Главная Сегодня

Блюз пахнет шоколадом, а Верка Сердючка – супом

33-летний харьковский рок-музыкант Сергей Ковалев не видит с рождения, но виртуозно играет на баяне и губной гармошке все — от классики до блюза и рока.

Вы слышали губную гармошку, которая квохчет курицей, тявкает собакой или разговаривает совершенно человеческим — то мужским, то женским — голосом? Такие звуки извлекает из этого инструмента 33-летний харьковский рок-музыкант Сергей Ковалев.

И совсем не верится, что этот музыкант-виртуоз с рождения ничего не видит. Сергей вспоминает, как однажды на концерте некий музыкант пристал к нему с расспросами: "Чувак, ты зачем темные очки нацепил, для понтов?" Сергей отшутился, однако окружающие пояснили любопытному, что он незрячий. Тот не сразу поверил, потом искренне извинился и пригласил поиграть вместе — позже они дали несколько совместных выступлений.

В Харькове Сергей выступает в основном в клубах, на блюзовых и джазовых фестивалях, еще его произведения можно услышать по радио, где он вел ряд авторских передач и занимался музыкальными заставками. Сейчас он полностью "ушел" в творчество — исполняет на баяне и губной гармошке сложные композиции от классики до блюз- и рок-хитов, создает аранжировки, записывает в студии сольный проект. С 2006 года он принял участие в записи четырех дисков с проектами Антона Калугина, лидера группы "Карфаген". Диски были изданы в Англии и Канаде, причем первый из них вошел в число лучших записей 2006 года, однако в Украине они не продавались. Поэтому, хотя гармошечников уровня Сергея Ковалева в нашем городе единицы, "широко" его знают только в узком кругу меломанов и профессиональных музыкантов.

НА ВКУС. Не опираясь на зрительные образы, Сергей воспринимает музыку… по вкусу и запаху. Он утверждает, что блюз имеет вкус черного шоколада и кофе, а музыка Deep Purple пахнет лаком для ногтей. Песни Верки Сердючки, по его словам — это столовская подлива и прокисший суп. Музыкант говорит, что может сыграть любой запах. "Есть духи, которые звучат, как музыка Scorpions или Roxett". Продукты, в свою очередь, "звучат" по-разному. Так, лимон для Сергея Ковалева — это малый мажорный септаккорд, а шоколадная конфета — блюзовая терция. А еще Сергей с детства не любит гречку и сметану, и, смеясь, говорит, что они "хуже цыганских песен", сравнивает их с некоторыми композициями Бреговича, хотя в целом любит его музыку. Характерные вкусы и запахи четко связываются в памяти Сергея с точными датами и событиями его жизни. "Я помню, что нам давали на обед 23 февраля в 1984 году, когда я был во втором классе. Это был четверг, и на обед был пирог с вишней", — уверяет музыкант.

БАЯН. Решение заниматься музыкой Сергей принял… в три года. Все родные удивились, когда он заявил: "Я буду композитором", и уточнил, что играть будет на аккордеоне. Свои первые музыкальные впечатления он получил по радио и из народных песен, которые пел вместе с бабушкой и дедушкой. А в шесть лет выучил наизусть англоязычную пластинку "Грег Бонем и дует Липс" и распевал ее, не понимая смысла, на тарабарском. Еще через год к нему в руки попал сборник "Рок Хауз" с песнями "Смоуки" и Элвиса Пресли, и семилетний Сергей стал "импровизировать в стиле рок-н-ролл". После чего родные поняли, что у мальчика хорошие музыкальные способности, и отдали его в музыкальную школу, где Сергей начал профессионально заниматься баяном.

ТУЗ. Сергей вспоминает, как в школе чуть было не забросил музыку — его учитель заставлял зубрить старомодные песни "Ночь коротка" и "На сопках Маньчжурии", а тогда, в 80-е годы, все слушали "Машину времени", "Воскресенье", Кузьмина, Барыкина, "Дип Пепл", и Сергей хотел играть рок. Когда появилась учительница, которая знала не только классику, но и рок-музыку не хуже самого Сергея, то, по его словам, он заново родился. Они стали разучивать "Роллинг Стоунз", композиции Элтона Джона, "Дип Пепл", "Битлз" и "Квин" — тогда Сергей подобрал "Эбби Роад" и "Богемскую рапсодию" и исполнял на баяне сольные гитарные партии из мировых хитов "I Surrender" и "Stairway to heaven".

Своей виртуозной игрой он заслужил славу в интернате и почетную кличку "Туз", его баян называли соло-гитарой. Его баянный вариант рок-оперы "Иисус Христос супер звезда" и сейчас удивляет профессиональных музыкантов. Во время нашей беседы он виртуозно "хулиганил" на баяне, играя пугачевского "Маэстро" в стиле фуги Баха, и клавесинные вариации на тему нецензурных песен "Сектора газа" . "Вот таким я занимался в училище, вместо того, чтобы классику учить, — смеется Сергей и добавляет: — Плох тот музыкант, который не балуется!"

НАЧАЛ С "БИТЛОВ". В 90 году Сергей впервые услышал битловскую песню Love me do, где звучало что-то необычное. "Сначала я не понял, что это — труба, баян? Мне сказали, что это губная гармошка и стиль "кантрик" — я тоже захотел так играть. Потом узнал, что стиль на самом деле называется "кантри", а на гармошке "очень вкусно" играют известнейшие музыканты — например, Ян Гилан, Роберт Плант и вокалист "Джудас Прист".

Сейчас Сергей умудряется даже петь под свою гармошку. "Любовью надо заниматься по утрам и вечерам" — этим блюзовым "гимном" Сергей, что называется, "взорвал" зал на фестивале "Блюз-эпидемия" в 2005 году. Тогда же звучали его "Ножки Буша" и "Украинский блюз", где он исполняет народную песню "Ой на горі два дубки" в стиле известной композиции "Битлз". Сергей рассказывает, что композицию "Поезд" разучивал целый месяц, дыша, "как поезд" — после каждой чашки кофе. А "Собачий блюз" сочинял под лай своей собаки Эллы.

О ТОМ, ЧТО НЕ ВИДИТ, ДОЛГО НЕ ЗНАЛ
Сергей Ковалев с удивлением вспоминает, что узнал о своей слепоте не сразу, а только в возрасте пяти лет. До этого он не чувствовал какого-то дискомфорта, родные ничего ему не говорили, но однажды они с сестрой Ирой смотрели мультик, и вдруг она засмеялась и сказала: "Заяц побежал". "Я не понял, как это — у меня не побежал, а у нее побежал? Потом обнаружил, что у книжки, которую читала мама, пустые листы. И уже, когда меня принимали в школу, то сказали обо мне: "он не видит", и я понял, в чем дело", — рассказывает Сергей. Тогда же, по его словам, он решил: "чтобы быть равным, нужно быть первым", и этому правилу следует до сих пор, доводя любое дело до совершенства. "Я даже посуду мою по высшему классу!" — смеется музыкант-виртуоз.

Музыкант рассказывает, что "шел" к своему мастерству около 8 лет. В конце 90-х не было ни учителей, ни пособий по гармошке, было непонятно, с чего начинать. "Когда взял в руки первую гармошку "Спутник", то сначала смог извлечь только мажорное трезвучие. Но уже на второй день играл Yellow submarine и Гимн Советского Союза", — вспоминает Сергей. Обрывочные сведения он находил в Интернете и непереводной литературе, достал редкую видеошколу.

Сегодняшним ученикам Сергея — а их у него с десяток — повезло больше. Итоги своих многолетних поисков и экспериментов гармошечник-самоучка излагает им… за три дня. А начинать импровизировать Сергей советует с пения… под пылесос! Заниматься гармошкой Сергей Ковалев рекомендует не более 20 минут за один подход, чтобы избежать головокружения от интенсивных выдохов. Его личный "рекорд" беспрерывной игры составил однажды 3 часа — после чего ему пришлось несколько дней лечить поврежденные губы.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять