Главная Сегодня

Гид по горнолыжному Закарпатью

Драгобрат — для фанатов, Изки — для новичков, Синяк — один раз прокатиться

Часть Украины за Черногорским хребтом — отличное место для любителей горных лыж. На восточной границе региона расположены развитые и благоустроенные комплексы, зато по всей области разбросаны одиночные, "полудикие" склоны и подъемники. Остановимся только на тех местах, которые хоть как-то соответствуют понятию "горнолыжный курорт", то есть на склонах есть по несколько подъемников, за трассами ухаживают, а в округе есть определенное разнообразие жилья.

МАЛЫШИ. Кроме относительно крупных горнолыжных ареалов, в Закарпатье, как уже говорилось, есть и склоны, которые обслуживает один—два небольших подъемничка, и никаких излишеств вроде снежных пушек и ратраков (машин для ухода за поверхностью лыжных трасс) здесь нет. Конечно, ехать исключительно ради катания на такие "курорты" через пол-Украины  — явно не стоит. Зато такие места прекрасно подойдут для того, чтобы в первый раз в жизни встать на лыжи. Или чтобы коротким катанием разнообразить спокойный отдых между походами по колыбам, саунам и поездками на обязательные к посещению во время отдыха в Карпатах водопады. К таким местам на Закарпатье можно отнести несложные склоны в Синяке, Воеводино, Ждениево.

00002
00002

00001
00001

Говоря о Драгобрате, подразумевают подножие (на высоте 1,3—1,4 м) и склоны гор Стиг, Жандарм и Близница с высотами до 1,8 тыс.м. Хотя Драгобрат и находится в Закарпатской области, но расположен он на крайнем юго-востоке края, на границе с Ивано-Франковщиной. Поэтому основной поток приезжих направляется сюда из Ивано-Франковска через Яремчу.

ИДЕАЛЬНАЯ ГОРА. По обилию снега и стабильности снежного покрова Драгобрат вне конкуренции в Украине: на Новый год настоящий снежный покров здесь есть почти каждый год. Вот и этой осенью первый снег здесь увидели раньше всех в Карпатах — еще в конце сентября. А по природным условиям эти места сравнимы с польскими Крыницей и Шклярской Порембой. Впрочем, на том, что подарила природа, аналогии и заканчиваются.

untitled-6_03
untitled-6_03

ПРОБЛЕМЫ. Как полноценный горнолыжный курорт Драгобрат воспринимать нельзя: он развивается безо всякого плана. Например, подъемники строятся бессистемно, и нет никакой возможности организовать общий абонемент на все "вытяги". Так же бестолково происходит застройка отелями и коттеджами. Сейчас на Драгобрате насчитывается до полусотни средств размещения — от капитально реконструированных баз еще советской постройки до появляющихся каждый год частных коттеджей. В зависимости от подхода владельца в стоимость проживания может входить завтрак, двух- или трехразовое питание.

Эпохальных изменений на склонах гор Стиг и Жандарм не будет и в этом сезоне.

untitled-6_06
untitled-6_06

Все так же придется преодолевать 20 км от села Ясиня до подъемников по настоящей "дороге мужества". "Как только ляжет снег, появятся общеизвестные проблемы — жуткие разбитые обледенелые подъемы — рассказывает журналист и автопутешественник Андрей Тычина. — Хорошо хоть, что в последние годы проехать могут не только ГАЗ-66 и уазики, но уже и "пар-
кетные" джипы с цепями на колесах". Впрочем, есть и хорошая новость: "Укрзализныця" ввела поезд Киев—Рахов. Теперь до села Ясиня можно добраться из Киева прямиком без пересадок.

НЕМНОГО КРИТИКИ

Руководитель лыжной школы Activ Sport Чеслав Домбровски рассказал о невидимых для неопытного взгляда особенностях курортов:

"Беда Драгобрата — полнейшая стихийность и непредсказуемость, поэтому он никак не место для начинающих. Склоны в районе Воловца-Пилипца — отличное место, но за трассами ухаживают плохо. Беда здесь общая для всех Карпат: все экономят на развитии, не вкладывают в инфраструктуру. Так что учиться стоять на горных лыжах я бы советовал в других местах. Изки очень хороши как летний курорт, но слабая система оснежения не может обеспечить стабильное качество трасс. Красию можно рекомендовать спортсменам среднего уровня".

КРАСИЯ: БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

2_20
2_20

В советское время на горе Красия построили вполне приличный по тем временам горнолыжный комплекс. Трассы на горе широкие, а рядом полно места для внетрассового катания. Уже тогда здесь появилась самая длинная в Украине трасса с перепадом высот в 600 м. Однако смутные 90-е сделали свое дело: долгое время о Красии знали только фанаты лыжного спорта.
В последние годы Красия преобразилась. В развитие местности вложили солидные средства, и здесь возникла пусть и маленькая, но полноценная зона катания. Здесь поставлены новые подъемники, работают снежные пушки и ратраки. Кроме того, к плюсам следует отнести хорошо налаженную систему продажи абонементов на подъемники. Можно купить "проездной" на день или несколько дней (подходит для более-менее опытных лыжников) или на количество спусков — хорош для новичков. Кроме того, администрация курорта позаботилась о приличном сайте с довольно подробной и актуальной информацией.

untitled-1_03
untitled-1_03

Все жилье у подножия Красии расположилось на десятикилометровом участке дороги между селами Кострино и Вышка. Выбор в целом неплохой — от простых коттеджей до мини-отелей, которые, кроме всего прочего, обеспечивают трансфер (у одних — дармовой, у других — платный) до подъемников.

untitled-1_09
untitled-1_09

Как рассказали нам в администрации горнолыжного комплекса "Красия", трассы уже сейчас подготовлены к сезону, и дело только за холодом и снегом. Цены на абонементы и прокат остаются прошлогодними. Что касается жилья, то поскольку все оно частное, то владельцы пока не сложили цену по причине нестабильности курса валют и постоянного удорожания.

БОРЖАВСКЕ ПОЛОНИНЫ

3_15
3_15

Так называют склоны хребта высотой 700—1200 м в Воловецком и Мижгирском районах на участке примерно 10 км (между Подобовцом и Изками). До Славско отсюда — около 40 км, до Ужгорода — 120.

untitled-1_05
untitled-1_05

Горнолыжников эти места привлекают приличной высотой вершин и обилием снега. Склоны на Боржаве сплошь и рядом безлесые. Поэтому и трассы протяженные, широкие и еще место для фрирайда (катание по целинному снегу) остается. Как правило, верхние части склонов трасс подойдут для опытных лыжников, а пониже есть пологие выкаты для начинающих. Горнолыжная инфраструктура Боржавских полонин выглядит так: вдоль разбитой дороги от ж/д станции "Воловец" до с. Мижгирья тянется цепочка сел и турбаз, возле которых находятся нижние станции подъемников. Зоны катания здесь принято называть по близлежащим селам.
Так, село Подобовец расположено у подножия горы Великий Верх (1600 м) на высоте около 700 м. Вблизи от подъемников есть десяток баз и коттеджей, а также 3 бугельных подъемника.
Пилипец — село в 3 км от Подобовца у подножия гор Гымба (1497 м) и Жид Магура (1517 м). Горнолыжная инфраструктура между двумя селами постепенно сливается и сейчас можно без особых стараний перейти с трасс Подобовца на спуски Пилипца. Вокруг села работает 7 подъемников (кресельный и 6 бугельных). Возле одного из бугелей есть освещенная трасса. Большинство подъемников расположены на склонах горы Гымба и только два — на горе Жид Магура. В целом же трассу для себя здесь найдут и новички, и профи. Разместиться в Пилипце, как и в Подобовце, можно в нескольких десятках типичных для Карпат коттеджей с громкими названиями вроде "пансион", "отель" и более соответствующих действительности "базах отдыха".

ТИХИЕ ИЗКИ

4_10
4_10

Географически это место принадлежит к району Боржавских полонин, расположено у подножия горы Магура. Оно самое удаленное от железнодорожной станции Воловец. Изки представляют собой миниатюрный горный курорт. Важное преимущество этого места: мини-отели и коттеджи расположены в нескольких десятках метров от нижних станций подъемников — кресельного и бугельного. Трассы — легкие и средней сложности, причем ширина местами достигает 200 м. Вот только ситуация со снегом здесь довольно непредсказуемая — даже система искусственного оснежения трасс положения не спасает.

untitled-1_16
untitled-1_16

Впрочем, Изки позиционируют не только как место для катания на лыжах, но и как экокурорт. Бани и массажные кабинеты представлены здесь в так называемой "Спа-хате". В самом селе Изки расположена Николаевская церковь, построенная в 1798 г. Кроме того, неподалеку, всего в 4 км, находится одна из достопримечательностей Боржавских полонин — водопад Шипот. Наконец, отсюда совсем недалеко (50 км) до знаменитого озера Синевир.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять