I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

История легендарного самолета: никто не думал, что немец долетит до Москвы

Несмотря на сильный боковой ветер, "Витуся" подняла нас в небо, и целых два часа мы наматывали километры в небе

Обрывочные сведения о "Сессне-172", на которой незабвенный Руст долетел до Москвы, скупы и противоречивы. Сначала ее выставили в натуральную величину как музейный экспонат авиамузея в Германии. Затем самолет, по слухам, приобрел японский бизнесмен, загнав покупку в ангар. Потом "Сессну" разобрали на запчасти и вновь собрали. Потом она вернулась в Германию, где состояла на службе у полиции — та мониторила с воздуха дорожный трафик.

После этого судьба забросила ее в Балтию. И уже там, в Литве, крылатую машину купил большой энтузиаст и ценитель авиации — вице-президент Федерации авиаспорта, профессор Института международных отношений Иван Билас. Мы встретились с ним на летном поле белоцерковского аэроклуба "Пилот", где и находится его любимица.

Реклама

Читайте начало: Скандальная посадка: 25 лет назад молодой немец приземлился на Красной площади Москвы

"Всегда верил в судьбу, и удивительное стечение обстоятельств свело меня с этим самолетом, — рассказал Иван Григорьевич "Сегодня". — Дата его выпуска — 9 мая 1973 года. А мой день рождения — 9 мая 1953-го. День в день, только с разницей 20 лет..."

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ. Вышел на эту "Сессну" Билас, в общем-то, неожиданно. Раньше у него был спортивный трудяга Як-52 (сейчас на нем учат курсантов Кировоградской летной академии). Налетал сотни часов. Но однажды друзья-прибалты подсказали, что у начальника криминальной полиции Клайпеды есть более совершенный самолет, причем с довольно неординарной историей, связанной с полетом Руста. И Билас загорелся — уж больно хороша была машина...

Реклама

"Что главное в самолете? — спрашивает он. И отвечает, —во-первых, планер, во-вторых, двигатель. Планер у этой "Сессны" — родной, тоже 1973 года. А вот двигатель другой, так как предыдущий выработал ресурс. Я полетел в Литву, посмотрел и понял — мой самолет! Мы условились, какие приборы нужно установить, что заменить, как покрасить — все оговаривалось, и процесс растянулся на полтора года. Практически каждый месяц бывал на месте, чтобы ремонт и восстановление проходили в моем присутствии и можно было вносить незначительные коррективы по усовершенствованию "Сессны". Литовцы, спасибо им, все сделали на совесть, и настал день, когда я на этом же самолете перелетел в Украину. Это было еще в 2008-м, и тоже в мае — что символично, так как совпало с нашим месяцем рождения. В соответствии со всеми требованиями прошел полную сертификацию и государственную регистрацию в авиаслужбе Украины, получил госномер — UR-VITA. С тех пор нарадоваться не могу своей "Витой" — такое дал ей имя. В переводе с латыни — "Жизнь"...

Билас с увлечением рассказывает о том, какая легкая, послушная в управлении его "Вита-Витуся", какой большой подъемной силой обладает, как уверенно и надежно ведет себя в воздухе. На расстояние до 1500 километров при полной заправке (это 180 литров горючего) способна доставить. Прежде чем сесть в кабину, пилот обязательно поздоровается, похлопает по фюзеляжу, обратится нежно — как к человеку, одушевленному существу. А взамен — надежность и послушание.

"Да что рассказывать! — предлагает на ходу Билас. — Садитесь в кабину рядом со мной — полетаем, и сами, воочию убедитесь, почувствуете, как это здорово!"

Реклама

НАШ ПОЛЕТ. Несмотря на сильный боковой ветер, "Витуся" подняла нас в небо, и целых два часа на разных высотах и разных скоростях наматывала километры в небе над Белоцерковским, Фастовским, Рокитнянским районами Киевской области, давая ни с чем не сравнимые легкость, азарт, волшебное упоение полетом! Эпитеты меркнут. Словно у самого крылья вырастают...

"Раньше заявку на полеты подавали за три дня, а теперь достаточно получаса, — говорит Иван Григорьевич. — Это требует от летчика высокой квалификации, хорошей подготовки. Иначе взлетать нельзя — риск слишком велик".

Як-52 верой и правдой прослужил ему 11 лет. Сколько уготовано "Витусе", загадывать не берется — жизнь покажет. Из 2225 часов с момента крайнего ремонта двигатель выработал всего 185. На его век хватит...

"Витуся". Бывалый летчик всегда здоровается с ней, а потом благодарит — за то, что в небе не подвела. Фото: А.Ильченко

"КАК У РУСТА". "И это кресло, где вы сидите, и приборная панель, и другая начинка — все как было у Руста?" — не могу прийти в себя от нахлынувших эмоций.

"Планер, панель, кресло — те же, а вот авиагоризонт уже новый, и высотомер, и GPS, конечно, у него тогда не было, — кивает Билас. — Открою еще один секрет, о котором мало кто знает. Этот самолет Русту не принадлежал — он взял его в аренду, о чем есть запись в формуляре "Сессны". И поставил дополнительные баки, чтобы долететь до Москвы. Не было у него ни опыта, ни чувства страха — только юношеская бравада, выброс адреналина. А потом — эйфория: вот какой я молодец! Доведись нам встретиться, сказал бы: как мужик, может, и молодец — такой фортель отчебучил. Но как пилот ты форменный раздолбай — поставил под удар тысячи летчиков, да и простых людей тоже. Однако драматичное прошлое "Сессны" ни ей, ни мне летать не мешает".

ЦЕЛЬ БУДЕТ СБИТА!

После катастрофы южнокорейского "Боинга", сбитого в 1983 году советским истребителем (в результате погибли 269 пассажиров и членов экипажа) министр обороны СССР издал совсекретный приказ №0048, предписывающий не открывать огонь на поражение по нарушившим воздушное пространство Союза летательным аппаратам, кроме боевых. "Сессна" — самолет маленький, четырехместный, скорее прогулочный, спортивный, что его и спасло. Плюс боязнь генералов и офицеров что-то сделать не так — горя не оберешься. Полковник в отставке Николай С., отдавший службе в ПВО и ВВС немало лет, сказал "Сегодня": "Оперативные дежурные крестились, чтобы нарушитель побыстрее покинул зону их ответственности, и облегченно вздыхали — пронесло. Никто не думал, что этот негодяй долетит до Москвы и сядет прямо на Васильевском спуске, рядом с Кремлем..."

А если 25 лет спустя какой-нибудь последователь Руста вздумает проверить прочность украинских границ — как будут действовать военные? Дадут ли "зеленый коридор", например, до Крещатика, заставят приземлиться на ближнем аэродроме, а может — собьют? В канун Евро-2012 проблема антитеррора приобретает серьезное звучание.

"Наша задача — предупредить неожиданность, а не ликвидировать последствия, — ответил "Сегодня" первый замкомандующего Воздушными Силами ВСУ генерал Василий Никифоров. — Если чью-то голову посетит сумасбродная идея проверить нашу боеготовность, авантюрист быстро пожалеет об этом — в случае неповиновения будет сбит еще на подлете к Киеву. У военных достаточно средств, чтобы не пропустить нарушителя в глубь территории — действующее законодательство это позволяет. Окончательное решение о применении оружия на поражение будет принято Антитеррористическим центром при Службе безопасности. Но алгоритм приведения механизма в действие, оперативный анализ ситуации, скорость принятия решения и доведение до исполнителей, поверьте, будут совершенно не такими замедленными и нерешительными, как в 1987-м. Я тогда учился в академии, и не понаслышке знал о выходке Руста. Летчики его видели. И сопровождали. И с земли его вели. Но никто не отдал приказ сбить: пока информация дойдет до Москвы, а потом вернется — уйдет масса времени. Тогда это был очень сложный процесс. Сейчас система упрощена. Случись что — все будет иначе".

ГРАНИЦА: КАЖДОЙ "СЕССНЕ" — "ДАЙМОНД"

Крылатый патруль. Не пропустит нарушителя границы Украины. Фото: Госпогранслужба

Казус с Рустом произошел в День пограничника, и мы не могли обойти этот нюанс, не узнать, как сейчас обстоят дела у украинских стражей кордона (их праздник по-прежнему, как и при Союзе, отмечается 28 мая). Оказалось, у наших погранцов есть современные импортные патрульные самолеты DA-42 "Даймонд", чьи экипажи постоянно контролируют ситуацию с воздуха и в случае возникновения инцидента, подобного рустовскому, моментально отреагируют на него, зафиксируют нарушение и принудят нарушителя сесть. Установленная на борту "Даймондов" оптико-волоконная система имеет три канала получения информации — тепловизор и цветные телекамеры с узким и широким обзором. Новые машины высокоэффективны и экономичны — потребляют авиакеросина в 27 раз меньше, чем Ан-26 и вертолеты Ми-8.

"Даймонды" пришлись нам ко двору, — говорит начальник авиауправления Администрации Госпогранслужбы (ГПС) генерал Николай Тепан. — Экипажи добывают с воздуха очень ценную информацию как вдоль сухопутной, так и в районах морской границы Украины".

Недавно экипаж одного из "Даймондов" обнаружил возле кордона мотодельтаплан, что уже само по себе является нарушением — без разрешения ГПС ни один летательный аппарат выполнять полеты возле границы не имеет права.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять