I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Украинские миротворцы в Африке спасают людей и каждый день рискуют жизнью

Экипаж "Украинских вертолетов" в Кот-д’Ивуаре работает под флагом ООН, строго соблюдает сухой закон и облико морале.

В реке и моются, и берут воду для приготовления пищи. Фото: Е. Малолетка
В реке и моются, и берут воду для приготовления пищи. Фото: Е. Малолетка
Сан-Педро. Так называются города в Мексике, Чили, Аргентине, Белизе, Парагвае. Свой Святой Петр есть и в Африке — в Кот-д Ивуаре...
Сан-Педро. Так называются города в Мексике, Чили, Аргентине, Белизе, Парагвае. Свой Святой Петр есть и в Африке — в Кот-д Ивуаре...
Ориентир. Летели вдоль береговой линии
Ориентир. Летели вдоль береговой линии
1/6

– Ну и слепит! — щурится от немилосердного ивуарского солнца в зените Андрей Дубинин. Он заходит с балкона на кухню апартаментов, арендованных экипажем Ми-8МТВ-1 авиакомпании "Украинские вертолеты" в Абиджане — главном городе Республики Кот-д’Ивуар в Западной Африке.

Реклама

БОРТПРОВОДНИК. Это его первая командировка сюда. И в Абиджан из Киева мы летели вместе. Но в Африке Андрей не новичок — уже бывал в Судане и Южном  Судане. Дома работал на пассажирских "Боингах" и "Эмбрайерах". Дела в той авиакомпании шли не очень, и он попросился в "Украинские вертолеты" — тоже бортпроводником. Успешно прошел все проверки, сдал экзамены и теперь в Абиджане. Не жалеет, что сменил самолеты на тихоходные винтокрылые машины?

— Да нет, — улыбается Дубинин, — работа, в общем-то, такая же, стандартная, с пассажирами. Зато уровень организации полетов значительно выше, европейский, скажу так, уровень. Все отлажено как часы. Чувствуешь, ты коллективу нужен, и он тебя ценит. А летать мечтал с детства. Наверное, через это многие прошли. Только не у всех получилось. Считаю, мне повезло. Люблю свою работу. Благодаря ей увидел мир. Здесь, в Кот-д’Ивуаре, работаем по линии ООН. Как и в других странах, где представлены "Украинские вертолеты", перевозим сотрудников миссии, других пассажиров, доставляем грузы, выполняем спецрейсы, санзадания.

Сколько платят, Андрей деликатно умолчал, заявив, что это коммерческая тайна. Высказался обтекаемо — мол, заработки  сопоставимы с теми, которые имеют коллеги в МАУ и "Эмирейтс", где работают его сестры.

Реклама

(Позвонив в одну из авиакомпаний, мы услышали то, что хотели: "У нас зарплата бортпроводника — 4—5 тысяч долларов").

АВИАТЕХНИК. Юрий Степков в Кот-д’Ивуаре уже второй раз. Первая командировка была с декабря 2009-го по июнь  2010-го. До нее вылетал, как и Дубинин, в Судан, бывал на Гаити, в Мьянме, Турции.

— Наша, линейных техников по вертолетам и двигателям, задача — чтобы винтокрылая машина была постоянно исправна, в любое время суток могла подняться в небо и выполнить поставленную миссией ООН задачу, — рассказывает Юрий Сергеевич. — А чтобы техника не подвела, нужно поддерживать ее в надлежащем состоянии. Это Африка. Песок есть песок, а влажность есть влажность. И эти факторы надо учитывать, соблюдая все технологические требования. Не зря же говорят: инструкции в авиации написаны кровью.

Реклама

Поэтому "Украинские вертолеты" и не экономят на современном оборудовании. Так, на одиннадцать машин уже установили систему раннего предупреждения сближения с землей EGPWS, что повысило уровень их безопасности и надежности.

Стаж у Степкова — 20 лет. Заканчивал Выборгское авиаучилище гражданской авиации. Вернулся в родной Кременчуг, работал в местном летном колледже. Затем попал в авиакомпанию "Украина" — ту самую, которую называют президентской, поскольку возит первых лиц государства.

— Как вас видел Кучму, Ющенко, Януковича — обслуживал непосредственно вертолеты наших президентов, — скупо признается он. — Подробно говорить не могу — подписку давал о неразглашении. Но всегда старался, чтобы  вертолет, который готовил к полету, не подвел. И говорил ему потом: "Спасибо, дружище".

КОМАНДИР. Но человек номер 1 в экипаже, как ни крути, КВС — командир воздушного судна. Он и за людей в ответе, и за винтокрылую машину, за пассажиров, безопасность, быт — за все!

Александр Житник из бывших военных пилотов, в прошлом подполковник. В запас уходил с должности заместителя командира бригады в Херсоне. В "Украинские вертолеты" пришел в год основания компании и трудится здесь уже 10 лет. За свою летную карьеру насмотрелся немало. Тушил лесные пожары в Турции, Португалии, перевозил спасенных из-под завалов жертв землетрясения в Пакистане, доставлял воду и продовольствие голодающим жителям Эфиопии и Кении.  

Со стороны кажется авторитарным, жестким, неулыбчивым. В определенной степени такой и есть. В бытность военным пилотом попадал в сложные ситуации, иной раз критические, на грани. Участник боевых действий. Летал в бывшей Югославии.

— Работу люблю, умею, могу ее выполнять и, пока силы есть, буду это делать, несмотря на свои 56, — чеканит с нажимом, выделяя каждое слово. — Что ни говори, без малого 40 лет отдано авиации. Это немало. Мог бы, наверное, и чем-то другим заняться, но без неба не могу, уж простите за высокопарность. И в "Украинские вертолеты" пришел одним из первых. На мой взгляд, это высокопорядочное предприятие, работать мне здесь комфортно, скажу безо всякой бравады...

Житник знает по именам жен и детей своих подчиненных, и кому сколько лет. Знает, с кем из парней, которые ему в сыновья годятся, надо по душам поговорить, а к кому и построже, по-отечески отнестись. Он им здесь, почти за 6 тысяч километров от Украины, как батя, и все это понимают.

Утром каждого спросит, как спалось, у кого какое самочувствие,  внимательно посмотрит в глаза — не лукавит ли. После полета  поблагодарит за работу. При нас молодого члена экипажа проэкзаменовал на знание... геометрии — поручил просчитать расстояние от  одного пункта до другого. Тот через пару минут доложил результат. Перепроверив данные по GPS (спутниковому прибору глобального позиционирования), сдержанно похвалил:

— Молодец! Объявляю благодарность с занесением в личное дело...

Но и спросить умеет строго. Его правило простое, как армейский устав: порядок в большом начинается с малого. К примеру, выглаженной форменной рубашки и стрелок на брюках. Не говоря уже о пунктуальности. И горе тому, кто замешкался...

— Сам не опаздываю и другим не даю, — подтверждает Житник. — Это дисциплина, общий уровень культуры. С нашей авиакомпанией считаются, ценят в ООН. Репутация долго зарабатывается, а потерять ее можно очень быстро.

У Житника два взрослых сына. Один из них пошел по стопам Александра Васильевича. Тоже летчик. Военный —  летал на Ми-24, сейчас тоже на Ми-8. Бывал в нескольких миссиях в Африке. 36 лет всего, а виски седые. Но даже ему отец не рассказывает про свой орден "За личное мужество".

— Дело старое, больше двадцати лет прошло, — скомкал, хмуря брови, и нашу беседу. — В представлении написали: "За выполнение правительственного задания, сопряженного с большим риском для жизни". Союза уже не было. Но политики играли в свои игры. Не хочу об этом. Когда-нибудь, если случай представится...

И лишь при упоминании о внучках — у него их две — лицо командира светлеет, а суровое выражение сменяет подобие улыбки.

— Младшая, Даша, спрашивает: "Дедушка, опять на работу в Африку едешь?" "Еду". "Надолго?" "Да, на четыре месяца". "А зачем?" "Папа с мамой тебе купят сапожок, а я на второй заработаю — для того и еду".

Вечерами связывается по скайпу — тонкая ниточка с Украиной. И на рабочем столе ноутбука — много фотографий. Выпадает свободная минутка — рассматривает, любуется.

— А вообще, — спохватывается, чтобы не проявлять на людях излишнюю сентиментальность, — у пилотов старшего поколения не принято на работе говорить о семье, а в семье о работе. И на трудности сетовать не принято.  Жаловаться, стенать — не мужское занятие.

 

Полеты у экватора: джунгли, селения и кромка океана

Летать в Кот-д’Ивуаре, расположенном недалеко от экватора, приходится интенсивно — практически ежедневно. Не часто, но бывают эвакзадания, когда летчики работают как скорая, доставляя в Абиджан из глухих селений рожениц, больных тяжелой формой малярии, травмированных, раненых. Один из штатных маршрутов — до населенного пункта с непривычным, скорее латиноамериканским названием Сан-Педро — на запад страны. В прошлую командировку Житник возил туда судей Гаагского международного уголовного суда (сейчас слушается дело экс-президента страны Лорана Гбагбо, обвиняемого в нарушениях прав человека).

Сегодня в Сан-Педро отправятся несколько чернокожих сотрудников миссии ООН. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на борту: пристегнуться, не ходить, не курить, выключить мобильные телефоны.

Белый Ми-8МТВ-1 с буквами UN на борту (позывной – "483-й") буксируют от стоянки к месту взлета. Командир и второй пилот Николай Харитонов заходят в кабину. Мы в хвосте, у открытых иллюминаторов — там удобнее фотографировать. Чтобы в воздухе не донимал гул двигателей, надеваем шумоподавители наподобие наушников — они висят над каждым местом пассажира.

Запуск! Вертолет подрагивает, словно и ему не терпится взмыть в небо. 9:32 — взлет.

Левый полуразворот, и наша "восьмерка" набирает высоту 1500 футов (около 450 метров) над землей. Идем вдоль кромки океана — внизу хорошо видны крупные суда и рыбацкие лодки, оставляющие за собой тонкий пенистый след. Справа по борту — джунгли, сплошная зеленка. Иногда замечаем крошечные селения, глиняные хижины аборигенов и разбегающихся в разные стороны детишек, напуганных большой рокочущей белой птицей...

10:08. Полет нормальный. Член экипажа Роман Коннов угощает пассажиров леденцами — ну прям как когда-то советский "Аэрофлот". 

10:32. Вертолет слегка начинает водить из стороны в сторону — усиливается боковой ветер, в салоне темнеет — солнце спряталось за свинцовыми тучами. Моросит противный мелкий дождик, на глазах перерастающий в тропический ливень. Закрываем иллюминатор, чтобы не намокнуть. Океан по левому борту, еще недавно изумрудный, становится иссиня-черным. Так скоротечно, за минуты, в Африке меняется погода. Нередко и грозы, для воздушных судов весьма опасная штука...

10:55 — садимся в Сан-Педро. Льет как из ведра. Под навесом большого ангара местные детишки — с любопытством наблюдают за нашим вертолетом, позируют. Там же, рядом — боевая машина с логотипом UN. Командир нашего экипажа подходит к ребятам, расспрашивает о житье-бытье. Учительница говорит, что им привезли гуманитарную помощь. Уезжая из аэропорта в город, машут нам.

Коротая время в ожидании пассажиров, которые полетят обратно (среди них и некий VIP), заходим в кафе утолить жажду. Аэропорт крошечный, но его охраняют вооруженные автоматами военные. VIP так и не подъехал, и на борт поднимаются трое гражданских мужчин и женщина. В хвосте, перетянутые крест-накрест сеткой, лежат их сумки и чемоданы. Кто-то достает ноутбук, кто-то книжку.

12:55 — отрыв. Обратно в Абиджан, с учетом изменившего направление ветра, летим немного другим маршрутом, по большей части над джунглями, время от времени ныряя в клубящиеся низкие облака. Почти полтора часа проходят незаметно. Садимся в 14:20. Здесь тоже дождь. Пассажиры благодарят экипаж и покидают вертолет. За ними, чуть переждав непогоду, выходим и мы. Вертолет заправляют, прикрывая целлофаном, чтобы в топливо не попали дождевые капли — если недоглядеть, это вызовет сбой в работе двигателей...

РАЗВЕДКА. В другой раз слетали в рэки-флайт — разведывательный полет. Такие рейсы также планирует миссия ООН, их задача — воздушная рекогносцировка местности, обеспечение визуальной работы военных и гражданских наблюдателей. Покружив около часа над Абиджаном с шестью чернокожими миротворцами из Того и наснимав город с высоты, штатно приземляемся на базе. Степков изрекает:

— Все как по учебнику... А мне из дому звонили: у сынишки первый зуб прорезался. Растем!..

 

Экстрим. К нему готовят в Украине

Сейчас "стандартные" полеты в Кот-д’Ивуаре — дело обыденное. Но еще недавно все было иначе. В 2011 году во время вооруженных конфликтов три наших экипажа вывозили с поля боя раненых миротворцев. Ситуация была критическая. Украинский полицейский Роман Каркач, четвертый год работающий в Абиджане, эмоциально вспоминает то неспокойное время: 

— Если б не "Украинские вертолеты", не знаю, как бы мы справились. Из-за массовых беспорядков перевозить грузы и пассажиров можно было только вертушками.

Экипажи Николая Худякова, Александра Бортняка, Владимира Черного совершали по три-четыре вылета в день и сумели вывезти из горячих точек 72 раненых. 

— Уставали сильно, да и за безопасность переживали, — вспоминает Худяков. — Нас тогда прикрывали два боевых Ми-24 из 56-го отдельного вертолетного отряда ВСУ, переброшенных в Кот-д’Ивуар из Либерии. 

Экстренные ситуации случаются редко, но к ним нужно быть готовым постоянно, чтобы не застали врасплох.

— С приходом в "Украинские вертолеты" после увольнения из армии мне удалось значительно повысить летное мастерство, — рассказывает второй пилот Николай Харитонов, служивший в Очакове. — Пятый год работает учебный центр, где нас за счет компании обучают английскому, прочим дисциплинам. Практику оттачиваем в Кременчуге: на тренировочные полеты выделяют 15 часов. Работаем с внешней подвеской, летаем ночью, а также с выключением одного двигателя.

В острых, нештатных ситуациях выручают опыт и холодный расчет. В Южном Судане командир "восьмерки" Александр Витушкин перевозил тринадцать пассажиров из города Мабан в Малакал. На высоте 1200 м отказал правый двигатель. Садиться некуда — сплошная пустыня. Долетели на одном, через 50 минут благополучно приземлившись в точке назначения.

 

Быт как дома: борщ, селедочка...

Пилоты и обслуживающий персонал живут в довольно приличных условиях (кондиционеры, стиральная машина, душ, горячая вода, туалеты). Но у них казарменное положение: аэродром — "вилла", как называют место обитания, и назад.

В апартаментах есть кухня с морозильной камерой и холодильником, где ребята готовят пищу. Это не холостяцкое походное варево, а шедевры кулинарного искусства: украинский борщ, картофельное пюре, окрошка, фаршированный перец, замечательная селедочка собственного посола, фруктовые салаты на десерт. Дегустировали и констатируем: качество — высший сорт! Посуду после себя каждый моет сам. На кухне висит график дежурств — порядок идеальный.

Не последнее дело — гигиена. Воду из-под крана пить нельзя, используют только бутилированную. Овощи и фрукты перед употреблением моют с мылом. От малярии предохраняются — пользуются репеллентами, спреями, антимоскитными сетками. Вечером надевают рубашки с длинными рукавами, а вместо шорт брюки.

— Конечно, риск заболеть есть, но пока тьфу-тьфу-тьфу, — стучит по дереву Харитонов...

— За здоровьем следим строго, — добавляет Житник. — Перед  командировкой и после нее за счет компании проходим обязательное медобследование. А командирам полагается по 15 дней в году оздоровительного отпуска в моршинском санатории.

В памятке о правилах поведения на африканском континенте недвусмысленно сказано: ни капли алкоголя и никакого секса. Облико морале — не пустой звук.

— Люди ответственные и сознательные, — комментирует заместитель гендиректора компании Александр Босов. — Раз и навсегда заведено: в загранкомандировке сухой закон и воздержанность. Кто сорвется — потеряет все. Четыре месяца — столько наши специалисты работают в каждой миссии — срок небольшой, можно потерпеть. Зато вернутся живыми-здоровыми и при деньгах...

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять