экскурсии на Ан-178 ребята узнали немало интересного.

Атта Боатенг Джеймс, студент Национального аэрокосмического университета имени Жуковского "Харьковский авиационный институт":

— В Украину я приехал из Ганы. Учусь на втором курсе ХАИ. В конкурсе "Авиатор" участвую впервые. Почему принял такое решение? Очень люблю авиацию и хочу больше о ней знать. На авиасалоне увидел новинки в области авиастроения, которые там были широко представлены. После учебы буду работать, возможно, в США, возможно, в Украине или какой-либо другой стране.

Василий Загута, пятикурсник НАУ:

— Тема моей дипломной работы — проект самолета с системами генерации инертного газа. Хочу, чтобы такие системы были не только на лайнерах "Эрбаса" и "Боинга", а и на украинских Ан-148, Ан-158 и других. Участие в конкурсе и посещение Ле-Бурже позволило расширить круг знаний в этой сфере.

Андрей Гергун, студент НАУ:

— В музее нашего вуза есть экспонаты, отражающие достижения в авиастроении. Но это все-таки музей — там не ощущаешь дух неба. Чтобы сполна его почувствовать, стоило побывать на Ле-Бурже. Меня интересуют технические новинки. И все, что появляется нового в отрасли, важно. Много чего есть в интернете. Но ты не представляешь, как эти технические решения работают на практике. И когда я это увидел, то даже думать, мне кажется, начал по-другому. Считаю ли, что у авиации Украины есть будущее? Конечно. Просто нам сейчас очень мешает война. Вы знаете сайт Flightradar24? Видели, насколько после катастрофы малайзийского Боинга воздушное пространство Украины изолировано? А раз так, то и приток денег за обслуживание воздушных судов очень низок. И развитие авиации стопорится. Прекратятся на востоке страны боевые действия, станет безопасно летать, возобновится движение и увеличится приток денег в казну, которые можно будет направить и на авиастроение. Иначе просто ступор. Лично я в этом уверен.

Светлана Крамник, студентка НАУ:

— Самое неожиданное для нас — масштаб авиасалона: мы просто воспряли духом, воочию убедившись, что нам есть где работать и где приложить свои знания, которые получаем в вузах. Узнали много компаний, чьи названия встречали только в интернете, соцсетях, что они предлагают нам как работодатели. К сожалению, в Украине есть только "Антонов" и все. А тут такой наплыв. Конкурс "Авиатор" — это возможность посетить авиашоу, не у каждого она есть, и стоит такая поездка немало, а тут нужно было не только принять участие в конкурсе, но и победить.

new_image8_07

"Скажи, здорово!" В кабине пилотов разбегаются глаза.

Полина Антонюк, второкурсница НАУ:

— Учусь по специальности "Обслуживание воздушных судов". Попала в университет случайно — вместе с мамой думали, куда мне поступать, и остановили свой выбор на нем. Мне нравится. Манят аэропорты. Говорят, что девушек в авиации привлекает профессия бортпроводника. Но для меня главное все-таки семья. А у тех, кто стал бортпроводницей, времени на семью, детей остается не очень много. Вот поэтому у меня другой профиль. У нас уже была ознакомительная практика в аэропорту "Киев". И она еще больше укрепила желание работать именно по выбранной специальности. Во-первых, это престижно. Во-вторых, никто из одноклассников и близких друзей не имел отношения к авиационной сфере. Правда, сейчас развитие авиации в Украине оставляет желать лучшего. Поэтому и я, и мы все хотим внести свой личный вклад в то, чтобы все было по-другому. Но возможно, после учебы уеду туда, где и экономика развивается успешнее, и авиации уделяют больше внимания. И где выпускнику вуза платят не эквивалент полутора тысяч гривен за 8 часов работы 5 дней в неделю. По сегодняшним меркам это вообще не деньги... Хотелось бы разработать программы основ авиации и космонавтики для детей в школах. Показать, насколько это может быть интересно. Популяризировать специальности, связанные с авиацией. Чтобы у нас было много авиакомпаний, а не одна только МАУ.

Александр Быбык, студент НАУ:

— Сам я из Полтавской области. Отец советовал стать врачом, строителем. Но мне хотелось другого. Сперва думал стать пилотом, затем диспетчером. Потом, где-то в 11-м классе, немного спустился с небес на землю, задумавшись над тем, есть ли у меня реальные перспективы. Ведь работы сейчас по этим узким направлениям не очень много. А например, если выучусь по своему нынешнему профилю — "Обслуживание воздушных судов", то получу более высокий уровень подготовки и смогу работать в более широком поле. Меня интересуют новейшие разработки, к примеру, широкофюзеляжный аэробус А-350. Американцы представили на авиасалоне свою боевую техннику — самолеты F-15, F-16, F-35. Никогда не думал, что побываю здесь, хотя и мечтал. Мечты сбываются. Только посетив Ле-Бурже, взглянул на авиацию как бы заново, и все в моем сознании перевернулось.

Максим Яструб, третьекурсник НАУ:

— Кроме Ан-178, меня впечатлили Боинг-777, американские разработки беспилотников, их вертолеты. Видели военные разработки французов, израильские БПЛА, радарные системы. Мы говорили с представителями предприятия "Антонов", и это было полезно, познавательно. Они рассказали об особенностях самолета Ан-178, принципах работы его систем и узлов. Моя будущая профессия — инженер систем аэронавигации. И это все пригодится в дальнейшем.

Дмитрий Бондаль, студент НАУ:

— Авиасалон — супер, все очень здорово, только погода чуть подпортила настроение — тучи и дождик несколько раз накрапывал. А так все организовано классно. Жаль, не везде, где хотели, побывать удалось. Меня, к примеру, интересовали двигатели, и практически все они оказались закрыты для свободного доступа. Только по специальным приглашениям можно было туда попасть. Чтобы нормально конкурировать с Европой и миром, нужно разрабатывать хорошие самолеты, хотя конкуренты никому не нужны. Проблемы украинской авиации полностью отражают проблемы всей украинской экономики. Может быть, их удалось бы решить, если б сюда инвестировали деньги. Но этого пока нет, потому что инвесторы не знают, что от нашей экономики ждать завтра, как может измениться нормативная и законодательная база, какие решения примет власть. Тут не война играет главную роль. Тут коррупция. Какой смысл инвестировать в страну, которая по каким-то странным схемам может в любой момент отжать предприятие? Надо сначала решить внутренние проблемы, отказаться от системы взяток, научиться жить по-европейски, тогда и деньги в Украину придут. Западные инвестиции — залог развития любой отрасли. Что касается личных планов, то полученные знания позволили мне поступить на магистратуру, и я уезжаю в Австрию. Так же поступают некоторые мои друзья. Но если умные ребята уедут, то я не уверен, что наше поколение чего-то добьется на Родине. Впрочем, менталитет людей меняется. И хочется думать, что-то все-таки удастся изменить к лучшему.

Прилетевший в Ле-Бурже на несколько часов специально поздравить студентов с заслуженной победой в конкурсе Борис Колесников заверил, что "Авиатор" будет не только продолжен в будущем, но и расширен круг участников за счет привлечения из 7—8 других вузов политехнической школы, иностранных в том числе:

— Чтобы любить авиацию, необязательно учиться только в профильных вузах, — сказал он.
В качестве бонуса победителям конкурса были подарены экскурсия в Диснейленд и вечерняя прогулка на теплоходе по Сене.

new_image7_16

Символ Парижа. На память о поездке и Эйфелевой башне.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять