Главная Сегодня

День авиации: какие способы полетать доступны простому украинцу

В аэротрубе бьют инструкторов, а на воздушном шаре часто ждут поезда

Завтра Украина отмечает День авиации. Для летчиков, бортинженеров, диспетчеров и прочих стюардесс — праздник масштабный. Но для людей, ни разу не летавших, прямо скажем — далекий. Чтобы он стал близким и для них, "Сегодня" выяснила все доступные простому украинцу способы в прямом смысле слова взлететь на воздух.

ЗАВЯЖИТЕ ШНУРКИ. Самый простой вариант — полет в аэротрубе. Никакой особой подготовки для этого не нужно: приходите в клуб, платите сумму от 260 грн, надеваете специальное снаряжение и под контролем двух инструкторов взлетаете. Воздушный поток подхватит ваше тело и запустит в свободное парение. "А я не вылечу из этой трубы?" — сразу приходит на ум вопрос. "Это невозможно,  — отвечает нам администратор киевского аэроклуба "Аэрофлай" Инна Бондарчук. — Стены аэротрубы прочные, хоть и прозрачные, крыши нет, но вместо нее натянута сетка. Да, поток воздуха мощный (скорость подачи — 200 км/ч), но подается оператором, который контролирует процесс так, чтобы вы не взлетели выше двух метров". Если "летающий" приспособился лежать стабильно на потоке, то инструкторы поднимутся с ним под самую сетку (а это, на минуточку, высота в 10 метров и выше!). Есть и дополнительные развлечения — с чужой помощью можно будет сделать сальто или переворот на спину.

Перед полетом все проходят обязательный инструктаж, во время которого учат держать равновесие. Перед полетом надо обязательно снять украшения и покрепче завязать шнурки на обуви — иначе все это буквально вылетит в трубу.

БАЙКИ. "Мне кажется, что у меня самая веселая работа, — признается Инна Бондарчук. — Вот представьте: недавно летала девушка, которая, наверное, перепутала воздух и воду и так молотила руками и ногами, что задевала даже инструкторов. Чтобы спастись, ребятам пришлось встать в боксерскую стойку. При этом надо было изловчаться защищать свою голову, а заодно и продолжать удерживать девушку, чтобы та не улетела. Приходил к нам и 80-летний дедушка с протезами вместо ног. Он бывший спортсмен и привык к активной жизни. В его ситуации уже особо не разгонишься, а вот полетать — пожалуйста. А еще к нам раз привели девочку четырех лет — хотя обычно младше пяти "летунов" не бывает. Малышке так понравился процесс, что она теперь все свои дни рождения, все праздники и именины друзей празднует в аэротрубе, притом летает сама, без инструктора. Наверное она — будущий чемпион парашютного спорта!".

_-1_188
_-1_188

Свободное парение. Главное — научиться держаться на потоке

ПАРАПЛАН: вылет из камышей

"Новичкам для первого полета на параплане надо ждать своего часа — им можно летать только в идеальную погоду, когда нет дождя и дует слабый ветер", — объясняет Александр Васильев, инструктор одесского аэроклуба "Sky-Fly XI век".

Утром и днем такой подарок природы случается редко, а вот к вечеру погода обычно подходящая. Однако есть вопрос — а подходящи ли вы для параплана? Полет на нем — дело хоть технически и несложное, но тем не менее рисковое. Поэтому даже у ознакомительного полета есть условия: возраст — от 16 лет и хорошая физическая форма. Отсюда вывод — людям с большим весом до параплана еще надо похудеть. "Впрочем, вялые полные мужчины обычно летать и не стремятся, — поясняет Александр. — Верхнего ограничения по возрасту нет: иногда к нам приходят и 60-летние женщины, которые летают ну просто, как орлы".

Полет на двухместном па­ра­пла­не вместе с пилотом-ин­с­т­рук­тором со склона стоит порядка 500 грн, а самостоятельный — около 300.

Новичков поднимают на высоту около 100 м, а сам полет длится 20 минут.

"За полетами всегда весело наблюдать: так как причинить себе вред на параплане почти нереально, то все нештатные ситуации превращаются просто в курьезные. Бывает, аппарат залетит в камыш — доставать его оттуда довольно забавно. Иногда мы не ждем случая и шалим сами. Новичков при полетах в тандеме, например, впечатляют "качели" — когда инструктор опускает и поднимает руки со стропами, и параплан качает вверх-вниз в воздухе", — делится опытом рабочих будней Александр.

Инструктор признается, что ему больше нравится работать с женщинами — они решительнее и легче обучаются. "Бывает, приходит полетать целая семья: папа, мама, ребенок. Сначала мы летаем с ребенком, потом, видя его восторг, "взлетает" мама, а уже в последнюю очередь решается папа. Притом бывают папы, которые так боятся, что их дрожь передается по стропам инструктору", — улыбается Васильев.

_-1_189
_-1_189

Под куполом неба. Инструкторы иногда устраивают "качели"

ПЛАНЕР: после медкомиссии

Ппланер летает сам, но вот взлетает с помощью самолета-буксировщика. "А как же я приземлюсь?" — стучит в голове страх. "Бояться не надо, — говорит Владимир Спасиченко, начальник аэродрома "Бузовая" Центрального аэроклуба Украины им. Антонова. — Ведь новичков одних в небо не отпускают, только в сопровождении опытного инструктора. Он будет сам управлять планером и сам же его посадит. Однако бездельничать мы никому не разрешаем и даже в ознакомительном полете доверяем рычаги управления, чтобы человек мог почувствовать, каково это — влиять на полет".

БУДЬ ГОТОВ. К сожалению, полетать на планере могут далеко не все. По словам Владимира Спасиченко, даже для ознакомительного полета нужно получить допуск медицинской комиссии. Ее, впрочем, можно пройти прямо на аэродроме. Анализы сдавать не придется, но рассказать врачу о заболеваниях, измерить давление и пройти тест на работу вестибулярного аппарата надо. "Это не наши прихоти, — говорит Владимир, — а необходимость, продиктованная опытом. Список ограничений довольно длинный. Людей, перенесших инфаркты, инсульты, страдающих от высокого давления, а также пьяных к планеру точно не допустят".

Пройти медкомиссию — это полдела. После нее проводится подробный инструктаж с тренировкой. Например, ситуации, когда понадобится экстренно покинуть планер, несколько раз отрабатываются на земле.

КОГДА ЛЕТАТЬ. Летают планеры со второй половины весны, все лето и в начале осени. Установленной таксы на полеты нет: она зависит от цены горюче-смазочных материалов. Сегодня 20 минут полета стоит примерно 600 грн.

_-1_190
_-1_190

Взлетать на буксире. У планера нет двигателя, поэтому в кабине не по-самолетному тихо

ШАР: умывание росой

"Воздушный шар — вот настоящая романтика!" — такая мысль первой приходит в голову при упоминании об этих летательных аппаратах. Вторая мысль — хорошо бы этот шар держать на привязи возле дома и летать, когда хочется. Мечта интересная, но, как выяснилось, дорогая: самый дешевый шар стоит около $35 000, а цена на хорошие колеблется от $50 до $500 тысяч. Впрочем, полетать когда захочется, тоже не получится — воздушные шары хоть и поднимаются в небо круглый год при температуре от -20 до +40, но не летают в дождь, снег, грозу и жару. "Зимой шары могут летать целый день, а в теплое время года поднимаются в небо или рано утром, или перед заходом солнца. А все потому, что чернозем и асфальт в дневное время нагреваются, появляются вертикальные воздушные потоки, что усложняет полет. Шар, попадая в этот поток, перемещается вверх-вниз и становится неуправляемым",  — объясняет Владислав Клименко, пилот, мастер спорта по воздухоплаванию, инструктор Киевской Школы пилотов-воздухоплавателей.

_-1_191
_-1_191

ЛЕТНАЯ ЗОНА. Долететь на шаре до звезд особо не получится. Выше 5 км воздушный шар не поднимается, при этом высота от 3 км и выше требует специального кислородного оборудования. Хотя знать об этом не обязательно: все равно по украинским законам без специального разрешения взлетать выше 1,5 км никто не имеет права. А больше новичкам и не нужно: во время прогулок достаточно подняться где-то на 900 метров, если воздушная прогулка проходит за городом, и не выше 400 м, если шар летит над городом. Обычный часовой полет на воздушном шаре стоит около 1000 грн с человека.

БАЙКИ. Владислав Клименко рассказывает: "Летают с нами не только люди, но и животные, с которыми хозяева не могут расстаться: кошки-собаки — обычные гости на воздушных шарах. Случаются и курьезы. Мой знакомый как-то за городом пролетал над железной дорогой и попал в место, где нет ветра. Без ветра шар намертво завис прямо над железной дорогой на высоте 5 м. Парень панике не поддался, а просто стал ждать поезда. Расчет был такой: поток ветра от движения состава отнесет шар из мертвой зоны, а дальше дело пойдет. Сидит, ждет, а поезда все нет. Минут через двадцать появился обходчик, увидел шар с пилотом и задал закономерный вопрос: "Мужик, а что ты здесь делаешь?" И услышал в ответ: "Не поверишь  — поезда жду".

ТЕХПАСПОРТ. Каждый год воздушный шар проходит техосмотр, а каждые два года пилоты переаттестовываются. После полета шар складывают в специальный мешок. Его никогда не стирают — уже хотя бы потому, что еще не придумали стиральной машинки на 120 кг. От пыли шар очищается сам — точнее, с помощью росы.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять