Юрий Никитин – о знакомстве с KAZKA, сумме на раскрутку артистов и феномене Сердючки

1 октября 2018, 20:00
Продюсер также рассказал, чем отличается музыкальный бизнес в России и Украине

Юрий Никитин. Фото: instagram.com/yuriynikitin

Известный украинский продюсер и генеральный директор компании MAMAMUSIC Юрий Никитин в интервью Сегодня.Lifestyle рассказал о том, как он познакомился с группой KAZKA, зачем они принимали участие в "Х-факторе", почему на "Евровидении-2007" Верка Сердючка заняла второе место, а также о главных этапах украинского музыкального бизнеса.

- Вы были и есть первопроходцем в украинском шоу-бизнесе. Прошло уже более 25 лет с того момента. Как вы считаете, в правильную ли сторону шагнул украинский музыкальный бизнес и какой момент можно считать поворотным, помимо самого начала?

Реклама

- Мне кажется, он развивается так, как должен развиваться, во всех смыслах. С точки зрения культивирования и статуса украинских исполнителей – настолько высоко их планка не поднималась, в принципе, никогда. Давайте поговорим о поворотных моментах в музыкальном бизнесе в контексте артистов, с которыми сотрудничаю я. Учитывая то, что многие из них – знаковые, вот и получится плюс-минус история, как развивался музыкальный бизнес в нашей стране.

И первый такой поворотный момент для меня – знакомство и начало работы с Ириной Билык в 1990 году. Пример нашего сотрудничества – фактически, один из первых случаев работы артиста с профессиональным менеджментом – структурой в новой украинской музыке. Музыкальный рынок Украины в первые годы Независимости находился практически на нулевой отметке – полное отсутствие инфраструктуры и каких-либо инвестиций в бизнес. Так что смело можно сказать, что мы одни из тех, кто закладывал основу будущей индустрии.

Юрий Никитин
Фото: instagram.com/yuriynikitin

Первая серьезная волна интереса к украинской популярной музыке началась с 1995 года и продлилась до 1998-го. В этот период мы издали два альбома Ирины Билык, которые сегодня считаются культовыми – "Так Просто" и "Фарби". Легальный тираж обоих превысил полмиллиона копий (кассет). И это был серьезный переломный момент, потому что до этого ни один отечественный исполнитель в Украине в таком количестве ничего не продавал.

Реклама

Важным стал и факт организации нами компании NOVA RECORDS, которая активно занималась поиском и изданием прогрессивной украинской музыки. Кстати, среди первых релизов был и альбом группы "Океан Эльзы" – "Я на небi був".

Следующий знаковый период для развития рынка случился в 2003-2006 годах, когда Verka Serduchka стала артистом номер один в СНГ. Два ее музыкальных альбома – "Хорошо" и "Чита-дрита", очевидно, – самый громкий и успешный музыкальный релиз за всю историю украинской независимой музыки.  

Верка Сердючка с мамой
Фото: instagram.com/v_serduchka

Гастрольная география Verka Serduchka была настолько широкой, насколько можно себе только представить и включала, как все страны СНГ, так и диаспорные рынки. В тот период мы редко работали меньше двух-трех концертов на одной площадке за один приезд. В Нью-Йорке, например, это было шесть аншлаговых концертов подряд, а в Москве – два Дворца спорта "Лужники".

Реклама

В 2007 году, находясь на пике популярности, Verka Serduchka заняла второе, а не первое место на "Евровидении", мне стало абсолютно ясно: победа в таком конкурсе – не случайный вопрос. Это политика. Ни одна из стран, где Verka Serduchka была артистом "номер 1", не поставила нам 12 балов. 

- Часто ли начинающие артисты просят у вас профессиональные советы?

- Начинающие не часто. А если и приходят за советами, то крайне редко следуют им.  Молодые люди, которые только начинают, как будто бы сразу знают, что им делать: какие песни им петь, как записывать, как заливать их в сеть. У нас ведь все разбираются в музыке, политике и футболе, не так ли?

Чаще с вопросами обращаются артисты, которые уже сделали первые шаги, потратили свои сбережения, но при этом так и не начали зарабатывать. И я с радостью делюсь тем, что знаю. Я всегда за развитие музыкальной индустрии.

Кстати, для этого я и запустил образовательную программу "NIMBS: Школа музыкального бизнеса". У меня накопилось много информации и материала, который мне просто необходимо передавать дальше, делиться им. 

Я сам прошел длинный путь и первые 10 лет карьеры действовал крайне не осознанно, до конца не понимая законов и устройства бизнеса. Прочитать же негде было, интернета не было. Я пишу авторские программы – курсы, один из которых, к слову, на днях пройдет в Киеве, я их провожу для того, чтобы сэкономить время и деньги начинающих артистов.  

Юрий Никитин
Фото: instagram.com/yuriynikitin

- Расскажите о своем сотрудничестве с группой KAZKA. Как познакомились с солисткой коллектива и как образовалась сама группа? 

- Мы познакомились с Сашей – вокалисткой KAZKA – на кастинге в группу NIKITA в Одессе. Именно! Для нее, понятно, это был фан. Она вышла на сцену последней и очаровала всех ребят, кто организовывал прослушивание. С того момента, осенью 2016 года, мы постоянно думали о ней, подбирая подходящие концепции проектов, в которых она бы могла чувствовать себя абсолютно органично. И такой день настал. В январе 2017 мы записали первый трек "Свята" и поняли, что это именно тот продукт, тот голос и тот концепт, который изменит представление об украинской популярной музыке, и не только в Украине.

Месяцем позднее к группе присоединился андеграундный музыкант Никита. И при том, что популярность "Свята" росла стремительно и все было как нельзя лучше, нам не хватало третьего участника, который бы привнес в KAZKA украинский колорит и добавил более глубокие смыслы.

Юрий Никитин и Александра Зарицкая
Фото: instagram.com/yuriynikitin

Таким человеком стал Дима – простой парень из села в Черновицкой области. В прошлом – пастух, а теперь – студент столичного университета. Играть на сопилке (а он играет на всех видах сопилок, включая те, что делает сам), как гласит легенда, он начал в то время, когда занимался выпасом коров.

Фактически датой основания группы мы считаем 1 марта 2017 года Именно в этот день мы выгрузили "Свята" в сеть. Но поскольку группа не была до конца сформирована, то никаких активных действий с проектом не происходило, вплоть до того момента, когда трек стал песней №1 в отечественном радиоэфире, а прослушивания в YouTube превысили один миллион.

Именно тогда, летом 2017, и началась серьезная работа над проектом – стратегии, инвестиции, подготовка к съемкам первого клипа.  Прошло чуть больше года с момента включения MAMAMUSIC в проект. За это время мы сняли три видео, выпустили четыре сингла, последний из которых – "Плакала" стал песней "Номер 1" на многих территориях, включая и Россию, а в YouTube трек уже послушали почти 50 миллионов раз.

Сегодня песня на украинском языке играет в эфире российских федеральных радиостанциях, а это единичные случаи за всю историю украинской музыки (наряду с ранними ВВ, "Бумбокс" и "Океан Эльзы"). Именно поэтому трек "Плакала" и называют феноменом.

- Сколько стоит раскрутка начинающего артиста?

- Это один из часто задаваемых вопросов: "Сколько нужно денег, чтобы состояться? Чтобы стартануть?" и т.д., и я не скажу ничего нового, если отвечу, что: "Все зависит от артиста!" Это во-первых. И во-вторых: от стратегии, которую артист или его менеджмент выбирает для себя.

Мне часто задают вопрос: "Почему так мало новых артистов на рынке?". На самом деле их много. Но молодежь сейчас старается позиционировать себя как независимых (от продюсеров и менеджеров) артистов. Они пытаются все делать сами, считая, что это круто и просто. Но в то же время не обладая достаточным ресурсом, знаниями, инструментами. 

Они просто пишут песни и выкладывают их в сеть, а она, понятно, не становится популярной в общей массе. Потому что без видения, правильного концепта, четкой стратегии ничего не выйдет. А еще и не забывайте про деньги, которые необходимо инвестировать. Время аматоров проходит. Плотность рынка сегодня очень высокая – старые артисты не уходят, а новые приходят каждый день. Это и диктует бюджеты на раскрутку.

Если посмотреть на KAZKA, можно подумать, что потрачены миллионы. Но на самом деле мы укладывались в довольно скромный бюджет. Так как с самого начала позиционировали проект, как независимый, как True артист. Для нас первичным была музыка, а не обвязка. Именно поэтому мы экономили на всем, кроме написания и производства музыкального материала.

Кто-то пишет песни сам для себя – и это не стоит ничего, кто-то делают аранжировки на кухне для себя – и это тоже не стоит ничего. Очень часто, когда музыканты снимают клипы на мобильный телефон и укладываются в бюджет 10 тысяч гривен . И наряду с этим бюджеты новых клипов отечественных суперзвезд доходят до 100-150 тысяч долларов. Плюс – солидный бюджет на продвижение.

То есть у каждого свой путь развития. Для одних, чтобы донести свой продукт до максимально широкой аудитории, нужно вложить массу денег в продвижение. А для кого-то достаточно просто залить песню в сеть. Например, на продвижение самого трека "Плакала" в YouTube мы не потратили ни одного доллара. 50 миллионов просмотров – чистая органика.  

Вы можете сами написать песню, а можете купить у именитого автора за несколько тысяч долларов. И так во всем. И это решение зависит исключительно от вас самих.    

- Но ведь долго так продолжаться не может, так или иначе придется снять клип подороже?

- И снова – зависит, например, от музыкального направления и ниши, которую вы выбираете. Вопрос не в "дорого-дешево". Вопрос – насколько точно.

Плюс каждое новое видео, каждый новый маркетинговый шаг не должны повторяться, даже если ты повторяешь сам себя. Проект должен эволюционировать. Только при таком раскладе зритель не будет терять к артисту интерес. И самое важное – идеи. И они тоже не связаны напрямую с "дорого-дешево", просто они могут быть реализованы с разным размахом.

Например, новая видеоработа Ольги Горбачевой "Хорошие новости" – не очень дорогая в реализации. Ее задача – "включить" трек, не отвлекать от него внимание, и клип отлично справляется с этим. Аналогичная история с песней "Плакала". Эти песни настолько хороши, что главное – не помешать им.

Группа KAZKA
Фото: instagram.com/kazka.band

- Почему KAZKA пошла на "Х-фактор"?

- Этот шаг был частью стратегии. "Х-фактор" не был проектом ради проекта как у большинства участников. С помощью участия в нем мы решали несколько основных задач. Песня "Свята" летом 2017-го была треком "номер 1" в Украине в радиоэфире. Слушатели знали трек, но то, что его поет группа KAKZA – нет. Так часто бывает, особенно на этапе запуска проекта. Никто не знал, как выглядят участники и т.д. Так что первая задача заключалась в том, чтобы построить мощную ассоциативную связь между группой, песней "Свята" и аудиторией.

Во-вторых: Саша (солистка группы) не имела опыта работы на сцене, никогда профессионально не занималась вокалом. Так что "Х-фактор" был тем проектом, который реально мог ее чему-то научить, закалить. В-третьих: к коллективу только присоединился Никита, и не как сессионный музыкант, а "лицо" проекта, и нам было важно показать и его.

Юрий Никитин
Фото: instagram.com/yuriynikitin

- Вы говорили о том, что многие наши артисты популярны и в России. Чем отличается музыкальный бизнес в России и в Украине?

- У нас рынок намного меньше, динамичнее, и для того чтобы быть успешными, здесь нужно совершать очень оригинальные креативные действия, чтобы опережать своих конкурентов. В России сделал крутой трек и можешь с ним два года гастролировать, потому что страна огромная, рынок более инертный, цикл жизни альбома намного длиннее, чем у нас. 

Новый этап в карьере артиста в Украине должен проходить не реже полутора лет. Тогда как в России это в среднем – три года.  На российский рынок тяжелее входить, но можно на дольше в нем остаться. И еще. Российский рынок существует давно (СССР). Многие яркие и большие артисты там уже состоялись и перешли в другую касту, заняли свои ниши на рынке, и поэтому для нового не так уж и много места. Это если говорить о традиционных стилях музыки. 

Но что касается интернет-героев, то да, их там много, и в их мире все развивается совершенно иначе. Вы спрашивали, почему украинские громкие имена пользуются такой популярностью в России? Там они – новички, но с огромной базой слушателей, опытом, репертуаром. Вот, новый артист появился, говорят россияне. Но, на самом деле – это суперзвезда, о которой там не знали до сих пор. Так происходит со всеми – Лорак, Лобода, Барских, Потап и Настя, "Время и Стекло", Алексеев и другие – все они имели успешное развитие в Украине до того, как стать популярными в России артистами.