"Советский Запад": как живет Венгрия в ЕС

В Будапеште помнят Союз, строят суперметро, критикуют мэра и продолжают любить гуляш

 | Фото: Сергей Николаев
/ Фото: Сергей Николаев
Стройка века. Здесь будет крупная развязка и станция метрополитена  | Фото: Сергей Николаев
Стройка века. Здесь будет крупная развязка и станция метрополитена / Фото: Сергей Николаев
Подземка. Наряду с еще советскими вагонами, на линиях курсируют новые | Фото: Сергей Николаев
Подземка. Наряду с еще советскими вагонами, на линиях курсируют новые / Фото: Сергей Николаев
Альтруизм. Со старыми вещами расстаются легко, выставляя на улицу | Фото: Сергей Николаев
Альтруизм. Со старыми вещами расстаются легко, выставляя на улицу / Фото: Сергей Николаев
Эхо переименования. Название | Фото: Сергей Николаев" decoding="async" loading="lazy" />
Эхо переименования. Название "Москва" носит только клуб в подвале
/ Фото: Сергей Николаев
Срочный выезд. Полиция в Будапеште глаза не мозолит, но к месту происшествия приезжает оперативно | Фото: Сергей Николаев
Срочный выезд. Полиция в Будапеште глаза не мозолит, но к месту происшествия приезжает оперативно / Фото: Сергей Николаев
Два колеса лучше четырех. Для велосипедистов в городе везде есть специальные дорожки и парковки  | Фото: Сергей Николаев
Два колеса лучше четырех. Для велосипедистов в городе везде есть специальные дорожки и парковки / Фото: Сергей Николаев
Без комплексов. Бомжи устраиваются на ночлег, где им нравится | Фото: Сергей Николаев
Без комплексов. Бомжи устраиваются на ночлег, где им нравится / Фото: Сергей Николаев
Посиделки. Вина и пива валом, но пьяных почти не видно   | Фото: Сергей Николаев
Посиделки. Вина и пива валом, но пьяных почти не видно / Фото: Сергей Николаев
1/9

К 22-летию распада СССР "Сегодня" начинает новый проект "Советский Запад". Мы решили выяснить, как живут нынешние страны ЕС, некогда считавшиеся братьями и сестрами Страны Советов. Венгерская республика всегда стояла особняком среди союзников бывшего СССР. Так сложилось исторически — это была не Польша, не Болгария и даже не Чехословакия (куда советские танки вошли через 12 лет после Венгрии, и где их тоже встречали без праздничных маршей и хлеба-соли). Она еще в те времена избрала свой, заметно отличный от других соцстран путь, направленный на децентрализацию власти, развитие, параллельно с государственной, частной собственности, кооперации. Провозглашенный в 1970-х годах курс на интенсификацию производства, разгосударствление его основных составляющих, расширение сети частных хозяйств предопределили существенный подъем экономики, переход к рынку, становление мелких и средних предприятий, способствовал росту уровня жизни населения.

Реклама

В то время как Союз и его собратья по Совету экономической взаимопомощи едва сводили концы с концами, венгры жили припеваючи, и их не без зависти называли самым веселым бараком всего социалистического лагеря, где практически каждая семья могла себе позволить роскошь хоть ежедневно есть традиционное мясное блюдо — гуляш.

Но с тех пор много воды утекло. Союза давно нет, Венгрия стала другой, капиталистической, державой, и венгры уже не те, что раньше. "Сегодня" поближе узнала, какой стала страна победившего гуляш-коммунизма, куда летом устремляются тысячи наших "бюджетных" туристов.

ОДНА БОЛЬШАЯ СТРОЙКА... Сегодня столица страны Будапешт напоминает огромную строительную площадку. Бурными темпами реконструируются жилые и административные здания, многим из которых по сотне и более лет. Весь в строительных лесах и парламент — туда ни проехать, ни пройти. Многие участки города и его транспортных магистралей аккуратно огорожены от проезжей части — там тоже ведутся ремонтные, перепланировочные и отделочные работы. Местные жители не без гордости подчеркивают, что такие впечатляющие масштабы стали реальными только благодаря финансовой поддержке Евросоюза — своими силами явно не обошлись бы.

Реклама

С балкона нашего отеля открывался вид на грандиозный панорамный объект, где с раннего утра и до вечера кипела работа — у самого крупного железнодорожного вокзала Келети строится транспортная развязка и новая, четвертая по счету, линия метрополитена. Ее планируют ввести в строй весной будущего года. Стоимость объекта — 450 млрд венгерских форинтов, или более 1,5 млрд евро.

Что характерно — треть суммы выделил Евросоюз. Он же контролирует ход работ. Здесь пустят суперскоростные составы производства ведущей французской машиностроительной компании. 12 из 15 поездов уже проходят испытания, которые продлятся целых 8 месяцев, вплоть до запуска линии в эксплуатацию.

Поезда на этой ветке будут курсировать без машинистов — только благодаря электронике. Чтобы каждый будапештец убедился в том, что работы идут по графику (ранее звучала критика по поводу срыва сроков и использования средств на строительство не по назначению — все как у нас), мэрия организовала экскурсию: после предварительной регистрации провела желающих по самым важным участкам строительства. Неплохо, наверное, и нам такое перенять.

Реклама

Венгерское метро — старейшее в Европе. Оно было открыто еще в 1896 году. Наряду с привычными нам и довольно-таки обшарпанными поездами производства подмосковного Мытищинского вагонзавода (отзвуки социалистической интеграции!) курсируют и более современные составы. Станции неглубокого залегания, очень удобные, интервалы в движении небольшие, добраться от одной конечной станции до противоположной можно за 35—40 минут. В составах чисто, везде световые указатели, нет сутолоки даже в часы пик. И как венгры умудряются работать без толчеи и нервотрепки? Это при том, что в городе полно туристов. А наш приезд еще и совпал с очень популярным международным рок-фестивалем Сигет, но никаких авралов, перегрузок в работе общественного транспорта паломничество любителей музыки не вызвало.

Если вы приехали в Будапешт всего на несколько дней, можно купить проездной (на неделю обойдется в 4950 форинтов, или около 165 грн) и кататься, сколько угодно на всех видах городского транспорта. У нас такого нет — продаются проездные только на месяц (230 грн) или половину. А ведь люди приезжают и на несколько дней, и на недельку-полторы — почему бы не напечатать таких билетиков, дабы не переплачивать лишнее? 

Кубик Рубика в центре Европы

Площадь Венгрии — 92 тыс. кв. км (это в 6 с лишним раз меньше Украины). Население — свыше 11 млн чел. (меньше нашего вчетверо). Более половины верующих — католики. Страна граничит с Украиной, Румынией, Словакией,  Сербией, Хорватией, Словенией, Австрией. Законодательный орган — Государственное собрание. Правительство возглавляет Виктор Орбан. Президент — известный спортсмен, олимпийский чемпион по фехтованию Пал Шмитт. Венгрия — член Совета Европы с 1991 года, а с 1999-го — полноправный член НАТО (решение поддержано всенародным референдумом). В 2004 году была принята в Евросоюз. С 2008-го вошла в Шенгенскую зону. Богата бокситами, бурым углем, нефтью, газом, рудами, другими полезными ископаемыми, а также минеральными и термальными источниками. Венгрия родина кубика Рубика — популярную когда-то игру назвали в честь ее изобретателя — скульптора Эрнё Рубика. 

...А ТРАНСПОРТ — КАК ЧАСЫ. Никаких минибасов, маршруток в Будапеште нет — только муниципальный общественный транспорт. И он, представьте себе, прекрасно справляется с немалыми пассажиропотоками. Автобусы комфортабельные, скоростные (и венгерские, и импортные) бегают часто и по расписанию, которое вывешено на каждой остановке — можно запросто сверять часы вплоть до минуты. Удивительно, но пробок тоже практически нет. У автобусов своя полоса, на которую никто из прочих участников дорожного движения не зарится.

На водителя любо-дорого взглянуть — в белой рубашке, при галстуке. Подождет бабушку и дверь перед ее носом не захлопнет. Ответит пассажиру, где удобнее выйти. И билеты не продает — купить талон нужно до посадки в автобус. Его проверяют строгие контролеры, появляющиеся в салоне с отличительной коричневой повязкой на левой руке. Забыл купить или прокомпостировать — 10-кратный штраф (это примерно 4500 форинтов, или 150 грн). Никаких торгов или отговорок. Платят безоговорочно.

Троллейбусы, в основном, изготовлены на некогда процветавшем, а ныне уже не существующем заводе "Икарус". Они сделаны на базе одноименных автобусов, только с рогами-токоприемниками. Как и трамваи — экологически чистый вид транспорта. 

ЧТО ДУМАЮТ О ЕС. "Евросоюз играет положительную роль, потому что подправляет и наш парламент, и правительство, которые иногда заносит, — говорит Мари, живущая в Будапеште с 1986 года. — Отношение венгров к вступлению в ЕС вообще двойственное. Многие говорят: как раньше при социализме было хорошо, как здорово мы жили! Венгры действительно жили очень хорошо и это был-таки самый веселый барак социалистического лагеря. Здесь процветало частное предпринимательство, полки магазинов ломились от продуктового и прочего изобилия, была стабильность. То есть тунеядцам, конечно, приходилось как-то думать о житье-бытье, но у тех, кто работал, была неплохая зарплата, и они не беспокоились за завтрашний день. Теперь такого нет. И многие по этой причине считают, что раньше было лучше. В основном старшее поколение так думает. Среднее поколение считает иначе. Да и СМИ часто напоминают, что раньше не все было хорошо, имея в виду и ограничения свободы, и печальной памяти события 1956 года (тогда в Венгрию, чтобы подавить мятежников, были введены советские войска, в результате чего погибли сотни мирных жителей, и это явно не прибавило симпатии к СССР), прочие прелести социалистического строя".

"Но и вступление в ЕС вызывает двоякие впечатления, — включается в дискуссию домохозяйка из Пешта, просившая не называть ее имя в прессе. — Многие от этого членства пострадали. В частности, резко сдало позиции сельское хозяйство. ЕС выделяет большие дотации тем странам, которые давно в Евросоюзе, и очень незначительные — новым членам. Сейчас многие овощи и фрукты импортного производства, например, стоят дешевле венгерских — клубника, те же яблоки, картошка. Хотя всюду рекламируют именно товары отечественного производства: в какой магазин ни зайдешь, всюду наткнешься на призыв приобретать венгерские товары и продукты. Я никогда не куплю китайский чеснок, импортную клубнику, ежевику — они пластмассовые, невкусные. Наряду с этим Венгрия все-таки получает большие средства по линии ЕС. Потому что все страны скидываются в этот европейский общак, а потом оттуда что-то имеют. Есть те, кто вносит много, а получает меньше. Венгрия относится к той категории участников, кто получает больше, чем дает".

НА ТО ОНО И НАТО! Когда-то Венгрия входила в Варшавский договор. Сегодня она является членом НАТО. Те, с кем мы общались, считают, что на жизни среднестатистического венгра вступление страны в Североатлантический блок никак не отразилось. После значительного сокращения остались только сухопутные войска и военно-воздушные силы. Служба в венгерской армии — по контракту (всеобщая воинская обязанность отменена с 2004 года), и членство в Альянсе просто дало возможность военным отправиться в миротворческие миссии за рубеж. Так, например, небольшой венгерский контингент был в Ираке. Сейчас уже его там нет. В Афганистане тоже служили венгры. Но это были не боевые подразделения, а инженерные, вспомогательные.

Да, технически армия переоснастилась — вместо устаревших МиГов, которые стояли на вооружении ВВС и которые стало дорого обслуживать, поступили современные шведские Грипены. Еще что-то из военной техники и вооружений морально устарело — его заменяют новым. То есть это естественный процесс, а не связанный с вступлением в НАТО. Но после присоединения к блоку армейские подразделения перешли на новые стандарты. Престиж военных вырос. 

Несколько лет назад в обществе поднялся большой шум вокруг строительства на территории Венгрии радиолокационной станции дальней радиосвязи. Жители окрестных деревень долго этому сопротивлялись, а теперь говорят, будто бы вот та штука, которая стоит на горе, каким-то образом регулирует выпадение осадков. Мол, как включат — дождя не будет.

Отдельная тема — оставшиеся после вывода из Венгрии советской Южной группы войск военные городки. Их великое множество. Некоторые перестроили под более-менее нормальное жилье. Некоторые использовали как офисы, на территории других играют в пейнтбол и прочие игры. Но в большинстве городков пришлось проводить работы по обеззараживанию почвы: когда там дислоцировались советские части, много бензина, керосина, солярки, масла сливалось просто в землю — часто в окрестных деревнях нельзя было пить воду из колодцев. 

ПЕРЕИМЕНОВАТЬ ИЛИ ЗАБЫТЬ? В Венгрии любят переименовывать улицы, площади, скверы. Причем часто это делается в угоду чьим-то прихотям, без учета мнения жителей, опросов.

Не стало площади Москвы, ушла в небытие площадь Рузвельта. Мы спрашивали прохожих, как они к этому относятся. Молодежь отмахивалась, считая, что ничего страшного не происходит — мол, всему свое время, и когда-то некоторые названия были навязаны советской идеологией, коммунистической пропагандой. Люди постарше были взвешеннее, рассуждая вслух на тему, кому мешали названия.

"Такое могло прийти в голову только черствым, бездушным людям, — возмущается пенсионер Ференц Загони. — Мы всегда говорили: встречаемся на площади Москва. Или увидимся у Москвы. И теперь так продолжаем говорить. Никто нам в этом не помешает".

"Депутаты городского собрания приняли это решение, и я считаю, что оно исторически справедливо, так как площади Москвы вернули прежнее наименование — имени Кальмана Селя, бывшего премьер-министра Венгрии, которое она носила еще в 1950-е годы", — горячится сотрудник одного из турбюро. — А "Москва" — это клуб игровых автоматов, он за углом в подвале находится. Вот туда идите и спросите, будут ли они менять вывеску". К сожалению, клуб оказался закрыт, и мнение его администрации осталось неизвестным.

"У нас сейчас такой экстравагантный мэр Иштван Тарлош — он пришел от партии Фидес и решил начать с повального переименования всего, что только можно, — останавливается рядом Катарина Дегеши, сотрудница одной из коммерческих компаний. — В "Фейсбуке" даже есть страница, которая называется "Давайте переименуем Иштвана Тарлоша". Эта кампания коснулась объектов, которые вообще никакого отношения не имели ни к Советскому Союзу, ни к социализму. Например, один из мостов, построенных в 1990-е годы, был назван в честь района, где находится, и его тоже переназвали — просто потому, что кому-то захотелось. Уж, казалось бы, чем Рузвельт не угодил, но и площадь его имени переименовали в площадь Сечени. Да, Сечени венгры очень почитают, считают великим меценатом XIX века. Но его имя можно было дать и другой площади. В общем, это такая дурилка — изменить только ради того, чтобы не было, как раньше". 

Еще одна наша собеседница, старожилка Будапешта, провела параллели с другим событием. "К переименованию площади Москвы народ относится так же, как к переименованию места, которое раньше по старинке называлось Астипенко, — говорит она. — Это был герой Великой Отечественной, кажется, капитан Илья Остапенко, который, когда был штурм Будапешта, шел на переговоры с немцами, а те его убили, хотя парламентарий нес белый флаг. Так вот на выезде из Будапешта в сторону Вены ему стоял памятник. И все венгры знали это место как Астипенко — фамилию Остапенко у них не получалось правильно произнести. И до сих пор так говорят: "Встречаемся у Астипенко". Хотя памятника уже давно там никакого нет, и молодежи вообще непонятно, почему это место так называется. Но — Астипенко и Астипенко. Так же будет с площадью Москва".

Про еду и питье

Мы начали с самого национального венгерского блюда, и хотим заверить — гуляш в Венгрии есть и пользуется такой же, как прежде, популярностью. В ресторанах и кафе у вас спросят, какой именно желаете отведать — гуляш-суп (здесь его готовят как первое блюдо) или просто мелко нарезанные, остро приправленные и вкусно приготовленные кусочки мяса в подливе, подаваемые с картошкой, лапшой или иным гарниром на выбор. Порции большие, можно смело брать одну на двоих.

Судя по тому, как много по вечерам народа в заведениях общепита, согласимся с венграми, что гуляш стал еще ближе к народу, и  среднестатистическая семья, как и при социализме, видит в нем обычную, а не изысканную еду. Цена — от 1950 форинтов. В пересчете — что-то около 65 гривен.

Помереть с голоду в Будапеште вам не дадут. На каждом шагу кафешки, не говоря уже о фаст-фудах. Шаурма, сендвичи, круассаны, мороженое, кофе, чай. Дешево и сердито.

Всю минувшую неделю в Венгрии стояла невыносимая жара — столбик термометра днем передвигался в пределах от +37 до 41. Поэтому большим спросом пользовались прохладительные напитки — от обычной минералки без газа до спрайта-колы-фанты в разных емкостях. Цены примерно как у нас, даже ниже — маленькая пластиковая бутылочка от 3 до 10 гривен. За полуторалитровую заплатите от 99 до 199 форинтов. Но в номере отеля точно такая стоит уже... 700 форинтов.     

 

Ценники: деньги любят счет

Не отвергли после вступления в ЕС и собственную валюту — венгерский форинт. Последнее время его удается удерживать в более-менее стабильном состоянии. И в прошлом, и в нынешнем году усредненный курс: примерно $1 доллар — 220 форинтов. Но основная привязка все-таки к евро. Любопытное наблюдение: разница между обменом, скажем, в аэропорту и центре города может составлять 10 и более евро в пересчете на форинты.

Вот цены, которые были на минувшей неделе: хлеб, багет — до 1 евро (то есть дороже, чем у нас, но есть и сдоба, в пересчете на наши деньги, по 4—5 гривен, хотя и качество муки хуже), мясо (свинина) — примерно 5 евро за килограмм (чуть дешевле у нас — 55—65), рыба (форель) — около 7 евро за килограмм (дешевле, чем у нас), макароны также дешевле (0,5 евро), а вот бензин дороже — примерно 1,5 евро за литр (у нас в среднем по 11 гривен). 

Это при том, что средняя заработная плата по стране составляет около 700—750 евро в месяц (в Украине — где-то 330), а пенсия — порядка 260—270 (у нас — около 200). По меркам Евросоюза — относительно не много. Но надо иметь в виду, что официально трудоустроенными гражданами являются лишь чуть более половины взрослого населения страны — 58% при средней цифре по ЕС в 65% (а у нас   — по статданным — более 70%).

Интересный момент, о котором тоже поведали хозяева: самыми высокооплачиваемыми категориями являются прокурорские работники (у нас они тоже с протянутой рукой, как известно, не стоят и пенсиями не обижены), летчики гражданской авиации, диспетчеры воздушного движения, топ-менеджеры коммерческих структур и банковские служащие. Их зарплата начинается от трех тысяч евро в месяц. 

На улицах венгерской столицы бросаются в глаза бездомные — лежат прямо на газонах, скамейках, на ступеньках зданий. И местная полиция их, в общем-то, не трогает (ее, откровенно говоря, почти не видно — зато по вызову приезжает быстро). Недавно была предпринята попытка внести поправку в конституцию страны, по которой люди без определенного места жительства приравнивались к преступникам. Эта поправка, рассказали нам, не прошла — ее завернул конституционный суд, рассудив, что если человеку запретить ночевать на улице, то нужно его куда-то поселить, а поселить негде. Поэтому от бомжей временно отстали.

Мы предположили, что среди бездомных преобладают цыгане. Оказалось, их-то как раз и нет — ромы научились приспосабливаться к меняющимся условиям и худо-бедно находят неквалифицированную, низкооплачиваемую, но все-таки работу. Ряды бомжей пополняют люди, имевшие в прошлом и работу, и крышу над головой. В силу разных житейских обстоятельств сейчас они стали изгоями: кто-то пропил квартиру, кого-то выгнала жена, кто-то потерял жилплощадь, доверившись мошенникам — здесь, как и у нас, промышляла квартирная мафия. 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять