Экс-музыкант групп "Браво" и "Воскресенье" лечит деток с ДЦП музыкой флейты и колокольчиков

Музыкальная терапия Камиля Чалаева уникальна

В Одессу наведался знаменитый французский музыкант Камиль Чалаев. С 2004 года он регулярно приезжает к нам с проектом "Дикая школа", цель которого — помощь детям с различными патологиями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Суть проекта такова: Камиль собирает вокруг себя малышей и играет с ними на различных музыкальных инструментах — барабанах, колокольчиках, индийских флейтах. Раньше в "Дикой школе" участвовала арабская и африканская молодежь из спальных районов Франции. Но в 2002 году музыкант получил возможность выезжать из страны и начал работать за рубежом сам.

Реклама

Кто такой Камиль Чалаев? Как у многих выдающихся людей нашего времени, у него одесские (ну или почти одесские) корни. Его дед, Яков Каплун, родился в Херсонской губернии (ныне Первомайск, Николаевская область), а в Одессе учился скрипке у самого Столярского. Яков Львович и стал первым учителем музыки 4-летнего Камиля. До семи лет он каждый день учил мальчика скрипке, в результате музыка стала для него, как вспоминает сегодня музыкант, "врожденным языком".

ИЩУТ ПОНИМАНИЯ. Одесские сессии "Дикой школы" последние годы проходят в Доме с Ангелом. С момента основания этого благотворительного фонда здесь побывало 23 тысячи детей с различными отклонениями. Как рассказала нам руководитель отделения арт-терапии БФ Светлана Григорьева, каждый ребенок получает здесь ежегодно две недели процедур и те, на кого выпадает очередной приезд Камиля, запоминают это надолго.

"Главная задача мамы — это исследование и понимание того ребенка, которого ей подарила судьба, — поясняет Светлана. — Хорошо, когда мама это умеет делать, но иногда им это не удается. Тогда им помогают в этом занятия с Камилем". Тем более, подчеркивает специалист, малыши чувствуют интерес взрослого мужчины, которого так часто не хватает в семьях с больными детьми. "Чего греха таить, — вздыхает она. — Многие отцы не выдерживают нагрузки и уходят, а дети остаются без мужской энергии".

Реклама

Прижимая детей к телу, он учит их дышать. Фото: К. Адысеева

Главной проблемой Камиль называет родителей, которые все время пытаются указать детям, что и как те должны делать. "Благодаря нашим сессиям многие ребята поняли, что музыка это не обязательно "сели вместе, поем хором", — говорит он. Да и сами мамы многому учатся у музыканта. "Камиль искренне интересуется каждым и показывает, как можно находить изюминку в любом ребенке", — рассказывает Светлана Григорьева.

Реклама

ЗВУКОТЕРАПИЯ. Музыкальная терапия Камиля Чалаева для Одессы уникальна. "Когда я была на научных конференциях, то не слышала о музыкальной терапии, разве что об арт-терапии, — сожалеет главный невролог детской облбольницы Надежда Волошановская. — Мы применяем только комплекс традиционных методик". На сессиях "Дикой школы" дети учатся слышать звуки, то есть делают первые шаги в овладении речью. "Они активно участвуют в процессе, не боятся использовать инструменты, — отмечает логопед Дома с Ангелом Наталья Затышняк. — Свое, в некоторых случаях парализованное тело они приспосабливали под инструменты. Очень важно, что каждый инструмент для звукоизвлечения требует своего движения, что развивает тело".

Музыкант уверен, что самая главная проблема маленьких одесситов с ДЦП — это слишком короткие вдох и выдох. Чтобы развить их, можно прибегать к разным способам, в том числе использовать античную поэзию, в которой есть внутренний ритм, присущий дыханию. "Камиль учит их дышать, — говорит логопед. — Он прижимает их к своему телу и начинает произносить звуки, которые ребенок не только слышит, но и чувствует телом через вибрации".

Свой 10-й, юбилейный приезд в Одессу Камиль Чалаев отметил концертом фортепианной музыки, который прошел в Доме с Ангелом.

МУЗЫКАНТ-ЭМИГРАНТ ИЗ ФРАНЦИИ

Камиль Чалаев: "Одесса в 2004-м меня поразила — все серое, запах солярки"

— Когда вы впервые привезли "Дикую школу" в Одессу?

— В 2004 году я впервые попал в ваш город, который меня поразил. Все серое, запах солярки в воздухе. Одесса стала первым постсоветским городом, куда я попал. Причем до эмиграции из России (1989 год) я в Одессе не был. Теперь же я, можно сказать, замыкаю круг, который начал мой дедушка, учившийся здесь музыке.

— А как вы вышли на Дом с Ангелом?

— Мое первое знакомство с Борисом Литваком (основатель Дома с Ангелом. — Авт.) состоялось, когда я приехал в Одессу с моей женой, хореографом Сабин Жаме. Ситуация мистическая — покойная дочь Литвака была франкоязычной, очень любила Францию и она примерно того же возраста, что и Сабин. Когда Борис Давыдович увидел мою супругу, он буквально за нее схватился. Позже нас нашли и пригласили проводить сессии в Доме с Ангелом, откуда мы больше не уезжали.

— А как выглядела ваша творческая биография до эмиграции? Вы с группами гастролировали в СССР?

— До 7 лет я занимался скрипкой. Потом до 15 лет учился в центральной московской музыкальной школе, откуда меня, кстати, исключили из-за смены ректоров. В итоге 8-й класс я заканчивал в 781-й школе Перовского района Москвы, как сейчас помню. Тогда же я начал увлекаться бас-гитарой как инструментом, никак не связанным с классикой, от которой я тогда устал. Начал играть джаз-рок, а где-то в 1980 году мне позвонил Крис Кельми и предложил играть в его команде, причем говорит: надо завтра играть спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Так я и попал в театр, ради которого прекратил всякую учебную деятельность. Тем более в театре я мог и на скрипке играть, и электронной музыкой заниматься, и даже петь. С рок-оперой "Юнона и Авось" я даже съездил в Париж. А позднее, застряв в Саратове, я начал ходить в храм на утреннюю службу, а потом и петь. Тогда же я и крестился. С 1985-го я уже пел в церкви, параллельно занимался авангардом и поигрывал в разных группах — в "Браво" с Жанной Агузаровой, которая тогда только вернулась из тюрьмы, в "Воскресенье" с Лешей Романовым, которому я, кстати, стал крестным отцом. В 1989 году уехал во Францию и попал в город, где за неделю до этого на пенсию ушел церковный псаломщик. Они удивились, что советский человек знает весь обряд, предложили мне стипендию для учебы в Сергиевском подворье, и работу. Я думал всего 20 секунд и работаю в этой церкви до сих пор.

— Что можете сказать о своей терапии?

— Я не пытаюсь, в отличие от многих родителей, нормализовать детей-аутистов, детей с синдромом Дауна и другими серьезными болезнями. Как по моему мнению, так и по мнению президента Новой Свободной академии, при которой работает моя "Дикая школа", Нины Раш де Траубенберг, нормализация этих ребят целью быть не может. Стоит отметить, что она почетный профессор Сорбонны и университета Рене Декарта, детский психолог, и когда-то была правой рукой Роршаха (знаменитейший швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах, создатель теста исследования личности Пятна Роршаха. — Авт.). Дети слушают, как я играю, я помогаю им импровизировать, приглашаю их в музыкальное пространство. Создается авангардная музыка, которая всегда находится в действии и становлении, никакой заданности в ней не существует. Сегодня результат конкретно не виден, но есть много детей, которые приходят год за годом, я с ними делаю постоянно какие-то новые вещи. У таких детей познание идет сократически — не вовне, а внутрь себя.

— А на что существует "Дикая школа"?

— Сегодня я понимаю, что заработать на этом нельзя. Проект выживает только благодаря тому, что я как-то умудряюсь вести дела во Франции.

— Желания вернуться в Россию нет?

— Нет, я не переношу больше эту страну. Я был в России в 2007 году, провел неделю и больше не хочу. Я часто езжу в Украину, мой старший брат в Киеве крупный ученый. Здесь какая-то более нормальная среда. Я родился в Москве, но всегда хотел оттуда смыться. Эмиграция — жесткая вещь, но она позволяет познавать собственную культуру.

Михаил Штекель

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять