Интервью с украинским режиссером Николаем Засеев-Руденко: "Моргунов научил попугая ругаться, а кота пить пиво"

Украинский режиссер рассказал, как из-за девушки Леонид Гайдай разругался с Бывалым, из-за чего на съемках приходилось держать за ноги Николая Рыбникова и как Василий Лановой испугался национализма в "Черной раде"

— Николай Викторович, когда мы с фотокором получали пропуска на проходной киностудии Довженко, девочки аккуратно так предупредили, что вы человек... специфический. Что они имели в виду?

— Вот же девчата, змеюки подколодные (смеется). У меня просто есть грех — люблю крепкое словцо. Ну а что — кто из нас не без греха? Кто-то по женщинам ударяет, кто-то спивается. А я вот ругаюсь. И знаешь, может, благодаря этому и чувствую себя на ура? Мне ведь 82 года, между прочим. Нет, что ни говори, а я в отличной форме. У меня жена Оксана моложе меня на 39 лет. Я готовлюсь снять еще одну картину — "Ревизор" по Гоголю. Многие ли в моем возрасте вообще способны сделать кино? Не думаю.

Реклама

— Вот вы говорили о многих, кто ударял по зеленому змию. А как же вы удерживались от подобного соблазна — в актерской-то компании?

— Тяжело было. Все-таки сидеть в компании и не поддерживать ее — это уже из области фантастики. Я же нормальный здоровый мужик. Потому я тоже, конечно, пил. Но, во-первых, знал свою меру, а во-вторых, всегда много работал. А когда работаешь, все остальное уже отходит на второй план. Я же — вдумайтесь только — в кино с 1956 года!

new_image3_227

Реклама

С актерами. Любил их всех.

— Как режиссер вы дебютировали в кино в 1972-м короткометражкой "Афоня, горим!" с замечательной Тамарой Носовой ("Здравствуйте, я ваша тетя") и Алексеем Смирновым ("Операция "Ы"). Как вы, начинающий режиссер, смогли заполучить в картину таких матерых актеров?

— Да все просто было! С Носовой мы тогда жили как гражданские супруги. А с Лешей я давно был в хороших отношениях. Так что попробовали бы они мне отказать! Снимал я "Афоню" в Васильковском районе под Киевом. Там для меня родные места — друзья, родичи, знакомые... И уже много лет спустя, в 1999-м, там же снимал свою "Черную раду". Там же природа, натура — благодать! Все, кто знал, приехали на площадку посмотреть, как "Микола працює". Один подходит и говорит: "Вот смотрю я, сидишь ты на стульчике, актеров к себе подзываешь. И это все? И это ты режиссер? Тю, и я так могу!" (смеется).

Реклама

После "Рады" меня часто спрашивали: "Николай Викторович, а как это вы смогли за каких-то четыре миллиона гривен снять целых 9 серий по 55 минут каждая? С проявкой материала на пленке Kodak в Будапеште?". Я отвечал очень просто: "Деньги не п**дил".

— За годы вашей работы в кино кого вы только не сни­мали: Николай Рыбников, Георгий Вицин, Евгений Моргу­нов, Михаил Пуговкин, Игорь Старыгин... О сотрудничестве с такими легендами можно только мечтать!

— Это так, мне действительно повезло. Понимаешь, я любил своих актеров. И вообще, если человек западал мне в душу после какой-то картины, то я старался брать его и в следующую. Все-таки работать с друзьями намного приятнее, чем с незнакомцами. Единственный, кто меня разочаровал, так это Василий Лановой. В "Черной раде" он должен быть играть одну из ключевых ролей — гетмана Богдана Хмельницкого. Сделали пробы, утвердили. И вот буквально за пару дней до начала съемок он мне звонит и говорит: "Знаешь, Коль, не буду играть. Я тут услышал, что тебя собираются заставить снять откровенно националистическую картину. Извини, но я пас". Я — ему: "Да кто же меня заставит? О чем ты? Это же просто историческое кино!" Ну и ладно, пас так пас. Как говорится, не хочешь — иди на три известных буквы.

Я сразу же позвонил Алексею Петренко. Тот не подвел — согласился без вопросов. И, скажу вам, сыграл великолепно. А на память о Лановом я оставил у себя в кабинете его фотку в гриме и костюме гетьмана — вон на стене висит.

new_image2_290

На съемках. "Выстрел в гробу".

— Говорят, что Евгений Моргунов был человек, как бы это помягче сказать... злой. Вы снимали его в двух своих комедиях: "Бравые парни" и "Выстрел в гробу". Каким он вам запомнился?

— Правду говорят — он не всегда поступал хорошо. При этом я не сказал бы, что он был злым, нет, но нехорошие поступки — это факт. К примеру, когда мы снимали "Выстрел в гробу", нас принимали в каком-то колхозе. Союза уже не было, а колхозы еще были живы. Так вот, нас "гулял" какой-то тамошний начальник. Напитки, вареники гигантские — еще бы, такие звезды кино! И вот посреди застолья заскучавший Моргунов вдруг решительно так спрашивает у этого начальника: "Скажи-ка, батя, а как у вас тут с оральным сексом?". Понятно, что он употребил другой термин, это я сейчас его культурно смягчил. В общем, тот трудяга явно впервые услышал это слово и, естественно, не понял его значения. Он подумал, что его о какой-то сельхозкультуре спрашивают. И грустно так, даже виновато ответил: "К сожалению, показатели очень низкие. Мы уж старались-старались, но все впустую! Не хочет он в рост идти, хоть ты тресни". Представляете? Мы все, понятное дело, прифигели. Мол, нельзя так с людьми — что ж ты творишь такое?! А он возьми и учуди ту же шутку уже в следующем колхозе. Была в нем вот эта странная червоточина. Он, к примеру, мог запросто в ресторане что-то в блюдо подкинуть, чтобы закатить скандал и не платить за него. Естественно, ему приносили новое блюдо. Он постоянно такое откалывал. Его многие поэтому и не любили. Никулин так вообще просто не переваривал. И Леонид Гайдай (режиссер "Кавказской пленницы") тоже. Знаете, кстати, из-за чего они поссорились?

— Вроде из-за женщины?

— В какой-то мере да. Был просмотр какого-то материала, на который Моргунов заявился с очередной девочкой. Гайдая это жутко возмутило: "Посторонних прошу очистить комнату!". Женя в ответ взвился: "Это кто тут посторонний?! Я? Она? Это ты тут посторонний!". На этом их сотрудничество и закончилось.

1_132

Супруга. Оксана Ковалева.

— Говорят, Моргунов обожал длительные застольные посиделки?

— Было дело. Никогда не забуду, как мы обмывали "Выстрел в гробу" (актерам тогда, кстати, гонорары собирались выплачивать купонами, а зачем им эти бумажки в Москве? Пришлось бегать, суетиться, искать им рубли). И вот мы на квартире у Вицина сидим, культурно отдыхаем: стол, графинчик, закусочка. Сам Вицин при этом не употреблял. Он же был йогом и очень заботился о том, что попадает в его организм. И тут вдруг в разгар веселья раздается зычное: "Ссссукиии, пьете?". Оказалось, это сказал попугай Моргунова — тот научил птицу ругаться и весьма этим гордился. Он вообще обожал "измываться" над животными. К примеру, моего кота — мне не с кем было его оставить, и я взял его с собой на съемки — он натаскал пить пиво, и бедная зверюга постоянно была то под мухой, то с бодуна. Причем я долгое время все никак не мог понять: и чего это мой кот все к Моргунову ходит и ходит!

А вообще, тяжелая у него была судьба. У Жени ж сын погиб — Колька. На машине разбился. Он узнал об этой трагедии, возвращаясь домой из Киева, где отмечал юбилей короткометражки "Пес Барбос". Я ему еще тогда "Киевский" торт в подарок купил и на поезд посадил. На следующее утро позвонил, чтобы спросить как он доехал, а его супруга мне говорит: "А у нас трагедия". После похорон Моргунов сказал мне: "Я когда сына в гробу увидел, то понял, что больше не хочу жить". И через какой-то год его не стало. Но чаще, конечно, люди нашей профессии умирали от водки.

— Спивались подчистую?

— Да... Ох уж эта водяра! Боже, сколько от нее людей ушло на киностудии Довженко! Не перечесть. Ваня Миколайчук... Актер от бога. Я навещал его в больнице, в которой тогда лечились члены Союза кинематографистов. Приехал я, захожу к нему в палату, а он лежит зеленый весь. Поговорили немного, спрашиваю: "Ванечка, друзья к тебе хоть приходят?". А он такой: "Открой тумбочку". Открываю — а там две бутылки водки. Не только на нашей студии она людей губила — везде. Почему всех к ней так тянуло? Хоть ты убей меня, не знаю.
Возьми того же Грибова (актер МХАТа Алексей Николаевич Грибов, многие хорошо помнят его по роли капитана из "Полосатого рейса". — Авт.). Прекрасный актер. Но если он 50 граммов на грудь не возьмет — все, злой, необаятельный. А как выпил — ну просто другой человек!

А Коля Рыбников, царствие ему небесное? Снимал его в картине "Без году неделя" — он играл начальника управления речного флота. Спрашиваю: "Где Николай?". Мне говорят: "Такая ситуация... в общем, мы его спать уложили". Я разозлился: "Какое спать — он в кадре должен стоять!". Привели. Лица на нем, конечно, не было. Мы посадили его — ассистенты держали за ноги, чтобы не свалился. Ему надо было сказать всего одну фразу: "Дорогие товарищи выпускники!". Что он нам там только ни говорил, мать честная! Благодаря алкоголю "выпускники" стали и "закусниками", и "выпивняками". Кошмар просто...

3_92

Богда Ступка. Снялся у режиссера в 9-серийной "Черной раде".

— Да неужели все так по-черному пили?

— А что им делать еще? День идет съемка, а два сидишь в отеле и плюешь в потолок. Скучно. Отсюда — водка, курево, бабы. Я ведь многих актеров снимал. И да — пили все. Разве что кроме все того же Вицина. Да еще Николая Олялина — правда, Коля не пил, потому что к тому времени уже выпил все, что мог.

Кстати, об Олялине. Прекрасный пример того, как важна для актера фортуна. Он тогда снялся в картине "Дни летные" — играл там летчика. В это же время режиссер Юрий Озеров искал глав­ного героя для своей саги "Освобождение". Его помощники с ног сбились — всех перепробовали, но все было не то. И вот Озеров в гостинице случайно по телеку увидел эти самые "Дни летные", и его как током — вот он, тот, кого он так долго искал! И Олялина взяли, после чего он стал знаменит. Не мужик был — огонь! Жаль, что его уже нет. Из тех, кого я снимал, — имею в виду мужчин — уже никого почти не осталось, все умерли.

— Скажите, проблемы с вашими актерами случались? Все-таки у вас что ни мужик в кадре, то секс-символ советского кино. Девушки, наверное, площадку просто в осаду брали?

— Все актеры бабники. Тот же Вицин — как он знатно к моей супруге Оксане подкатывал! Пришлось ему тихо объяснить, что он неправ.

6_40

— В 80-х в своей картине "Странный отпуск" вы снимали Юрия Богатырева. Прекрасный фактурный актер, который ушел из жизни в 41 год. Говорят, что все из-за его нетрадиционной сексуальной ориентации?

— Да, к сожалению, из-за этого над ним многие глумились. Я помню, как однажды он зашел в буфет, где завтракали актеры, и кто-то четко и громко сказал: "О, наша девочка пришла". Представляете, каково ему было такое слышать? Он и правда очень страдал от этой своей ориентации. А ведь был замечательным человеком, очень ранимым. Картины рисовал. Удивительно, но я почему-то особенно четко запомнил, что у него был 46-й размер ноги. Мы для съемок не смогли найти ему подходящей обуви. Он так и снимался — босиком.

Юра честно пытался измениться — заводил романы с девушками. Но... проклятые дружки-приятели его в пу­чину какую-то засасывали. И выбраться из нее он уже не смог.

5_50

Рыбников. Был большим любителем заложить за воротник.

— В ваших "Бравых парнях" впервые за 35 лет после "Тихого Дона" встретились две звезды этого легендарного фильма: Элина Быстрицкая (играла Аксинью) и Петр Глебов (Григорий Мелехов)...

— Это была знаковая встреча. Элина ведь не знала, что снова сыграет с Глебовым, а вот он как раз был в курсе. Встретил ее — букет шикарный к ногам положил. В общем, включил актерские понты (смеется).

Но это сработало — Быстрицкая оценила жест и ситуацию — в ее глазах были слезы...

Изначально ведь на роль Мелехова утвердили Шворина Сашу, сыгравшего в "Летят журавли", а Петя Глебов в то время играл мелкие роли в Театре имени Станиславского. Вот он буквально упросил помощника режиссера: "Дайте мне хоть эпизод в "Доне" сыграть. У меня двое детей, живу в коммуналке". Ну, ему и дали.

Петя мне потом рассказывал: "Представляешь, стою загримирован под есаула, курю. В это время по коридору идет Сергей Герасимов (режиссер "Дона", — Авт.) со съемочной группой.

И сразу — мне: "Кто такой? Будешь играть у меня Мелехова".

Гримеры Пете потом несколько часов нос делали — у Глебова он ведь картошечкой. А вообще сейчас уже даже смешно вспоминать, что в постельных сценах Элина между собой и Петей целомудренно шинельку тогда подкладывала! Ну не нравился ей тогда Петя — старым его посчитала.

4_72

Николай Олялин. Попал в "Освобождение" благодаря случаю.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять